Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе детского сада на тему:
Звук «Ж» и «семантическое поле» слова «медвежонок»
Цели:
Образовательные:
- Формирование и расширение «семантического поля» слова «медвежонок», развитие валентности слов.
- Расширение знаний детей об образе жизни и значении медведей в природе.
Коррекционные:
- Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях, связной речи.
- Развитие функции словоизменения.
- Развитие общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики.
- Воспитание нижнедиафрагмального дыхания.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Уточнение и расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «медвежонок» и развитие валентности слов.
- Развитие связной речи.
Воспитательные:
- Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.
- Воспитание умения выслушивать друг друга.
Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка «Медвежата в лесу».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
За мной повторите: медвежонок, медвежата, медвежат.
2. Развитие фонематического слуха.
Слушание образца нормированной речи.
Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждет,
Ведь на ужин медвежонок
Пьет охотно жидкий мед.
- Выделите звук, который встречается чаще других.
3. Объявление темы.
Сегодня мы будем учиться произносить звук «Ж» в слогах, словах и предложениях, а поможет нам подготовиться к этому логопедическая зарядка.
4. Логопедическая зарядка. Общее расслабление.
Медвежонок готовится к рекордам,
Будет заниматься спортом.
Медвежонок лапы напрягает,
Штангу кверху поднимает.
Держит 1,2,3,4,5,
Можно штангу опускать.
Медвежонок низко приседает и по камушкам шагает,
Возвращается обратно.
Расслабление приятно. (Дети выполняют движения по тексту).
- Развитие мелкой моторики.
Этот медвежонок хочет спать,
Этот медвежонок – прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот уж давно заснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит. (Загибают поочередно пальцы, начиная с большого)
Тише, тише, не шумите, (грозят пальчиком)
Медвежат не разбудите.
Станут птички распевать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будут медвежата вставать.
Ура! Ура! Ура!
Медвежатам гулять пора.
5. Артикуляционная гимнастика.
1. «Маятник» — погладить языком верхнюю губу из стороны в сторону.
2. «Между воротами» — завести язык между верхней губой и зубами, погладить зубы с внешней стороны.
3. «Почистим зубки» — языком погладить верхние зубы изнутри слева направо и наоборот.
4. «Дятел» — постучать за верхними зубами по альвеолам т-т-т, рот открыт «на палец».
5. «Чашечка» — показать широкий язык и сделать «чашечку», т. е. закруглить конец языка с трёх сторон.
6. «Вкусное варенье» — обнять чашечкой языка верхнюю губу.
7. «Фокус» — поднять чашечку языка к верхней губе и сдуть бумажку с кончика носа.
8. «Шалун» — чашечку языка прижимать попеременно то к верхней губе, то к альвеолам, то между верхними зубами и губой.
9. «Маляр» — чашечкой языка гладить нёбо от зубов внутрь, во рту язык остаётся широким.
6. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания.
В магазин медвежата ходили,
Шарик там себе купили:
Будут шарик надувать,
Будут шариком играть.
Раздувайся наш шар,
Раздувайся большой
Оставайся такой
И не лопайся!
7. Автоматизация звука «Ж» в слогах.
- Чтение слогов в игровой форме.
Прочитайте слоги, назовите, какие ягоды несет медвежонок в свое жилище.
ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ
Медвежонок несет ежевику.
8. Автоматизация звука «Ж» через семантическое поле слова «медвежонок», развитие валентности слов и функции словоизменения.
- Выделение главного слова. Закончите четверостишие.
Метет в лесу метелица.
В берлоге спит медведица.
С нею рядышком лежат
Двое толстых ….(медвежат).
Что обозначает слово «медвежонок»?
Медвежонок - детеныш медведя и медведицы.
9. Звуко-слоговой анализ слова «медвежонок».
- произнесите слово «медвежонок», чётко проговаривая все звуки.
- Сколько слогов в слове «медвежонок»?
- Определите место звука в слове «медвежонок».
9. Попробуйте запомнить словосочетания с родственными словами.
Важный медвежонок, жадные медвежата, медвежий угол, медвежья услуга.
Скажите, что обозначают эти выражения:
Медвежий угол (отдалённое, глухое место)
Медвежья услуга (об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы.)
- Сосчитайте
Один Два Много
Медвежонок Медвежонка Медвежат
- Помогите закончить предложения, вставляя нужное слово.
В густом валежнике живут … медвежата.
Женя и Жора увидели на поляне … медвежат.
Женя и Жора подбежали к … медвежатам.
Женя и Жора жалеют … медвежат.
Женя и Жора подружились с … медвежатами.
Женя и Жора рассказали Жанне о … медвежатах.
- Вставьте по смыслу слова.
Не знали (медвежата),
Что колются ежата,
И давай с ежатами играть как с (медвежатами).
Вдруг (медвежата) в слезы:
– Ёжики – занозы!
Испугались ежики:
Несут щипцы и ножики.
И давай по штучке
Вынимать колючки.
Повторите за мной слова, обозначающие действие предмета.
Лексика: бежать, дружить, дрожать, ежиться, лежать, жевать, ждать.
Что делали медвежата? Составьте предложения.
Ответы детей: Медвежата бежали по лужам. Медвежата дружили с животными. Медвежата дрожали от стужи. Медвежата ежились от утренней свежести. Медвежата лежали на животе. Медвежата жевали жуков и ежевику. Медвежата ждали на лужайке.
10. Составление рассказа по сюжетной картинке «Медвежата».
Примерный рассказ.
На лесной полянке лежала старая сосна. На поляну вышла медведица с медвежатами. Весело играли медвежата, грелись на солнышке, дрались. Вот один медвежонок залез на сосну и заснул. Другой медвежонок залез на эту же сосну. Третий медвежонок пошел на двух лапах по дереву. Медведица стояла около медвежат. Она охраняла их.
11. Итог занятия.
- Какой звук встречался чаще других?
- Про кого вы сегодня узнали?
- Назовите однокоренные слова к слову «медвежонок».
Использованная литература, источники информации:
1. Поле речевых чудес. Учебное пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелыми нарушениями. Екатеринбург, 1996 г.
2. Сюжетная картинка «Мишки в лесу» :
3. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=мишки в лесу&noreask=1&pos=0&lr=50&rpt=simage&uinfo=ww-1583-wh-736-fw-1358-fh-530-pd-1&img_url=http%3A%2F%2;
4. Сюжетная картинка «Ежики и медвежата» из книги «Поле речевых чудес», страница 152.
Читайте также |
---|
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры…
Организация образовательной деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников Красота родного края...
Путешествие в мир народной куклы
Путешествие в мир народной куклы Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…
Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...