Сайт для воспитателей детских садов



Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе детского сада на тему:
Звук «Ж» и «семантическое поле» слова «медвежонок»

 

Цели:

Образовательные:

- Формирование и расширение «семантического поля» слова «медвежонок», развитие валентности слов.

- Расширение знаний детей об образе жизни и значении медведей в природе.

Коррекционные:

- Автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

- Развитие функции словоизменения.

- Развитие общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики.

- Воспитание нижнедиафрагмального дыхания.

- Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Уточнение и расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «медвежонок» и развитие валентности слов.

- Развитие связной речи.

Воспитательные:

- Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.

- Воспитание умения выслушивать друг друга.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка «Медвежата в лесу».

 

Ход занятия.

1. Организационный момент.

За мной повторите: медвежонок, медвежата, медвежат.

2. Развитие фонематического слуха.

Слушание образца нормированной речи.

Неуклюжий медвежонок

Ежедневно ужин ждет,

Ведь на ужин медвежонок

Пьет охотно жидкий мед.

- Выделите звук, который встречается чаще других.

3. Объявление темы.

Сегодня мы будем учиться произносить звук «Ж» в слогах, словах и предложениях, а поможет нам подготовиться к этому логопедическая зарядка.

4. Логопедическая зарядка. Общее расслабление.

Медвежонок готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Медвежонок лапы напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1,2,3,4,5,

Можно штангу опускать.

Медвежонок низко приседает и по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно. (Дети выполняют движения по тексту).

- Развитие мелкой моторики.

Этот медвежонок хочет спать,

Этот медвежонок – прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот уж давно заснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.         (Загибают поочередно пальцы, начиная с большого)

Тише, тише, не шумите,     (грозят пальчиком)

Медвежат не разбудите.

Станут птички распевать,             (сжимают и разжимают кулачки)

Будут медвежата вставать.

Ура! Ура! Ура!

Медвежатам гулять пора.

5. Артикуляционная гимнастика.

1. «Маятник» — погладить языком верхнюю губу из стороны в сторону.

2. «Между воротами» — завести язык между верхней губой и зубами, погладить зубы с внешней стороны.

3. «Почистим зубки» — языком погладить верхние зубы изнутри слева направо и наоборот.

4. «Дятел» — постучать за верхними зубами по альвеолам т-т-т, рот открыт «на палец».

5. «Чашечка» — показать широкий язык и сделать «чашечку», т. е. закруглить конец языка с трёх сторон.

6. «Вкусное варенье» — обнять чашечкой языка верхнюю губу.

7. «Фокус» — поднять чашечку языка к верхней губе и сдуть бумажку с кончика носа.

8. «Шалун» — чашечку языка прижимать попеременно то к верхней губе, то к альвеолам, то между верхними зубами и губой.

9. «Маляр» — чашечкой языка гладить нёбо от зубов внутрь, во рту язык остаётся широким.

6. Воспитание нижнедиафрагмального дыхания.

В магазин медвежата ходили,

Шарик там себе купили:

Будут шарик надувать,

Будут шариком играть.

Раздувайся наш шар,

Раздувайся большой

Оставайся такой

И не лопайся!

7. Автоматизация звука «Ж» в слогах.

-  Чтение слогов в игровой форме.

Прочитайте слоги, назовите, какие ягоды несет медвежонок в свое жилище.

ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ

Медвежонок несет ежевику.

8. Автоматизация звука «Ж» через семантическое поле слова «медвежонок», развитие валентности слов и функции словоизменения.

-  Выделение главного слова. Закончите четверостишие.

Метет в лесу метелица.
В берлоге спит медведица.
С нею рядышком лежат
Двое толстых ….(медвежат).

Что обозначает слово «медвежонок»?

Медвежонок - детеныш медведя и медведицы.

9. Звуко-слоговой анализ слова «медвежонок».

- произнесите слово «медвежонок», чётко проговаривая все звуки.

- Сколько слогов в слове «медвежонок»?

- Определите место звука в слове «медвежонок».

9.  Попробуйте запомнить словосочетания с родственными словами.

 Важный медвежонок, жадные медвежата, медвежий угол, медвежья услуга.

Скажите, что обозначают эти выражения:

Медвежий угол (отдалённое, глухое место)

Медвежья услуга (об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы.)

- Сосчитайте

Один                                    Два                                            Много

Медвежонок                       Медвежонка                               Медвежат

-  Помогите закончить предложения, вставляя нужное слово.

В густом валежнике живут …                     медвежата.

Женя и Жора увидели на поляне   …           медвежат.

Женя и Жора подбежали к     …                   медвежатам.

Женя и Жора жалеют           …                     медвежат.

Женя и Жора подружились с …                   медвежатами.

Женя и Жора рассказали Жанне о   …         медвежатах.

- Вставьте по смыслу слова.

Не знали (медвежата),

Что колются ежата,

И давай с ежатами играть как с (медвежатами).

Вдруг (медвежата) в слезы:

– Ёжики – занозы!

Испугались ежики:

Несут щипцы и ножики.

И давай по штучке

Вынимать колючки.

«Ежики и медвежата»

 

Повторите за мной слова, обозначающие действие предмета.

Лексика: бежать, дружить, дрожать, ежиться, лежать, жевать, ждать.

Что делали медвежата? Составьте предложения.

Что делали медвежата

Ответы детей: Медвежата бежали по лужам. Медвежата дружили с животными. Медвежата дрожали от стужи. Медвежата ежились от утренней свежести. Медвежата лежали на животе. Медвежата жевали жуков и ежевику. Медвежата ждали на лужайке.

10. Составление рассказа по сюжетной картинке «Медвежата».

Примерный рассказ.

На лесной полянке лежала старая сосна. На поляну вышла медведица с медвежатами. Весело играли медвежата, грелись на солнышке, дрались. Вот один медвежонок залез на сосну и заснул. Другой медвежонок залез на эту же сосну. Третий медвежонок пошел на двух лапах по дереву. Медведица стояла около медвежат. Она охраняла их.

«Мишки в лесу»

 

11. Итог занятия.

- Какой звук встречался чаще других?

- Про кого вы сегодня узнали?

- Назовите однокоренные слова к слову «медвежонок».

 

Использованная литература, источники информации:

1. Поле речевых чудес. Учебное пособие по коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелыми нарушениями. Екатеринбург, 1996 г.

2. Сюжетная картинка «Мишки в лесу» :

3. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=мишки в лесу&noreask=1&pos=0&lr=50&rpt=simage&uinfo=ww-1583-wh-736-fw-1358-fh-530-pd-1&img_url=http%3A%2F%2;

4. Сюжетная картинка «Ежики и медвежата» из книги «Поле речевых чудес», страница 152.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Лев
    [quote name="Ольга"]Ни на Ивановна, СПАСИБО!!!Отлич ный сценарий!Была бы очень благодарна, если бы ...

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо за разнообразие и вдохновение)!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Ольга Николаевна, это потрясающая идея! Спасибо)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Очень насыщенно)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Замечательно описано), уже хочется поиграть,))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт