Конспект занятия в средней группе
«Гости весеннего леса»

 

Цели:

Образовательные

  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Расширять и закреплять представление детей о перелётных птицах.
  • Работать над грамматическим строем речи.
  • Учить выделять лишний предмет с объяснением.

Развивающие

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление (устанавливать причинно-следственные связи).

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к родной природе, доброе и бережное отношение к пернатым друзьям.
  • Формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу.

Оборудование: мнемотаблица «Признаки весны», игрушечная птичка, игрушка Карлуша, стакан с водой, камешки, изображения ласточки, скворца, журавля, грача и места их прилёта, мяч, набор картинок для игры «Четвёртый лишний», фонограмма голосов птиц, бумага для аппликации.

Предварительная работа:  

  • наблюдение за птицами на участке во время прогулки;
  • отгадывание загадок о птицах и весне;
  • чтение художественной литературы о весне и птицах;
  • разучивание стихов данной тематики;
  • прослушивание аудиозаписи голосов птиц;
  • рассматривание иллюстраций «Весна», «Птицы»;
  • проведение подвижных игр, дидактических игр, пальчиковых гимнастик.

 

Ход занятия:

Дети и воспитатель стоят на ковре полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите отгадывать загадки? Я приготовила для вас очень интересную загадку, хотите её услышать?

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят по крышам капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?    (весна)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним пальчиковую игру «Весна пришла»:

Весна пришла по снежному,                  (Дети пальчиками идут      

По влажному ковру.                               по другой ладошке)

Рассыпала подснежники,                       (Растопыривают пальцы)

Посеяла траву.                                       (Соединяют пальцы)

Теперь зовёт со всех концов:                  (Руки согнуты в локтях)

Гусей, стриж ей и аистов,

Кукушек и скворцов          (Загибают пальцы)

Воспитатель:  Да, ребята, к нам торопится красавица Весна. А какие признаки весны вы знаете? (С опорой на мнемотаблицы дети рассказывают.)

- Солнце весной светит ярче, дольше и теплее греет.

- Тает снег.

- Проявляются первые проталины.

- Бегут ручьи.

- Начинается весёлая, звонкая капель.

- Прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель:  Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю вам отгадать загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца,

Слышны их песенки с деревьев.      (Птицы.)

Воспитатель:  С приходом весны к нам возвращаются наши пернатые друзья. Как вы думаете, почему их так называют.

(Показываю птицу. Дети рассматривают её и объясняют название «Пернатые друзья».)

Дети: Тело птицы покрыто перьями, поэтому они пернатые, а друзья – потому что они питаются насекомыми, которые вредят растениям. И птицы очень хорошо поют песни и радуют нас.

Воспитатель:  Правильно, ребята, птицы – наши пернатые друзья, а ещё их называют Айболитами леса, потому что они спасают деревья от вредителей. Птицы охраняют наши леса, сады. А как вы думаете, как люди должны относиться к птицам, своим друзьям?

Дети: Их надо беречь, заботиться о них, кормить, особенно зимой.

Воспитатель:   Да, ребята, друзей надо беречь. Вот поэтому 1 апреля считается Всемирным Днём птиц. Если мы спасём одну птицу, мы спасём несколько деревьев. Ребята, вы слышите этот встревоженный птичий крик, что же случилось? (В группе появляется птичка Карлуша).

Воспитатель:  (обращается к Карлуше) Карлуша, что случилось, почему ты такая встревоженная? (Карлуша на ухо воспитателю рассказывает проблему). Ребята, Карлуша рассказала мне, что в весеннем лесу случилась беда. Дело в том, что в лес стали возвращаться перелётные птицы, но злая колдунья заколдовала их, все птицы в лесу замолчали, а без птичьего пения лес не оживёт, и весна не наступит. Что же делать? Ребята, мне кажется, что мы с вами обязательно должны помочь нашим пернатым друзьям. Вы согласны? Карлуша, ты не беспокойся, мы непременно поможем нашим пернатым друзьям. (Карлуша прощается и улетает).

Ну что же, ребята, нам пора отправляться в путь. Вы готовы?

 

Физкультминутка

Дети поворачиваются друг за другом и идут по кругу, выполняя движения.

Собирайся, детвора,                                          Хлопают в ладоши

Весна зовёт: « гулять пора!»

Будем по лесу гулять                                         Шагают

Чистым воздухом дышать                                   Вдох-выдох

На носочках по тропинке,

Друг за другом мы пойдём                                 Ходьба на носочках

В маленькие лужицы                                          Ходьба с высоким

Не наступим, обойдём                                        поднятием колен

Встали ели на пути,

Нам их нужно обойти                                         Ходьба змейкой

Идите, дети, осторожно

О ели уколоться можно.

Вот сороки пролетели

Им сорокам не до сна !                                       Взмахи руками,

Трещат сороки-белобоки:                                    имитация полёта птицы

- Идёт весна! Идёт весна!

За весною мы пошли,

На поляну мы пришли!                                         Ходьба

Воспитатель: Ребята, вот мы и в лесу. Как здесь тихо, птицы не поют. Присаживайтесь на пенёчки, чуть-чуть отдохнём и подумаем, что же нам делать дальше. (Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель:   Посмотрите, под берёзкой что-то лежит. Ребята, это записка, давайте её скорее прочитаем:

«Не хочу, чтобы птицы пели, чтобы ожил снова лес. Но если выполните все мои задания, я расколдую птиц. Предупреждаю, будет нелегко, задания очень сложные»

Колдунья.

Воспитатель:   Ну что же, ребята, начнём наш нелёгкий путь. А вот все наши задания, которые мы должны выполнить.

 

Игровое упражнение «Кто за кем прилетит» (С игрушечной птичкой.)

Птицы с юга прилетают не все вместе, а по очереди. Послушайте, я расскажу, в каком порядке они летят. Первый ребёнок назовёт первую птицу, которая возвращается, затем передаёт птичку другому. Следующий ребёнок называет первую птичку и добавляет следующую, последний ребёнок называет всех птиц.

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.  

(Дети по очереди называют, передавая птичку).

Идём дальше спасать птиц.

 

«Хотела галка пить»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, у нас на пути стоит банка, а в ней немного воды, а рядом записка, в которой галка просит, чтобы мы помогли ей напиться, она не достаёт клювом до дна.

 

Опыт «Послушная водичка»

Аккуратно набросать камешек в банку, вода постепенно поднимется. Что происходит? Вода поднимается вверх, увеличиваясь в объёме, так как мы добавляем туда камешки. И галка теперь может напиться.

 

Каждой птичке своё место

Воспитатель:   Ребята, вы знаете, что каждая птичка весной возвращается на своё место. Посмотрите внимательно и скажите, правильно ли прилетели эти птицы. (Показываю изображения птиц и под ними неправильное место прилёта. Дети, прослушав стихотворение, перемещают изображение птицы на своё место прилёта)

1. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

                                             (грач - пашня)

2. Кто прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины.            

                                           (ласточка – гнездо под крышей дома)

3. Есть на дереве дворец.
Во дворце живёт певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.    

                                           (скворец - скворечник)

4. Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Ходит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.    

                                          (журавль - болото)

Воспитатель:   Ребята, у нас был долгий путь, мы устали, давайте немного отдохнём и поиграем.

 

Игра с мячом

Я буду говорить задание и кидать вам мяч, вы отвечаете и возвращаете его мне. Договорились?

- Что делают птицы? (летают, улетают, прилетают, вьют, высиживают, выкармливают и т.д.).

- У кого кто? (у грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у аиста – аистёнок, у журавля – журавлёнок, у лебедя – лебедёнок и т.д.).

- Один – много (скворчонок – скворчата, лебедёнок – лебедята, аистёнок – аистята, грачонок – грачата и т.д.).

Воспитатель:   После длительного перелёта, птицы находят себе пару, начинают строить гнездо, откладывают яйца и выводят птенцов. Они их кормят, заботятся о них, учат летать. Птицы очень заботливые родители.

 

Мимическая гимнастика «Птенцы»

Вылупившись из яйца, первый птенец удивлённо посмотрел вокруг (ребёнок открывает рот). Второй птенец увидел, как вокруг светло, тепло и радостно улыбнулся (улыбается). Третий птенец хотел вылупиться первым, но не успел, поэтому рассердился (нахмурился). Четвёртый вылупился и сразу испугался, зажмурился от солнышка (зажмурить глаза). А пятый птенец вылупился и громко зачирикал (губы трубочкой).

Воспитатель:   Ребята, у нас осталось последнее задание.

 

«Четвёртый - лишний»

Внимательно посмотрите на картинки в каждом ряду, скажите, какая картинка лишняя и почему.

1. Заяц, грач, медведь, лиса   (грач - птица)

2. Ласточка, журавль, скворец, воробей (воробей - зимующая птица)

3. Синица, воробей, коршун, ласточка (коршун – хищная птица)

Звучит фонограмма голосов птиц.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Это весёлый птичий перезвон. У нас получилось, мы помогли. Нашим пернатым друзьям, лес ожил и значит, весна всё-таки наступила. Ну что же, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше приключение в весеннем лесу? Ребята, я вам предлагаю, как только мы вернёмся в группу, сделать из цветной бумаги птиц и рассадить их на нашем дереве в группе.

Дети возвращаются в группу. Выполняют коллективную аппликацию «Птицы на дереве».

 

Литература:

1. А.Н. Горьканова «Перелётные и зимующие птицы России»

2. И. Гурина «Как появляется птица»

3. А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир»

4. Т.П. Трясорукова «Игры и упражнения для развития речи и памяти»

5. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников»

6. А.К, Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

7. В. Хесин «Загадки для малышей»

«Он не слон, не лев, не птица»,

«Хвост крючком, нос пятачком»

8. Г.П. Гугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе…

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у сказки» Цель: Формирование интереса дошкольников к...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Читайте также

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я родился в России» Старший дошкольный возраст Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Я родился в России». 2. Тип проекта: социально-значимый. 3...