Конспект занятия по грамоте в средней группе по программе «Развитие» Л.А. Венгера
«Лесное путешествие с Томом и Тимом»
Цель:
1. Освоение действия интонационного выделения мягкого и твердого звука «З» в слове.
2. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
3. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
4. Развитие произвольных движений пальцев рук.
Материал:
Картинки в изображениях, которых встречается твердый и мягкий звук «З», листы бумаги синего и зеленого цвета, карандаши синие, зеленые простые по количеству детей, картинки с изображением игровых персонажей «Тим» и «Том».
Воспитатель:
Ребята, я сегодня к нам в гости в группу пригласила веселых человечков «Тима» и «Тома». Они похожи на героев сказки «Волшебник изумрудного города». Том – похож на железного дровосека, даже имя его звучит твердо - Том. А Тим - похож на чучело, а чучело мягкое и имя его звучит мягко – Тим. Познакомимся с человечками! Повторим имена Том, Тим!
Тим и Том дружат друг с другом, хотя совсем разные. Наши новые друзья приглашают нас в путешествие в лес. А для путешествия в лес нам нужно туристическое снаряжение. Но Том и Тим совсем растерялись и не могут сообразить, что же они возьмут с собой для путешествия. А как вы думаете, ребята, какие предметы возьмут с собой Том и Тим? Том - звучит твердо и значит, он выберет предметы, в словах, которых первый звук звучит твердо, твердый согласный. А Тим – звучит мягко, он выберет такие предметы, в словах, которые их обозначают, первый звук звучит мягко, мягкий согласный.
Какой предмет выберет Том, в который можно класть вещи для путешествия? (Ранец). А Тим? (Рюкзак).
Что самое необходимое для путешествия возьмет с собой Том? (компас, карту). А Тим? (бинокль, веревку, спички). Кто какую удобную обувь наденет? Том? (кроссовки), а Тим? (кеды). А что они наденут на голову? Том? (панаму), а Тим? (кепка, берет).
Воспитатель:
Ну, вот мы вместе с Томом и Тимом подготовились к путешествию, и все дружно отправляемся в лес. Са-со-су-сы-си – мы в поход пошли! (Звучит музыка, ходьба детей с преодолением препятствий: массажная дорожка, перешагивание через кубики, затем звучит фонограмма с природными звуками.)
Воспитатель:
Вот мы и добрались до леса. Послушайте, какие звуки живут в лесу? (шумят ветви: ш-ш-ш; журчит ручеек: блям- блям- блям; поют птицы: фью-фью-фью; чик-чирик; жужжат жуки:
ж-ж-ж; рычат звери: р-р-р). А это что за насекомое? (комар), какую песенку поет большой комар? (з-з-з-з). А какую песенку поет маленький комарик? (зь-зь-зь-зь). Маленький комарик поет мягко, нежно (зь-зь-зь-зь). А большой комар - твердо, жестко (з-з-з-з).
(Воспитатель подводит детей к мольберту с изображением животных.)
Какие в лесу встречаются животные? (дети перечисляют названия). Правильно! Выберите себе каждый по картинке с животным. Назовите, кто на вашей картинке. Посмотрите, внимательно и расскажите, какой звук чаще всего встречается в названиях животных
(звук «З»). А как вы думаете, каких животных для себя выберут Том и Тим? (Том выберет: заяц, змея, стрекоза, а Тим выберет – зяблик, кузнечик). Правильно. Чтобы наши герои больше не ошибались в своем выборе, мы им поможем. Тому мы подарим синюю карточку – это карточка обозначает звук «З» – твердый, а Тиму мы подарим зеленую карточку – это карточка обозначает звук «З» – мягкий. Разложите картинки с животными по карточкам. Правильно. Молодцы!
А мы продолжаем свое путешествие. (Звучит музыка, ходьба детей с преодолением препятствий: массажная дорожка, перешагивание через кубики.) В лесу растет много растений, слышите, как они шелестят ветками и листьями:
шу-шу-шу-шу – листья шепчут на ветру; (имитация движений руками);
ша-ша-ша-ша – солнце светит не спеша; (руки вверх);
ши-ши-ши –ши – что-то шепчут камыши; (руки в трубочку возле рта (изображение шепота);
ше-ше-ше-ше – как приятно на душе;
В лесу много деревьев, кустарников и трав. Посмотрите вокруг, назовите какие растения, вы видите (береза, земляника, зверобой, заячья капуста). Правильно. А не сделать ли для наших друзей Тима и Тома подарок? У меня есть открытки с растениями леса, где встречается звук «З», красиво обведем зеленым карандашом растения, где встречается звук «З» мягкий, кому мы подарим эту открытку (Тиму). А синим карандашом растения, где встречается звук «З» - твердый, а эту открытку кому мы подарим (Тому). Сядем на полянку, подумаем и обведем растения. (Дети индивидуально работают.) Готовы? Подарим открытки Тому и Тиму.
Наше путешествие продолжается. Слышите? (запись звука воды) Что это звучит? (вода). Значит где-то недалеко бежит речка (на полу в группе разложена голубая полоса ткани, имитирующая речку, на ней разложены картинки-магниты с изображением рыб).
Мы пришли с вами на берег реки, много рыбы водится в реке, может нам порыбачить (детям раздаются магнитные удочки, По-очереди дети начинают поднимать картинки). Удачная у нас получилась рыбалка, назовите мне, какая рыба к вам попалась на крючок? (сазан, карп, сом, лещ, щука, язь). Поделимся с нашим уловом с друзьями Томом и Тимом? С Томом мы поделимся какой рыбой? (сазан, карп, сом), а с Тимом?
(лещ, щука, язь).
Хорошее у нас получилось путешествие. Мы познакомились с новыми друзьями Томом и Тимом, мы так много увидели в лесу. А сейчас немного поиграем и вспомним, кого и что мы видели в лесу. Я вам буду бросать мячик, и называть растение или животное, а вы мне проговорите какой звук «З» слышится в этом слове мягкий или твердый. Начинаем. (Воспитатель бросает каждому ребенку мяч и называет слова, где встречается мягкий и твердый звук «З»: заяц, береза, стрекоза, звуки, кузнечик, сазан, рюкзак, звери, земляника, зверобой, забор. Дети отвечают какой звук «З» в названном слове.) Молодцы!
Пора нам возвращаться в группу: за-зо-зы-зи – в детский сад мы пришли.
Тому и Тиму так понравилось с нами дружить и играть, мы помогли им находить мягкий и твердый согласный звук, теперь они никогда не будут ошибаться.
Читайте также |
---|
Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»
Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в…
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема «Путешествие в сказку» Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Закрепить и обобщить знания детей о свойствах...