Конспект НОД с использованием электронного репетитора «Символ-Тест» для работы с детьми подготовительной к школе группы
«Литературная мозаика»

(по произведениям И.А. Крылова, Н.Н. Носова)

 

Программное содержание: ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образцом русской классической литературы на примере знакомства с творчеством И.А. Крылова. Создание у детей отрицательного отношения к поведению главных персонажей басни. Развитие умения находить и понимать мораль басни.

Обобщить и систематизировать знания воспитанников о творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.

Содействовать развитию деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Прививать интерес и бережное отношение к книге.

Оборудование: выставка книг Н.Носова, А. Барто, С Маршака, К.Чуковского, Л. Толстого портрет И.А.Крылова, Н.Н.Носова, Л. Толстого, С.Есенина. Фотография памятника И.А. Крылова, набор предметных картинок для конкурсов, иллюстрации к басням И.А.Крылова, фонограмма записи басни «Лебедь, Щука и Рак», пазлы с иллюстрациями басен И.А. Крылова, устройства Символ - тест.

Предшествующая работа: чтение детям басен Л. Толстого, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций. Чтение рассказов “На горке”, “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Огурцы”, “Карасик”, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”, чтение повести « Веселая семейка», Прослушивание басен Крылова в грамзаписи. Раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам.

 

Ход:

1. Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней. (Книга.)

 

Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаем.

Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой.

– Ребята обратите внимание на выставку. Здесь представлены различные книги - это и книжки-малышки, и большие серьезные энциклопедии, и учебники, и сказки. Какие произведения вы любите читать? А у вас есть любимые авторы книг?

Сегодня мы поговорим о творчестве И.А.Крылова. Посмотрите на его портрет, каким он вам по характеру представляется?

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.

В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу.

В Петербурге в Летнем саду стоит памятник - сидит человек с грустным, умным лицом, а на постаменте вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. Памятник был сооружён на народные деньги, которые собрали по всей России. Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети? Да потому, что Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Мартышку и очки. - Басни И.А.Крылова нашли своё отражений и в изобразительном искусстве.

Вашему вниманию предоставляются репродукции художников к басням «Слон и Моська», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и Лисица» и др.

А что такое басня, знаете?

- Басни - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Что такое басни, вы уже знаете. Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах. Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно действуют не люди, а звери, вещи, растения. Но ведут они себя по-человечьи: разговаривают, работают, помогают или мешают друг другу. Они добрые и злые, умные и глупые, ну совсем как люди.

И ещё басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится.

- Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения? Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

- В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо. В басне всегда есть насмешка над каким-нибудь плохим или глупым поступком.

На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие.

- В баснях всегда есть мораль. А вы знаете, что такое мораль? (ответы детей).

Мораль - это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.

Ребята, вы, наверное, устали во время нашего путешествия. Давайте отдохнём в сквере под тенистым клёном рядом с памятником дедушке Крылову. Может быть сейчас мы услышим басню дедушки Крылова.

(Дети свободно рассаживаются на ковре.)

 

2. Звучит фонограмма басни И.А. Крылова “Лебедь, Щука и Рак” (чтение басни).

Вопросы к детям:

– Это герои басни. Что общего между ними? Все они живут в воде.

Что заставило вас улыбнуться? Какие глупые герои – тянули в разные стороны.

Каким был ваш смех? Добрым, не злым.

Что узнали из басни? Дети кратко пересказывают события, произошедшие в басне.

– Что поняли? Это несчастные животные, глупые, не знают, как поступить.

Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? Нет. Все они живут в воде и могли бы сдвинуть воз.

– "Однако воз и ныне там".

Какие отрицательные черты высмеиваются в басне “Лебедь, Щука и Рак”? Басня показывает, как плохо работать недружно. Она учит согласной и дружной работе.

 

3. Физминутка.

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек,

Катится колючий ежик.

Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

 

4. Кто так говорил:

"До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило.» (Стрекоза.)

Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна.)

Она осталась без обеда благодаря своей глупости? (Ворона.)

Кто "без драки" хотел попасть "в большие забияки"? (Моська.)

Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись? (Рак.)

Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон.)

Какой предмет просто открывался? (Ларчик.)

 

5. «Составь пазлы по басням И.А. Крылова»

Я предлагаю вам выбрать пару и вместе составить из пазлов картинку по сюжету басен И.А.Крылова. Дети составляют картинки, называю названия и героев басен.

 

6. «Символ-тест» Ребята, скажите, для чего нам нужен прибор «Символ - тест»? Верно, он помогает вам определить ваши знания. Вы получаете задание, для ответа вводите буквенный и цифровой код. Если ваш ответ правильный, то загорается зеленый огонек, при неверном ответе загорается красный огонек. Как вы поступаете, если ваш ответ неправильный? Можно исправить самим свой ответ или обратиться за помощью к товарищу или к воспитателю.

Детям предлагаются задания, закрепляющие знания жанров литературы, умение определять авторов знакомых произведений.

1 - сказка, 2 - рассказ, 3 - стихотворение, 4 - басня.

а) (ВИ) 2 К какому жанру относится произведение Н. Носова «Живая шляпа»?

(СК) 3 К какому жанру относится произведение С Есенина «Белая береза под моим окном».

б) Предлагаются портреты 1 - Н.Н. Носова, 2 - .Л.Н. Толстого, 3 - С. Есенина, 4 -И.А.Крылова.

(ИА) 4 Кто автор произведения «Стрекоза и муравей»?

(СВ) 1 Кто автор произведения «Карасик»?

 

7. Зрительная гимнастика.

Раз - налево, два — направо,

Три — наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

 

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

 

8. Викторина.

О каких писателях вы еще хотели бы побеседовать? Я знаю, что вы очень любите произведения Н.Н.Носова. А какие рассказы Н.Н.Носова вы знаете?

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

Я предлагаю вам поиграть в викторину, за правильные ответы каждый из вас получает жетон, кто больше наберет жетонов, тот и побеждает.

 

Узнайте произведение?

а) Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”.)

“Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)

“Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь.)

“Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов).

“Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.)

б) «Узнай имя человечка»

ВЕТЦИК - Цветик

КЮБИТ - Тюбик

НАЙКАЗ - Знайка

НИВТИК - Винтик

ПУШТИНК - Шпунтик

КАГУНЬ - Гунька

ЧИКНОП - Пончик

ЛЯГУС - Гусля

в) «Отвечай-ка»

- Из чего можно сделать электрический звонок? (Из телефона.)

- С каким оружием не страшна даже живая шляпа? (С лыжной палкой.)

- Из чего можно слепить, если получится, змею или ливерную колбасу? (Из замазки.)

- Чем пугают старушек? (Пистолетом.)

- В чем можно перевозить собак? (В чемодане.)

- Чем можно поставить кляксу? (Чернилами.)

г) “Бюро находок”

Определите, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы

Шляпа – “Живая шляпа”.

Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”

Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”

Огурцы – «Огурцы».

д) «Доскажи словечко» (О каком произведении Носова идет речь)?

«Мишкина (каша)»

«Тук (тук-тук)»

«Федина (задача)»

«Веселая (семейка)»

«Приключения Толи (Клюквина)»

«Шурик у (дедушки)»

В конце подводится итог, по количеству жетонов определяются победители.

Ребята, мне показалось, что вы хорошо узнали героев рассказов Н.Носова и полюбили их. С кем из них вам хотелось бы подружиться? Предлагаю вам закончить предложение: «Я люблю героев книг Носова, потому что они… (интересные, веселые, загадочные, познавательные и т.д.)».

 

9. Что вы можете рассказать своим друзьям о нашем путешествии в мир книг? Какие события вам больше всего понравились и почему? Мне очень понравилось, как сегодня работали в парах Миша и Алеша, они дружно и уверенно собирали пазлы и определяли название басни. Егор и Вася быстро правильно называли героев произведений Н.Носова. А Настя и Полина помогли нам в объяснении понятия басни и морали. Чему мы сегодня с вами новому научились? Мы учились быть дружными, развивали умение договариваться и действовать сообща.

 

Литература:

1. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада». В.А. Аджи. Творческий центр «Учитель». Воронеж. 2005.

2. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада». Волчкова В.Н. Творческий центр «Учитель». Воронеж 2004.

3. Сборник игровых упражнений и заданий с применением электронного репе­титора «Символ-Тест» МБОУ ДС ОВ № 54 г. Северск 2010 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает»

Педагогический проект по экологическому развитию «О тех кто летает» Младшая группа Пояснительная записка Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша...

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей…

Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии Речь – одна из основных...

Читайте также

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги?

Ребенок идет в детский сад - как облегчить первые шаги? Примерно в конце июля дошкольники, которые идут в детский сад, часто...

Зависимость от телефона. Что делать?

Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...