Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте для детей с нарушениями речи 7 года жизни
Тема: Звуки С, С' и буква С

Цели: Знакомство детей со звуками С, С’ и буквой «С».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять произношение звуков С, С’ в слогах, словах и предложениях.

Учить детей соотносить звуки С и С’ с буквой С.

Продолжать закреплять навыки проведения анализа предложения.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать фонематический слух и восприятие.

Развивать просодическую сторону речи.

Развивать   внимание, память, зрительное восприятие, общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля в работе.

Оборудование:

Модель слова «Птичка-синичка», схемы для проведения анализа предложения, ноутбук, экран, мультимедиа проектор, презентация.

 

Ход НОД:

1. Организационный момент с элементами психогимнастики:

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились. Как замерзли ваши ладошки? Погрейте их своим дыханием. Отогрелись и расслабились.

2. Сообщение темы НОД:    

- Если вы отгадаете загадки и назовете первый звук в словах-отгадках, то узнаете, какие звуки мы будем изучать сегодня:

(Мультимедийное сопровождение.)

Слайд 2

  • Сели детки на карниз и растут все время вниз.

Слайд 3

 (Сосульки)

  • Сколько дней в неделе?

(Семь.)

/Дети называют слова-отгадки и определяют звук, который слышится в начале этих слов/

- Правильно, мы сегодня будем работать со звуками С и Сь и буквой, которая обозначает эти звуки.

З. Характеристика звуков С, Сь.

- Охарактеризуйте звуки С и Сь. (Звук С-согласный, твердый, глухой. Звук Сь – согласный, мягкий, глухой.)

4. Совершенствование фонематического слуха:

- Молодцы! Вы правильно охарактеризовали звуки. А сейчас поиграем в Слайд 4. Игру «Где спрятался звук?». Каждый ребенок называет картинку, появляющуюся на экране, определяет позицию звука С в данном слове, изображенном на картинке, демонстрирует при помощи модели слова «Птичка-синичка» положение звука в слове, подняв определенную часть тела (голова – начало слова, туловище – середина слова, хвост – конец слова). А остальные дети контролируют правильность выполнения задания.

(Сначала работают со звуком С, затем (слайд 5) аналогично играют в игру со звуком Сь.)

5. Сопоставление звуков и буквы:  

Слайд 6      

Буква С возникла вдруг

(На экране появляются буквы С.)

- Давайте пропишем в воздухе эту букву указательным пальцем вашей ведущей руки сверху вниз. А сейчас пропишем букву С в воздухе сначала правым локтем, а затем левым.

- Повторите стихотворение про эту букву сначала шепотом, а затем громко.

6. Развитие зрительного внимания: Слайд 7

- Вашему вниманию предлагаю Игру «Найди букву». На экране вы видите 4 ряда букв. Начинаем с первого верхнего ряда. Вы должны отыскать букву С и сказать, какая она по счету. Если вы правильно назовете, то буква С будет выделена синим курсором. /Дети называют считают и называют какая по счету буква С стоит в 1-м ряду: седьмая, десятая и т.д/

7. Физминутка: (Логопед читает стихи, а дети сопровождают движениями.)

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках,

Дружно ими побросались

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить-

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

8. Закрепление произношение звуков в слогах: Слайд 8

- Давайте прочитаем слоги. (Дети читают каждый по цепочке слоги. Сначала закрытые, затем открытые. А слоги я йотированными гласными читают только дети по желанию.)

9. Закрепление произношение звуков в словах: Слайд 9

- А теперь почитаем слова.

(На экране появляются последовательно слова. Каждый ребенок прочитывает слово.)

- Молодцы! Вы и с этим заданием успешно справились!

Слайд 10

(На экране появляется сюжетная картинка «Гусь едет на такси». Логопед задает вопросы-дети отвечают одним словом.)

10. Закрепление произношение звуков в предложениях: Слайд 11

- Перед вами сюжетная картинка. Придумайте имя мальчику, которое начинается со звука С или Сь (Слава, Семен, Савелий, Саня) и составьте предложения. (Дети подбирают имя ребенку и составляют предложения.)

Савелий косит траву.

- Выложите схему предложения из слов-полосок. Сколько слов в данном предложении? /Три/. Не забывайте, что каждое предложение начинается с заглавной буквы и в конце предложения всегда ставится точка.

- О чем говорит точка в предложении? (Высказанная мысль закончилась.)

- Давайте подберем слова-признаки к слову ТРАВА и добавим в исходное предложение.

- Трава (какая?) (Зеленая, сочная, высокая.)

- Что получилось?

Савелий косит зеленую сочную траву.

- Добавьте схемы слов в вашу модель предложения. Сколько слов в данном предложении? /Пять/

- Таким образом, мы можем составлять длинные, распространенные предложения и делать нашу речь более развернутой и красивой!

11.Совершенствование просодической стороны речи: Слайд 12

(Предлагается читающим детям прочитать скороговорки, либо логопед сам читает скороговорки-дети произносят.)

- Произнесите скороговорки сначала грустно, затем весело. Сначала медленно, затем быстро. /Каждый ребенок проговаривает скороговорку в разном темпе и с разной интонационной окраской/.

12. Итог НОД:

- Наше занятие подошло к концу. Вы все сегодня хорошо потрудились. Предлагаю дома вместе с родителями нарисовать букву С на альбомном листе и принести в группу на выставку!

(Оценивается работа детей в целом и индивидуально.)

 

К работе прилагается презентация.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы»

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Перелётные птицы» Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Закрепить знания детей о перелетных птицах...

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Читайте также

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 год. Новогодний утренник в старшей…

Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 годНовогодний утренник в старшей - подготовительной группе В зал под музыку входят дети, выстраиваются в круг. Ведущий: Как...

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии…

Конспект совместного занятия с детьми ОВЗ с использованием песочной терапии «Путешествие капельки» Цель: развитие познавательных способностей детей с проблемами в развитии путем...