Конспект занятия - сравнения о белом и буром медведях
(для детей подготовительной к школе группы с ОНР)

Познавательно-речевое направление.

Образовательная область: «Коммуникативно-личностное развитие».

Цель: систематизировать знания детей о лесных и северных диких животных.

Программные задачи:

Образовательно-коррекционные:

1. Закрепить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках лесных и северных медведей;

2. Учить составлять сравнительный рассказ- описание о животных с опорой на карточки-схемы;

3. Учить детей отгадывать загадки. Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

4. Закрепить использование сложносочинённых предложений с союзом «А» в речевых высказываниях.

Развивающие:

1. Развивать диалогическую речь детей.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.

2. Воспитывать любовь к родной природе.

Интегрируемые образовательные области:

- Коммуникация;

- Социализация;

- Чтение художественной литературы.

Методическое обеспечение:

- словесные приёмы и методы: вопросы, индивидуальные ответы, художественное слово, слушание грамзаписи сказки;

- наглядные приёмы и методы: рассматривание картин и картинок, рассматривание карточек;

- практические приёмы и методы: метод наглядного моделирования с опорой на карточки-схемы, метод поощрения.

Словарная работа: ненцы, реветь, корешки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, чтение художественной литературы, просмотр презентаций о животных, разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание подвижных игр.

Демонстрационный материал: картины обитателей леса и Севера, картинки с изображением бурого и белого медведей, карточки-схемы, шапочки медведей.

Форма проведения: совместная деятельность.

 

Ход деятельности:

1 часть. вводная:

А) Логопед: Дети, мы рассматривали иллюстрации и много говорили с вами о разных животных. Составляли о них рассказы, лепили и рисовали. Сегодня мы еще раз поговорим о братьях наших меньших.

Показываю картину (на экране телевизора) с изображением лесных диких животных.

Логопед: Кто это?

Дети: Это лесные, дикие животные.

Логопед: Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.

Логопед: Назовите лесных животных, которых вы запомнили.

Дети: Лиса, волк, заяц….

Логопед: Догадайтесь, кто это.

Все тропинки, все дороги

Белым снегом замело.

А у него в берлоге

Тихо, сухо и тепло.

Над берлогой пар струится -

Лежебоке лето снится.

(Медведь)

Дети: Это бурый медведь. (Картинка-отгадка на экране телевизора.)

Б) Показываю картину (на экране телевизора) с изображением северных диких животных.

Логопед: Кто это?

Дети: Это северные, дикие животные.

Логопед: Посмотрите внимательно и запомните этих животных. Затем закрываю картину.

Логопед: Назовите северных животных, которых вы запомнили.

Дети: Песец, полярный волк, тюлень…

Логопед: О каком животном загадка?

     Умеет яростно реветь,

     Пугать добычу страшным рыком

     На Севере холодном, диком

     Полярный, северный …………

Дети: Белый медведь. Картинка-отгадка-на экране телевизора

Логопед: Сегодня мы поговорим о белом и буром медведях, попробуем сравнить их.

2 часть: основная:

1. На экране телевизора картинки белого и бурого медведей.

Логопед: Кто это?

Дети: Это медведи.

Логопед: Чем они похожи?

Дети: Это дикие животные. Они сильные, ловкие, злые. У них есть голова, лапы, уши, хвост. В семье медведей есть медведь, медведица и медвежата.

Логопед: Ещё медведи похожи тем, как подают голос.

Кто умеет так реветь?

Лишь рассерженный медведь!

Запись голоса медведя.

2. Логопед: Сейчас мы все вместе расскажем, чем отличаются белый и бурый медведи. Я буду рассказывать о буром медведе (надеваю шапочку бурого медведя), а вы-о белом.

Логопед: Бурый медведь живёт в густом лесу. Где живёт белый медведь?

Дети: Белый медведь живёт на Севере.

Логопед:

Где сугробы, стужа, лёд,

Где пурга снега метёт,

Там хозяин в шубе снежной

Ходит по снегам безбрежным.

Логопед: Лесной медведь шубу бурую носит. Какая шуба у северного медведя?

Дети: У него белая шуба.

Логопед:

Весь он белый от зимы,

От метельной кутерьмы.

Лишь черны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз

Логопед:

Чтобы мёд отведать сладкий

Бурый медведь может улей разорить.

Ищет по кустам малинку,

Подставляя солнцу спинку.

Мёд у пчёл берёт украдкой,

Прикрываясь бурой лапой.

Желудей, орехов, ягод

Наедается он на год!

Чем питается белый медведь?

Дети: Он питается рыбой.

Логопед: Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Логопед: Бурый медведь спит зиму всю в берлоге. Как проводит зиму белый медведь?

Дети: Он не спит, а охотится.

Логопед: Не впадают в спячку

              Белые медведи.

Логопед: Итак, ребята, мы с вами увидели, что медведи очень разные.

Закрыть картинки на экране телевизора.

Физминутка:

Бурый медведь спит под ёлкой в лесу,

(«спят»)

И снится во сне

(потягиваются, руки вверх)

Горшок с мёдом ему.

(опускают руки, держа в руках «горшок с мёдом»)

На Севере белый мишутка бредёт,

(шагают)

Но только, как бурый, он мёд не сосёт.

(показывают отрицание пальцем)

Наш Умка пытается рыбку ловить,

(зачерпывающие движения правой и левой руками)

Чтоб вкусно покушать

(жевательные движения)

И жить-не тужить!

(разводят руки в стороны)

3. Логопед: Мы составим рассказ-сравнение о медведях. Помогут нам в этом карточки-схемы. Я буду рассказывать о буром медведе, а тот из вас, кого я попрошу, будет рассказывать о белом медведе.

Вызываю к опорной схеме ребёнка, надеваю на него шапочку белого медведя.

Логопед: Расскажем, какого цвета шерсть у медведей. Показываю на карточку-схему с изображением глаза.

Логопед: У лесного медведя шерсть бурая или коричневая. Показываю на карточку с изображением бурого пятна. А какая шерсть у северного медведя?

Ребёнок: А у северного медведя белая шерсть. Показывает на карточку-схему с изображением белого пятна.

Логопед: Мы расскажем о том, где живут медведи. Показываю на

карточку -схему с изображением дома.

Логопед: Бурый медведь живёт в густом лесу. Показываю на карточку с изображением деревьев.              

Логопед: А где живёт белый медведь?

Ребёнок: А белый медведь живёт на Севере. Показывает на карточку с изображением льдины и снежинки.

Логопед: Расскажем, чем питаются медведи. Показываю на карточку-схему с изображением ложки.

Логопед: Бурый медведь питается ягодами, корешками растений, рыбой. Показываю на карточку с изображением ягод, корешков, рыбы. А чем питается белый медведь?

Ребёнок: А он питается рыбой, тюленями. Показывает на карточку с изображением рыбы, тюленей.

Логопед: Расскажем, как медведи проводят зиму. Показываю на карточку-схему со знаком вопроса.

Логопед: Бурый медведь спит зимой в берлоге. Показываю на карточку-схему с изображением берлоги. А как зимует белый медведь?

Ребёнок: А белый медведь не спит. Он проводит зиму среди снега и льдин.

Логопед: Вот такой интересный рассказ-сравнение по карточкам о медведях у нас получился.

Логопед: А сейчас нужно попробовать ещё раз составить такой рассказ- сравнение, глядя на карточки.

Приглашаю ещё несколько детей.

Логопед: В конце занятия я приготовила для вас интересную ненецкую сказку «Белый медведь и бурый медведь». Ненцы-это народ, который живёт на Севере. Они очень много наблюдают за белыми медведями и сравнили их в сказке с бурыми.

Слушание ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»

 (в грамзаписи).

Логопед: Да, очень трудная была встреча у медведей, и серьёзный разговор состоялся у них. Какое решение они приняли.

Дети: Хозяин леса живёт в лесу, а хозяин моря-в море. И никто друг другу не мешает.

Итог занятия:

Логопед: Что мы учились делать на занятии?

Дети: Мы учились составлять описательный рассказ-сравнение о медведях по схеме Логопед: Что понравилось на занятии?

 

Список использованной литературы:

1. Глухов В.П. «Формирование   связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» - М., 2004.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. «Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2008г. N1.

3. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» М., 1985.

4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников» ж. «Логопед» 2005 N1 с. 7-12.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» М., 1991.



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Сценарий акции «Опора во тьме», посвященной Дню белой трости

Сценарий акции «Опора во тьме», посвященной Дню белой трости   Задачи акции: Рассказать детям и напомнить взрослым как трудно ориентироваться в шумном городе, полагаясь только на слух...

Проект «Дикие животные»

Проект «Дикие животные»   Актуальность Изучая природу, человек познаёт её законы и гармонию. К сожалению, очень часто люди сами отрицательно влияют на природу, когда...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в подводное царство!»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. «Познание. ФЭМП». «Путешествие в подводное царство!» В старшей группе   Интеграция познавательных областей: «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Социализация», «Музыка». Виды детской...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство