Занятие по экологии «Чудо-чудное, диво-дивное»

(для детей 5-6 лет)

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о видах крестьянской работы, о русских именах, о народных играх, промыслах, о дарах леса, лекарственных растениях.
  2. Приобщать к малым формам фольклора – пословицам.
  3. Обобщить и закрепить представления детей о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям.

Материал к занятию: Занятие проводится в горнице, в специально-подготовленной обстановке

Предварительная работа: Занятие «Что нам дарит лес», беседа «Что означают наши имена», игры детей в мини-музее «Горница», знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, с народными хороводными и подвижными играми.

 

Ход занятия

Педагог: Сегодня, дети, я расскажу вам историю про девочку Дашу. Вы готовы? Но мне нужна при рассказывании ваша помощь. (Ответы детей).

Педагог: Жила-была девочка Даша со своими родителями. Жили они в деревне в маленьком домике. Отец Даши уехал на заработки за синие реки, за высокие горы, в дальние страны. Большое горе пришло в семью. Злой волшебник заколдовал маму. Стала мама у Даши болеть, перестала петь песни, улыбаться. Сядет на лавочку смотрит в окошко и слезы катятся из ее глаз. Очень любила Даша свою маму, жалела. Всю работу по хозяйству девочка делала сама: и в избе, и во дворе.

Какую работу могла выполнять Даша по хозяйству? (Ответы детей: подмести пол, вытереть пыль, сходить за водой и т.д.)

Педагог: Много работы было по дому у Даши, и все она успевала делать. На день рождения пригласила Даша к себе друзей и подружек.

Как вы думаете, как звали детей на Руси? (ответы детей: Миша, Ваня, Петя, Маша, Илья, Никита, Василина, Варя и т.д.)

Педагог: Молодцы, ребята! Много назвали имен, да и в наше время можно встретить детей с такими же именами.

Педагог: К Даше гости пришли, подарки принесли, а подарки не покупные, а своими руками сделанные. Какой подарок можно сделать своими руками? (ответы детей: глиняную игрушку, деревянную ложку, вышивку, салфетку, куколку из соломы и т.д.)

Педагог: Конечно, давным-давно не было игрушечных магазинов, игрушки делали своими руками. Что сделаешь, тем и поиграешь.

Педагог: А подружка Катя подарила Даше алую ленту. Дашеньке лента так понравилась, что она сразу же вплела ее в косу. Весело было на празднике, дети играли в разные игры. В какие игры играли дети давным-давно? (ответы детей: «Жмурки», «Ловишка», «Каравай», «Прятки», «Горелки» и т.д.)

Педагог: Много вы назвали народных игр, молодцы! А давайте поиграем в игру «жмурки»!

    После игры дети садятся.

Педагог: Однажды Даша решила порадовать свою маму: взяла туесок для ягод, корзиночку для грибов и отправилась в лес. Какие ягоды дарит лес людям? (ответы детей: земляника, клубника, малина, черника, брусника и т.д.).

Педагог: Что можно сделать из ягод? (ответы детей: компот, варенье и т.д.)

Педагог: Правильно! Только так мы можем сохранить все витамины в ягодах, которые нам пригодятся в зимнее время года.

Педагог: Какие грибы вы знаете? (Ответы детей: сыроежки, маслята, лисички, белые, подберезовики и т.д.)

Педагог: Молодцы, ребята! Много знаете грибов! Поиграем с вами в игру «Съедобный-несъедобный гриб».

      (Проводится игра с мячом. Дети стоят в кругу. После игры дети садятся).

Педагог: Шла Даша, шла и вышла на большую полянку полную грибов и ягод. Не заметила Дашенька, как набрала туесок ягод и корзинку грибов, и уже хотела идти домой, как вдруг услышала, что кто-то горько вздыхает. Огляделась девочка и увидела, что в тенечке на пенечке сидит старушка. Подошла Даша и спросила:

- Бабушка, что ты плачешь? Что случилось?

- Иди, девонька, иди. Не поможешь ты моему горю.

- Помогу, бабушка. Я уже большая. Мне 6 лет.

- Да вот, ногу веткой поцарапала. Немного посижу, да дальше пойду.

- Подожди, бабушка. Я тебе сейчас листочек к ранке приложу, тебе сразу легче станет.

Лист какого растения Даша приложила к ранке? (Ответ детей: подорожник)

Педагог: Какие еще лекарственные травы вы знаете? (Ответы детей: крапива, чистотел и т.д.)

Педагог: Правильно вы все назвали!

Педагог: Приложила Дашенька листочек подорожника к ранке на ноге бабушки, подумала, подумала и стала расплетать свою косоньку.

- Что ты делаешь, девочка? Зачем косу расплетаешь? - спрашивает бабушка.

- Хочу тебе листочек ленточкой привязать к ноге, чтобы листочек не упал, тебе легче станет, и ты сможешь идти дальше, - отвечает Даша.

- Не жалко тебе с такой красивой лентой расставаться?

- Что вы, бабушка! Мама меня учила: «Помощь хороша вовремя».

А какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе, взаимопомощи? (Ответы детей: «Для милого дружка и сережка из ушка», «Дружба любит дело», «Друзья познаются в беде», «Не бросай друга в несчастье», «Доброе слово и кошке приятно» и т.д.)

Педагог: Молодцы дети! Надеюсь, вы не просто знаете эти поговорки, но и применяете их в жизни.

Педагог: Бабушка поблагодарила Дашу за помощь. Девочка взяла грибы да ягоды и пошла домой. А бабушка сказала ей вслед такие слова:

«А иди ты, дитя малое, дитя доброе,

По травушке-муравушке зеленой,

По дороженьке ровной,

Не споткнись, не упади.

Да приди ты в дом свой родной дом.

Матушка цела да невредима.

И увидишь ты в доме том чудо - чудное, диво - дивное

За доброту твою, за ласковое слово твое».

Подходит Дашенька к дому. Что такое? Ставенки открыты, а из избы песня веселая слышится. Вбежала Даша по крылечку в дом и увидела….

Что увидела Даша? Что за чудо - чудное? Какое диво - дивное? (Ответы детей: «Папа приехал», «Мама выздоровела»).

Педагог: Конечно! Самое главное чудо для Даши, чтобы папа скорее вернулся домой, и мама выздоровела. И стали они жить-поживать и добра наживать.

Подведение итога: В сказках добро побеждает зло. Вот и в нашей сказке Даша пришла на помощь. Ее доброе, чуткое отношение помогло вернуть счастье в дом.

 

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Федотова А.М. «Пермский край - мой родной край». – Пермь: «Книжный мир», 2001.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Итоговое родительское собрание

Итоговое родительское собрание Добрый день, дорогие родители наших детей! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому...

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение

Эффективные формы взаимодействия с родителями. Конкурсное движение «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что...

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста

Создание анимационного кино с детьми старшего дошкольного возраста В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и...

Читайте также

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной…

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной образовательной организации Правильная речь ребенка - это когда ребенок свободно пользуется...

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...