Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему
«Путешествие на воздушном шаре»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», "Безопасность".
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, двигательная, чтение.
Цель. Углублять интерес к познавательной деятельности, умение делать простейшие умозаключения.
Задачи:
Образовательная область: «Познание»
- Уточнить и расширить знание детей о воздухе и воде, роли в жизни человека и живых организмов.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Расширять представления о свойствах воды (прозрачность, не имеет формы, вкуса, запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
- Закрепить правила безопасного поведения в лаборатории.
Образовательная область: «Коммуникация»
- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование.
- Способствовать развитию мышления, любознательности.
Образовательная область: «Художественное творчество»
- Развивать у детей наблюдательность, воображение и чувство композиции.
- Закреплять умение детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно.
Планируемые результаты. Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками».
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация «Путешествие на воздушном шаре», глобус, воздушный шарик, тазик с горячей (не более 60 гр.) и холодной водой, пластмассовая бутылка, пластмассовые стаканчики, тарелки, блюдца, соломки для коктейля, сок, молоко, деревянные кубики, кирпичики, банки, сахар, ложки; запись на DVD (журчание воды, шум воды); шапочки к игре «Тучка и капельки» - капельки, солнышко, тучка; лист бумаги А-4, фломастеры (на каждого ребёнка).
Место проведения – групповое помещение.
Предварительная работа:
Наблюдение, беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой, рассматривание знаков запретов.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Но что бы отправиться в путь нам нужен важный помощник, о нём говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Воспитатель надевает пустой воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Держит её в течении 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.
Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что вы видите? (Шарик сдувается.)
- Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.)
- Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару. (Чтобы он взлетел.)
Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода.) Итак, считаем до трёх и в путь! Закрываем глаза, а теперь открываем! Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев; звучит тихая музыка, журчание, шум воды.)
- В какую же страну мы с вами попали? Это волшебная страна Водиландия.
Воспитатель обращает внимание детей на стол на котором стоит вода, тазик, различные баночки, стаканчики и т.д.)
Воспитатель. Где жители этой страны, почему мы никого не видим?
Ой, смотрите, Капелька!
- Смотрите, записка. (Воспитатель читает записку.)
Жителями этой страны являются такие, как я , а все вместе они образуют воду , которая у вас на столе. Мои подружки капельки уже превратились в воду, а я заблудилась, потому что ничего не знаю о воде и её свойствах.
Воспитатель. Ребята, а мы знаем с вами о воде и её свойствах. Поможем капельки догнать её подружек?
Дети. Да!
Воспитатель. Расскажем!
2. Чтение стихотворения Н. Рыжовой
- А какое стихотворение мы с вами знаем о воде?
Воспитатель.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде?
Ребёнок.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
3. Эксперементы.
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно.
Воспитатель. И мы докажем это, но для этого нам нужно вооружиться вниманием и терпением. И конечно нам нужна лаборатория.
Капелька. Пожалуйста, лаборатория у нас есть, но прежде чем войти в неё, нужно знать правила поведения при экспериментировании.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатрии:
- не толкай соседа во время работы;
- сначала посмотри, потом повтори;
- убери и на место положи;
- с горячей водой будь осторожен.
Дети входят в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования).
Воспитатель. Сейчас, Капелька, ребята покажут какими чудесными свойствами обладает вода.
Ребёнок 1.
Опыт 1. Взять стакан с водой и вылить немного воды на тарелку. Но выливать надо медленно . чтобы увидеть . как вода растекается.
Вывод. Вода льется и растекается .
Ребёнок 2.
Опыт 2 . Взять стакан с чистой водой и понюхать её. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)
Вывод. Вода не имеет запаха.
Ребёнок 3.
Опыт 3 . Взять два стаканчика с соломинкой, в одном вода, в другом сок, попробовать воду, затем сок. Какой сок? (Вкусный.) А вода? (Без вкуса.) Вывод. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель. У нас на столах лежат деревянные кубики, кирпичики. Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт.
Ребёнок 4
Опыт 4. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (Форму баночки.) А что с ней происходит мы налили её в чашку? В блюдце? Она приняла форму банки, затем чашки и блюдца. Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили
Воспитатель. А вот следующий стол, что вы скажете здесь?
Ребёнок 5
Опыт 5 . У нас на столе лежат пуговицы, мозаика и 2 стакана, в одном вода, в другом молоко. Опустите мозаику и пуговицы в стакан с водой, молоком. В каком стакане нам хорошо видны предметы ? А как вы думаете, почему в чистой воде видим эти предметы, а в стакане с молоком - нет?
(Потому, что вода прозрачная, а молоко - нет.) Значит это ещё одно
свойство воды.
Вывод. Вода прозрачная.
Ребёнок 6
Опыт 6 . Положить в стакан ложку сахара, размешать. Что произошло?
(Сахар растворился.)
Вывод. Вода является растворителем.
Воспитатель. Вот видишь, Капелька, как много ребята знают о воде. (Слайд 7 весёлая капелька.)
Молодцы, ребята, вы умные и сообразительные. Но вы, наверное, немного устали. Давайте поиграем в мою любимую игру.
4. Физкультминутка«Тучка и капельки».
(Детям надеваю шапочки капелек, солнышко, воспитатель – тучка.)
Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы - тучки на Землю, погулять. Подул ветер, капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки), вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Все радуются, игра закончена.
Воспитатель: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, дети еще раз рассказывают, как вода возвращается на Землю.
5. Воспитатель. Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?
(Слайды 4, 5, 6.)
Ответы детей:
- Высохнет трава.
- Умрут животные.
- Умрет человек.
- Не будет дождя.
- Не сможем помыть руки.
- Мама не сможет помыть посуду.
- Не сможем готовить еду и т. д.
- Пожары нечем будет тушить.
- Не сможем купаться.
- Пароходы не смогут плавать.
Воспитатель. Вы отвечаете правильно. но главное - вода нужна, чтобы утолить жажду человека, животных и растений. А что произойдёт. если люди не включали краны? (А весь мир, в том числе и рыбы, погибнут, все реки вытекут, человеку не чем будет питаться и нечего пить.) Вот послушайте стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап,
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря!
А то пройдёт немного лет,
И нет водицы - нет-нет-нет!
Воспитатель. Так что же надо делать дальше. чтобы вода не исчезла?
Дети. Надо экономить воду , беречь её , не загрязнять водоёмы.
Воспитатель. Дети, давайте нарисуем знаки запрета, чтобы всегда помнить, как сберечь воду.
Дети рисуют знаки.
Воспитатель. Дети запомнили, что воду надо беречь.
Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаю до трёх и в путь! Закройте глаза, а теперь открывайте, их… Мы приземлились.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Почему? Как мы помогли Капельки? (ответы детей). Вот видите, как хорошо, что мы столько знаем о свойствах воды, о её значении в нашей жизни.
Воспитатель:
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!
Читайте также |
---|
Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»
Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...
Модель двигательного режима по всем возрастным группам
Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели»
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели» Программное содержание. - упражнять детей в чтении слогов, чётком проговаривании звуков в словах; - закреплять умение...