Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему
«Путешествие на воздушном шаре»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», "Безопасность".

Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, двигательная, чтение.

Цель. Углублять интерес к познавательной деятельности, умение делать простейшие умозаключения.

Задачи:

Образовательная область: «Познание»

- Уточнить и расширить знание детей о воздухе и воде, роли в жизни человека и живых организмов.

- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Расширять представления о свойствах воды (прозрачность, не имеет формы, вкуса, запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

- Закрепить правила безопасного поведения в лаборатории.

Образовательная область: «Коммуникация»

- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование.

- Способствовать развитию мышления, любознательности.

Образовательная область: «Художественное творчество»

- Развивать у детей наблюдательность, воображение и чувство композиции.

- Закреплять умение детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно.

Планируемые результаты. Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками».

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация «Путешествие на воздушном шаре», глобус, воздушный шарик, тазик с горячей (не более 60 гр.) и холодной водой, пластмассовая бутылка, пластмассовые стаканчики, тарелки, блюдца, соломки для коктейля, сок, молоко, деревянные кубики, кирпичики, банки, сахар, ложки; запись на DVD (журчание воды, шум воды); шапочки к игре «Тучка и капельки» - капельки, солнышко, тучка; лист бумаги А-4, фломастеры (на каждого ребёнка).

Место проведения – групповое помещение.

Предварительная работа:

Наблюдение, беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой, рассматривание знаков запретов.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент

Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Но что бы отправиться в путь нам нужен важный помощник, о нём говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух).

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Воспитатель Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Воспитатель надевает пустой воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Держит её в течении 1 минуты в горячей воде.

Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.

Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

- Что вы видите? (Шарик сдувается.)

- Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.)

- Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару. (Чтобы он взлетел.)

Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.

Воспитатель. Отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода.) Итак, считаем до трёх и в путь! Закрываем глаза, а теперь открываем! Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев; звучит тихая музыка, журчание, шум воды.)

- В какую же страну мы с вами попали? Это волшебная страна Водиландия.

Воспитатель обращает внимание детей на стол на котором стоит вода, тазик, различные баночки, стаканчики и т.д.)

Воспитатель. Где жители этой страны, почему мы никого не видим?

Ой, смотрите, Капелька!

- Смотрите, записка. (Воспитатель читает записку.)

Жителями этой страны являются такие, как я , а все вместе они образуют воду , которая у вас на столе. Мои подружки капельки уже превратились в воду, а я заблудилась, потому что ничего не знаю о воде и её свойствах.

Воспитатель. Ребята, а мы знаем с вами о воде и её свойствах. Поможем капельки догнать её подружек?

Дети. Да!

Воспитатель. Расскажем!

2. Чтение стихотворения Н. Рыжовой

- А какое стихотворение мы с вами знаем о воде?

Воспитатель.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде?

Ребёнок.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

3. Эксперементы.

Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно.

Воспитатель. И мы докажем это, но для этого нам нужно вооружиться вниманием и терпением. И конечно нам нужна лаборатория.

Капелька. Пожалуйста, лаборатория у нас есть, но прежде чем войти в неё, нужно знать правила поведения при экспериментировании.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатрии:

- не толкай соседа во время работы;

- сначала посмотри, потом повтори;

- убери и на место положи;

- с горячей водой будь осторожен.

Дети входят в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования).

Воспитатель. Сейчас, Капелька, ребята покажут какими чудесными свойствами обладает вода.

Ребёнок 1.

Опыт 1. Взять стакан с водой и вылить немного воды на тарелку. Но выливать надо медленно . чтобы увидеть . как вода растекается.

Вывод. Вода льется и растекается .

Ребёнок 2.

Опыт 2 . Взять стакан с чистой водой и понюхать её. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)

Вывод. Вода не имеет запаха.

Ребёнок 3.

Опыт 3 . Взять два стаканчика с соломинкой, в одном вода, в другом сок, попробовать воду, затем сок. Какой сок? (Вкусный.) А вода? (Без вкуса.) Вывод. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель. У нас на столах лежат деревянные кубики, кирпичики. Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт.

Ребёнок 4

Опыт 4. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (Форму баночки.) А что с ней происходит мы налили её в чашку? В блюдце? Она приняла форму банки, затем чашки и блюдца. Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили

Воспитатель. А вот следующий стол, что вы скажете здесь?

Ребёнок 5

Опыт 5 . У нас на столе лежат пуговицы, мозаика и 2 стакана, в одном вода, в другом молоко. Опустите мозаику и пуговицы в стакан с водой, молоком. В каком стакане нам хорошо видны предметы ? А как вы думаете, почему в чистой воде видим эти предметы, а в стакане с молоком - нет?

(Потому, что вода прозрачная, а молоко - нет.) Значит это ещё одно

свойство воды.

Вывод. Вода прозрачная.

Ребёнок 6

Опыт 6 . Положить в стакан ложку сахара, размешать. Что произошло?

(Сахар растворился.)

Вывод. Вода является растворителем.

Воспитатель. Вот видишь, Капелька, как много ребята знают о воде. (Слайд 7 весёлая капелька.)

Молодцы, ребята, вы умные и сообразительные. Но вы, наверное, немного устали. Давайте поиграем в мою любимую игру.

4. Физкультминутка«Тучка и капельки».

(Детям надеваю шапочки капелек, солнышко, воспитатель – тучка.)

Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы - тучки на Землю, погулять. Подул ветер, капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки), вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Все радуются, игра закончена.

Воспитатель: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, дети еще раз рассказывают, как вода возвращается на Землю.

5. Воспитатель. Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?

(Слайды 4, 5, 6.)

Ответы детей:

- Высохнет трава.

- Умрут животные.

- Умрет человек.

- Не будет дождя.

- Не сможем помыть руки.

- Мама не сможет помыть посуду.

- Не сможем готовить еду и т. д.

- Пожары нечем будет тушить.

- Не сможем купаться.

- Пароходы не смогут плавать.

Воспитатель. Вы отвечаете правильно. но главное - вода нужна, чтобы утолить жажду человека, животных и растений. А что произойдёт. если люди не включали краны? (А весь мир, в том числе и рыбы, погибнут, все реки вытекут, человеку не чем будет питаться и нечего пить.) Вот послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря-зря-зря!

А то пройдёт немного лет,

И нет водицы - нет-нет-нет!

Воспитатель. Так что же надо делать дальше. чтобы вода не исчезла?

Дети. Надо экономить воду , беречь её , не загрязнять водоёмы.

Воспитатель. Дети, давайте нарисуем знаки запрета, чтобы всегда помнить, как сберечь воду.

Дети рисуют знаки.

Воспитатель. Дети запомнили, что воду надо беречь.

Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаю до трёх и в путь! Закройте глаза, а теперь открывайте, их… Мы приземлились.

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Почему? Как мы помогли Капельки? (ответы детей). Вот видите, как хорошо, что мы столько знаем о свойствах воды, о её значении в нашей жизни.

Воспитатель:

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – ВОДА!

Экономь её и береги,

Мы ведь на планете не одни!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

Модель двигательного режима по всем возрастным группам Оздоровительные – обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья ребёнка. Способствовать совершенствованию всех функций детского...

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели»

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Дни недели» Программное содержание. - упражнять детей в чтении слогов, чётком проговаривании звуков в словах; - закреплять умение...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...