Конспект НОД по математическому развитию для детей старшей группы
«Путешествие по сказочному лесу»

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».

Задачи:

— развивать у детей умения: сравнивать предметы по двум-трем свойствам; подво­дить к пониманию отрицания свойств; учить анализировать, обобщать, декодировать ин­формацию на карточках-сим­волах;

— учить «читать» план-схему группы по обозначениям; раз­вивать конструктивные спо­собности, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве;

— закреплять знания в опреде­лении последовательностей: времен года, месяцев, дней не­дели, времени суток;

— формировать морально-воле­вые качества; доброжелатель­ность, сотрудничество, чет­ность, взаимовыручку; воспи­тывать самостоятельность и умение доводить начатое дел: до конечного результата.

Оборудование: объемные бло­ки Дьенеша, квадраты Воскобовича, карточки - символы, план - схема группы, модуль «Бремене года». Персонажи героев сказок: два медвежонка (пальчиковый театр), игрушечная медведица, гномы, Змей Горыныч, лягушки, Водяной, тетушка Сова; декора­ции: берлога, пещера гномов, пруд, кувшинки, мини-парты, продуктовый магазин.

 

Ход:

Воспитатель. Ребята, кто это к нам стучится?

Раздается стук в дверь, воспита­тель выходит за дверь, надевает на руки персонажей кукольного теат­ра — двух медвежат. «Медвежата за­ходят».

Медвежата. Здравствуйте, ребята. (Плачут, просят о помо­щи.)

Мы заблудились в лесу, помо­гите найти берлогу мамы-медве­дицы. Мы ушли еще летом ис­кать «счастье», но так и не нашли. Мы очень и очень хотим к маме.

Воспитатель. Дети, давайте успокоим медвежат, подойдите к ним.

Дети утешают, говорят, что помо­гут найти берлогу и маму.

- Вспомните, в какой сказке мед­вежата ушли искать «счастье»?

Дети. В венгерской народной сказке «Два медвежонка».

Воспитатель. Как же мы сможем помочь медвежатам?

Медвежата. А у нас есть карта леса, но мы не умеем ею пользоваться. (Разворачивают план-схему и показывают де­тям.)

Воспитатель. Давайте вме­сте посмотрим, где мы находим­ся сейчас. Что вы еще видите на этом плане? Каким выглядит лес?

Дети. Сказочный, волшебный, необыкновенный, загадочный, незнакомый.

Воспитатель. Сейчас мы будем «читать» этот план-схему и по стрелочкам найдем дорогу к берлоге.

Дети. Стрелочка показывает налево.

Воспитатель. Что же там мы видим, что там находится?

Дети. Это пещера гномов! (Идут, куда показывает стрелоч­ка.)

Здравствуйте, гномы!

Гномы. Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?

Дети. Покажите, пожалуйста, дорогу к берлоге медведицы, мы хотим помочь медвежатам.

Гномы. Мы поможем вам и покажем дорогу к берлоге, но сначала и вы нам помогите до­быть драгоценные камни. Вот какие камни мы добываем.

Работа с карточками-символами, дети расшифровывают их: драго­ценные камни треугольной формы, не маленькие, а большие.

Спасибо, дети, за помощь. Вы нам помогли, вот вам конверт, в нем вы найдете подсказку, как идти к берлоге.

Дети благодарят за конверт, вос­питатель его открывает.

Воспитатель (читает, что написано). Повернитесь направо, еще раз направо и сделайте три шага вперед.

Дети выполняют задание.

Давайте посмотрим по плану, куда мы пришли, и сверим с тем местом, где мы находимся.

Дети. Мы пришли к пруду.

Воспитатель. Кто живет в пруду?

Предполагаемые ответы детей: Царевна-лягушка, лягушата, русал­ки, Водяной...

Водяной. Зачем пожаловали в мое водяное царство-государ­ство?

Дети. Мы хотим помочь мед­вежатам и ищем дорогу к берло­ге медведицы.

1-й медвежонок. Помо­гите, пожалуйста, найти дорогу к берлоге. Я хочу к маме.

Водяной. Запустите рыбок в пруд, я вам покажу дорогу.

Воспитатель. Посмотрите, и, правда, в пруду нет ни одной рыбки. А что же это за пруд, если нет рыбок? Вот мы сейчас и за­пустим их сюда.

Дети выкладывают рыбок из квадратов Воскобовича.

Водяной.

Спасибо вам, ре­бятки!

Возьмите конверт,

В нем найдете ответ,

Как дальше идти,

По какому пути.

Дети благодарят Водяного. Чита­ют задание: повернитесь налево,

сделайте четыре шага вперед, напра­во. Дети выполняют задание.

2-й медвежонок(испу­ганно). Что это?

Змей Горыныч. У-у-у - попались! Я вас не отпущу. А медвежат на обед оставлю! Угощусь ими.

1-й медвежонок. Змей Горыныч, отпусти нас, пожалуй­ста. Мы на обратном пути тебе гостинцев принесем. Я очень хочу к маме.

Змей Горыныч. М-м-м! Подумаю! Но сначала вы мне помогите отгадать загадку, кото­рую мне загадала Баба Яга. У ме­ня три головы, а отгадать не могу, даже головы заболели. Вот загадка: что значит «ноль вни­мания»?

Дети. Это значит безразличие, равнодушие к человеку, предме­ту, явлению.

Змей Горыныч(грустно). Вот и на меня никто не обраща­ет внимания, поэтому я и хочу всех съесть. А вы, ребята, знаете еще какие-нибудь загадки, по­словицы, поговорки?

Дети. «Первый блин комом», «Одно дерево сруби — два посади», «Один ум — хорошо, а два — лучше», «Два сапога — пара», «Как две капли воды», «Наговорили с три короба», «Тайна за семью замками», «Се­меро одного не ждут», «Один за всех и все — за одного», «От гор­шка три вершка», «Знать как свои пять пальцев» и др.

Змей Горыныч. Ну, вы меня удивили и порадовали. Даже жалко мне стало съедать таких умненьких ребят. Отпускаю вас. Возьмите конверт, в нем подсказка, как найти берлогу. На обратном пути жду к себе в гости с гостинцами.

Воспитатель(читает заданuе).Повернитесь налево и идите прямо.

Дети выполняют.

1-й медвежонок. Ой, куда же мы пришли?

Дети. В лесную школу.

1-й медвежонок. А что делают дети в школе?

Дети отвечают, что там учатся.

В школе их встречает Сова.

Сова. Здравствуйте, дети.

Дети отвечают.

Зачем пожаловали в нашу школу?

Дети объясняют причину путешествия по лесу.

- Я знаю, как пройти к берлоге, но сначала ответьте на мои вопросы.

- Посмотрите на календарь «Времени года», определите и обозначьте времена года, месяцы, недели.

Дети выполняют задание по очереди.

Сова. Молодцы, справились! Как вы, ребята, думаете, в какой день недели лесные звери ухаживают за канарейками? Когда занимаются поливкой огорода? В какие дни отдыхают?

Дети определяют по календарю в уголке для дежурных.

- Замечательно! Вот вам конверт, там найдете подсказку, как найти берлогу медведицы и какие го­стинцы принести.

Дети благодарят.

Воспитатель. Вот вам сле­дующее задание: нужно пройти налево и прямо по указателям. И на нашем пути к берлоге по­явилось новое препятствие — «Продуктовый магазин», давайте в него зайдем. В нем никого нет, кто же будет нас обслуживать? Чтобы решить эту проблему без спора, мы сейчас выберем про­давца при помощи математичес­кой считалочки:

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.

Воспитатель раздает детям кар­точки — деньги. Медвежата первые расшифровывают карточки-симво­лы. Продавец продает конфеты, пря­ники на заказ.

Медвежонок (читает схему).

Я бы хотел купить два боль­ших пряника треугольной фор­мы, желтого цвета.

Дети проверяют правильность покупки.

Продавец продает два больших пряника любой формы, кроме тре­угольной, желтого цвета.

Далее дети в порядке очереди покупают продукты, проверяют друг друга.

Воспитатель. Берлога дол­жна быть где-то рядом. Посмот­рим карту и уточним вместе с вами, куда нам дальше нужно от­правиться.

Медвежата и дети находят по стрелочкам дорогу к берлоге. Все радуются и кричат: «Ура!».

Медведица. Ах, вы мои ми­лые, ах, вы мои родные. (Обнима­ет медвежат, гладит лапой.)

Медведица благодарит детей за оказанную помощь. Дети угощаются конфетами и пряниками, не забыва­ют оставить гостинцы Змею Горынычу. Медведица и медвежата про­щаются с детьми и ложатся в бер­логу на зимнюю спячку. Дети идут обратным путем, угощают зверей, Змея Горыныча, Водяного, гномов.

 

Литература:

  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Вен­гер Я. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
  2. Дошкольное образование. 2005. № 2.
  3. Игнатьев Е.И. В царстве смекал­ки. М., 1984.
  4. Математика до школы: Пособие для воспитателей и родителей / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомня­щая. СПб., 2002.
  5. Минский Е.М. От игры к знаниям. М., 1982.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...

Метод воспитания – слово

Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...

Читайте также

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений

Календарный план воспитательной работы - деятельность участников образовательных отношений