Конспект НОД по математическому развитию для детей старшей группы
«Путешествие по сказочному лесу»
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
— развивать у детей умения: сравнивать предметы по двум-трем свойствам; подводить к пониманию отрицания свойств; учить анализировать, обобщать, декодировать информацию на карточках-символах;
— учить «читать» план-схему группы по обозначениям; развивать конструктивные способности, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве;
— закреплять знания в определении последовательностей: времен года, месяцев, дней недели, времени суток;
— формировать морально-волевые качества; доброжелательность, сотрудничество, четность, взаимовыручку; воспитывать самостоятельность и умение доводить начатое дел: до конечного результата.
Оборудование: объемные блоки Дьенеша, квадраты Воскобовича, карточки - символы, план - схема группы, модуль «Бремене года». Персонажи героев сказок: два медвежонка (пальчиковый театр), игрушечная медведица, гномы, Змей Горыныч, лягушки, Водяной, тетушка Сова; декорации: берлога, пещера гномов, пруд, кувшинки, мини-парты, продуктовый магазин.
Ход:
Воспитатель. Ребята, кто это к нам стучится?
Раздается стук в дверь, воспитатель выходит за дверь, надевает на руки персонажей кукольного театра — двух медвежат. «Медвежата заходят».
Медвежата. Здравствуйте, ребята. (Плачут, просят о помощи.)
Мы заблудились в лесу, помогите найти берлогу мамы-медведицы. Мы ушли еще летом искать «счастье», но так и не нашли. Мы очень и очень хотим к маме.
Воспитатель. Дети, давайте успокоим медвежат, подойдите к ним.
Дети утешают, говорят, что помогут найти берлогу и маму.
- Вспомните, в какой сказке медвежата ушли искать «счастье»?
Дети. В венгерской народной сказке «Два медвежонка».
Воспитатель. Как же мы сможем помочь медвежатам?
Медвежата. А у нас есть карта леса, но мы не умеем ею пользоваться. (Разворачивают план-схему и показывают детям.)
Воспитатель. Давайте вместе посмотрим, где мы находимся сейчас. Что вы еще видите на этом плане? Каким выглядит лес?
Дети. Сказочный, волшебный, необыкновенный, загадочный, незнакомый.
Воспитатель. Сейчас мы будем «читать» этот план-схему и по стрелочкам найдем дорогу к берлоге.
Дети. Стрелочка показывает налево.
Воспитатель. Что же там мы видим, что там находится?
Дети. Это пещера гномов! (Идут, куда показывает стрелочка.)
Здравствуйте, гномы!
Гномы. Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?
Дети. Покажите, пожалуйста, дорогу к берлоге медведицы, мы хотим помочь медвежатам.
Гномы. Мы поможем вам и покажем дорогу к берлоге, но сначала и вы нам помогите добыть драгоценные камни. Вот какие камни мы добываем.
Работа с карточками-символами, дети расшифровывают их: драгоценные камни треугольной формы, не маленькие, а большие.
Спасибо, дети, за помощь. Вы нам помогли, вот вам конверт, в нем вы найдете подсказку, как идти к берлоге.
Дети благодарят за конверт, воспитатель его открывает.
Воспитатель (читает, что написано). Повернитесь направо, еще раз направо и сделайте три шага вперед.
Дети выполняют задание.
Давайте посмотрим по плану, куда мы пришли, и сверим с тем местом, где мы находимся.
Дети. Мы пришли к пруду.
Воспитатель. Кто живет в пруду?
Предполагаемые ответы детей: Царевна-лягушка, лягушата, русалки, Водяной...
Водяной. Зачем пожаловали в мое водяное царство-государство?
Дети. Мы хотим помочь медвежатам и ищем дорогу к берлоге медведицы.
1-й медвежонок. Помогите, пожалуйста, найти дорогу к берлоге. Я хочу к маме.
Водяной. Запустите рыбок в пруд, я вам покажу дорогу.
Воспитатель. Посмотрите, и, правда, в пруду нет ни одной рыбки. А что же это за пруд, если нет рыбок? Вот мы сейчас и запустим их сюда.
Дети выкладывают рыбок из квадратов Воскобовича.
Водяной.
Спасибо вам, ребятки!
Возьмите конверт,
В нем найдете ответ,
Как дальше идти,
По какому пути.
Дети благодарят Водяного. Читают задание: повернитесь налево,
сделайте четыре шага вперед, направо. Дети выполняют задание.
2-й медвежонок(испуганно). Что это?
Змей Горыныч. У-у-у - попались! Я вас не отпущу. А медвежат на обед оставлю! Угощусь ими.
1-й медвежонок. Змей Горыныч, отпусти нас, пожалуйста. Мы на обратном пути тебе гостинцев принесем. Я очень хочу к маме.
Змей Горыныч. М-м-м! Подумаю! Но сначала вы мне помогите отгадать загадку, которую мне загадала Баба Яга. У меня три головы, а отгадать не могу, даже головы заболели. Вот загадка: что значит «ноль внимания»?
Дети. Это значит безразличие, равнодушие к человеку, предмету, явлению.
Змей Горыныч(грустно). Вот и на меня никто не обращает внимания, поэтому я и хочу всех съесть. А вы, ребята, знаете еще какие-нибудь загадки, пословицы, поговорки?
Дети. «Первый блин комом», «Одно дерево сруби — два посади», «Один ум — хорошо, а два — лучше», «Два сапога — пара», «Как две капли воды», «Наговорили с три короба», «Тайна за семью замками», «Семеро одного не ждут», «Один за всех и все — за одного», «От горшка три вершка», «Знать как свои пять пальцев» и др.
Змей Горыныч. Ну, вы меня удивили и порадовали. Даже жалко мне стало съедать таких умненьких ребят. Отпускаю вас. Возьмите конверт, в нем подсказка, как найти берлогу. На обратном пути жду к себе в гости с гостинцами.
Воспитатель(читает заданuе).Повернитесь налево и идите прямо.
Дети выполняют.
1-й медвежонок. Ой, куда же мы пришли?
Дети. В лесную школу.
1-й медвежонок. А что делают дети в школе?
Дети отвечают, что там учатся.
В школе их встречает Сова.
Сова. Здравствуйте, дети.
Дети отвечают.
Зачем пожаловали в нашу школу?
Дети объясняют причину путешествия по лесу.
- Я знаю, как пройти к берлоге, но сначала ответьте на мои вопросы.
- Посмотрите на календарь «Времени года», определите и обозначьте времена года, месяцы, недели.
Дети выполняют задание по очереди.
Сова. Молодцы, справились! Как вы, ребята, думаете, в какой день недели лесные звери ухаживают за канарейками? Когда занимаются поливкой огорода? В какие дни отдыхают?
Дети определяют по календарю в уголке для дежурных.
- Замечательно! Вот вам конверт, там найдете подсказку, как найти берлогу медведицы и какие гостинцы принести.
Дети благодарят.
Воспитатель. Вот вам следующее задание: нужно пройти налево и прямо по указателям. И на нашем пути к берлоге появилось новое препятствие — «Продуктовый магазин», давайте в него зайдем. В нем никого нет, кто же будет нас обслуживать? Чтобы решить эту проблему без спора, мы сейчас выберем продавца при помощи математической считалочки:
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет,
Но охотник не попал,
Серый зайчик убежал.
Воспитатель раздает детям карточки — деньги. Медвежата первые расшифровывают карточки-символы. Продавец продает конфеты, пряники на заказ.
Медвежонок (читает схему).
Я бы хотел купить два больших пряника треугольной формы, желтого цвета.
Дети проверяют правильность покупки.
Продавец продает два больших пряника любой формы, кроме треугольной, желтого цвета.
Далее дети в порядке очереди покупают продукты, проверяют друг друга.
Воспитатель. Берлога должна быть где-то рядом. Посмотрим карту и уточним вместе с вами, куда нам дальше нужно отправиться.
Медвежата и дети находят по стрелочкам дорогу к берлоге. Все радуются и кричат: «Ура!».
Медведица. Ах, вы мои милые, ах, вы мои родные. (Обнимает медвежат, гладит лапой.)
Медведица благодарит детей за оказанную помощь. Дети угощаются конфетами и пряниками, не забывают оставить гостинцы Змею Горынычу. Медведица и медвежата прощаются с детьми и ложатся в берлогу на зимнюю спячку. Дети идут обратным путем, угощают зверей, Змея Горыныча, Водяного, гномов.
Литература:
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Я. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1988.
- Дошкольное образование. 2005. № 2.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 1984.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей и родителей / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб., 2002.
- Минский Е.М. От игры к знаниям. М., 1982.
Читайте также |
---|
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»
Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы
Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...
Метод воспитания – слово
Метод воспитания – слово Взрослому родителю хочется воплотить в реальность все самое лучшее в этом мире: мечты, планы и надежды. С...