Конспект организованной совместной деятельности по художественному творчеству для старшего возраста
«Загадки портрета»

(Открытое занятие для воспитателей)

 

Цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса к разным жанрам изобразительного искусства.

Задачи:

Воспитательные

Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям на примере произведений изобразительного искусства.

Развивающие

Развивать умения и навыки в рисовании с натуры.

Развивать умение передавать в рисунке настроение, мимику и характерные черты внешнего облика человека, а также свое отношение к изображаемому объекту.

Развиватьхудожественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику.

Обучающие

Расширять представления о жанре портрета, видах портрета.

Познакомить с различными приемами рисования графическими материалами.

Обогатить словарный запас новыми терминами и понятиями.

Методы и приемы, направленные на развитие интегративных качеств

Информационно-рецептивные:

  • наблюдения за мимикой человека, персонажей мультфильмов, героев детских сказок;
  • рассматривание и обсуждение репродукций, слайдов, детских работ, выполненных в жанре портрета в различных техниках;
  • просмотр видео-презентации «Загадки портрета»;
  • использование художественного слова (стихи, стихотворные загадки на тему портрета);
  • прослушивание музыкально – звукового сопровождения во время
    работы.

Исследовательские:

  • экспериментирование с материалом, техниками работы мелками и пастелью (линия, штриховка, рисование боковой поверхностью мелка, растушевка).

Репродуктивные:

  • показ педагогом новых приемов работы восковыми и школьными
    мелками, их возможных сочетаний;
  • совместные действия детей (взаимодействие во время работы);
  • совместные действия взрослого и ребенка (помощь по просьбе ребенка при затруднениях).

Эвристические:

  • создание проблемной ситуации при выборе материала и техники

изображения для мотивации предстоящей деятельности (какими
материалами можно рисовать портрет, какие выбрать приемы для передачи фактуры деталей изображения);

  • разгадывание кроссворда.

Игровые:

  • художественно-развивающие игры «Портрет», «Составь портрет
    сказочного героя» (предварительная работа);
  • постановка творческой задачи («Показать Карандашу, как мы умеем
    рисовать человека, передавать его мимику, настроение, внешнее
    сходство»);
  • игровые и сюрпризные моменты для пробуждения фантазии
    (сюрпризный момент - игрушка Карандаш, призы от
    Карандаша), игровые моменты - разгадывание загадок, игра во время физкультминутки, «превращение» в художников;
  • обыгрывание законченного изображения (дети дарят гостям их
    портреты).

Закрепление понятий:

«жанры живописи, картинная галерея, художник, портрет, одиночный портрет, групповой портрет, автопортрет».
Новые понятия: «эпоха, окружающая обстановка, прюн, портрет с натуры».

Оборудование, наглядно - методические пособия.

  • Ноутбук, монитор, магнитная доска, фломастеры для доски.
  • Видео-презентация «Загадки портрета».
  • Репродукции произведений художников, выполненные в жанре портрета различными художественными материалами (например: А. Тропинин «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль», И.Е. Репин «Стрекоза», В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», Я.Я. Кончаловский «Маргот танцует», Ванн Дейк «Семейный портрет», А. Серов «Портрет Мики Морозова», Б. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» и другие).
  • Детские рисунки в жанре портрета.
  • Заготовка - сетка для кроссворда.
  • Набор алгоритмов для рисования портрета.
  • Игрушка Карандаш, чемоданчик с атрибутами, маленький мольберт, зеркальце.
  • Мультфильмы «Старая игрушка», «Мороз Иванович» (киностудии «Союзмультфильм»).
  • Диск с музыкальным сопровождением (спокойная музыка). .
  • Призы от Карандаша (цветные карандаши, восковые мелки или масляная пастель).

Материалы для рисования:

Бумага формата А 4, восковые мелки, масляная пастель, сухая пастель или школьные мелки (по выбору).

Предварительная работа:

Наблюдения за мимикой человека, персонажей мультфильмов, героев детских сказок. Просмотр мультфильмов «Старая игрушка», «Мороз Иванович». Обсуждение взаимосвязи между внешним обликом, мимикой и характером героя.

Художественно-дидактические игры «Потрет» (знакомство с портретной живописью, средствах выразительности, видах портрета), «Составь портрет сказочного героя» (закрепление знаний о составных частях лица, их пространственном местонахождении, мимике).

В свободной деятельности рисование на тему "Моя семья", «Портрет моего друга».

Последовательность работы.

На расположенном вертикально листе бумаги формата А 4 нарисовать с натуры портрет одного из воспитателей (по выбору). При желании воспользоваться набором алгоритмов, предложенным педагогом. Рисунок выполняется восковыми мелками или масляной пастелью (по выбору). Для тонировки можно использовать сухую пастель или школьные мелки.

После занятия

Оформление выставки детских работ на тему «Мы - художники-портретисты» в детском саду.

 

Содержание совместной деятельности:

Педагог здоровается с детьми.

-   Ребята, к нам сегодня пришел необычный гость.

Надевает на руку игрушку - человечка Карандаша, и говорит от его имени:

-   Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Конечно, я - Карандаш!

Открывает миниатюрный чемоданчик, в котором лежат маленькие карандаш, кисть, рулончик бумаги, палитра.

- Посмотрите, что у меня в чемоданчике:

«Карандаш, палитра, кисть,
И бумаги белый лист.
Есть еще мольберт-треножник,
Потому, что я …»

(художник)

-  Молодцы, правильно! Я художник и рисую картины.

Как вы думаете, ребята, где можно увидеть эти картины художников? (На выставках, в музеях, картинных галереях)

-   Правильно. Туда можно прийти и полюбоваться на них. Вы уже и сами немного художники. Я видел ваши рисунки на выставке в детском саду. Какие вы молодцы! А если вы художники, то уже много знаете об искусстве. Вот скажите мне, пожалуйста, какие вы знаете жанры живописи?

Дети отвечают.

- Правильно! Это пейзаж, портрет и натюрморт. А о каком из этих жанров говорится в стихотворении-загадке?

«Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в каске верхолаз.
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Самый главный он герой.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я.
Нарисована в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется...»

(портрет)

Карандаш:

-   Правильно! Слово «портрет» не русское. В переводе с французского языка оно означает изображение (образ) какого-либо человека или группы людей. Портрет - один из главных жанров живописи. Почему?

(Потому, что он изображает человека).

- Послушайте, ребята, я расскажу вам маленькую сказку.

«Как-то утром проснулась старая мудрая кисть и рядом с собой на столе увидела нечто металлическое и блестящее. Это был новенький фотоаппарат. Он сверкал своим объективом и был очень доволен собой. Он снисходительно глянул на кисточку и рассмеялся:

- Ха-ха-ха! Наконец-то ты сможешь отдохнуть. Теперь Я буду выполнять всю твою работу, не моргнув глазом! Вернее, наоборот, моргнув!»

И он опять расхохотался. Моргнул в одну сторону – и вот тебе лес, поляна, ручеек. Моргнул в другую – дом, сад, корова.

- «А какие портреты Я умею делать!» - продолжал хвастаться фотоаппарат.

- «Подожди» - остановила его кисть. «Знаешь ли ты, что такое портрет?»

- «Конечно. Это когда Я людей фотографирую! – гордо заявил фотоаппарат.

- «Безусловно, прекрасные у тебя портреты, очень точные. Но не хватает в них частицы сердца художника, его души!

Хочешь, я познакомлю тебя с настоящими портретами? Пойдем со мной в Русский музей, и ты увидишь произведения настоящих мастеров!»

- Давайте, ребята, и мы вместе с кисточкой совершим эту экскурсию.

Карандаш показывает детские портреты разных эпох, разного социального положения. По ходу рассматривания портретов педагог обращает внимание детей на цветовое и композиционное решение, детали интерьера, помогающие раскрыть эмоциональное состояние, характер, настроение, социальное положение героев. Помогает детям определить и назвать виды портретов – одиночные, групповые, в полный рост, погудные и т.д.

Карандаш:

- Как замечательно, что художники смогли запечатлеть все эти образы! Их разделяет огромное время, различны их судьбы. Но портреты, созданные великими русскими художниками, помогли нам через них узнать частицу нашей истории. И, несмотря на их различия, почувствовать, что каждый из них чем-то нам близок и даже похож на нас. С кем бы из них вы хотели бы подружиться? На кого хотели бы походить?

С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты. Фотография никогда не сможет заменить картину, написанную художником. Ведь в каждой картине присутствует как бы живая душа человека, от неё даже исходит тепло. В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки. Таким образом, собиралась целая коллекция семейных портретов.

Есть еще один вид портрета… Узнать о нем вам поможет ответ на загадку:

«Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь - и в ответ
Он засмеется тоже.
Я увидел свой портрет,
Отошел - портрета нет...»

(зеркало)

Подсказка: карандаш достает маленькое зеркальце, и смотрит на свое отражение.

Карандаш:

-   Какой портрет рисует художник, глядя в зеркало?
Правильно, автопортрет! Художники рисуют себя, глядя в зеркало, называя свои картины автопортретами.(Например, в картине А.Тропинина «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль»). Педагог объясняет детям новое слово: прюн (цвет одежды, которую одевают художники во время работы).

Карандаш:

- Портрет таит в себе много загадок. Давайте попробуем их разгадать и если сделаем это правильно, то прочитаем ключевое слово в кроссворде.

Кроссворд «Загадки портрета»

- Что можно узнать о человеке, глядя на его портрет?

кроссворд 

1. Костюм и окружающая обстановка могут дать представление о том времени, когда жил человек (эпоха).

2. Композиция, колорит, окружающая обстановка, внешний облик человека могут дать представление о его положении в обществе

3. Одежда, окружающая обстановка, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление о профессии человека.
4. Внешний облик человека дает представление о возрасте человека.
5. Композиция, колорит, мимика, поза могут рассказать о настроении человека.

6. Колорит, поза, мимика, характерные предметы и детали интерьера могут дать представление об увлечениях человека.
7. Композиция, колорит, поза, мимика, особенно выражение глаз, могут рассказать о характере человека.

При разгадывании слов в кроссворде педагог показывает по два портрета, помогающие раскрыть суть понятия. Например, при разгадывании слова «возраст» - портреты ребенка и пожилого человека, при разгадывании слова «настроение» - портреты веселого и задумчивого персонажа, при разгадывании слова «профессия» - портреты, отражающие профессию человека.

Педагог помогает детям найти правильные ответы, показывая слайды с портретами, наиболее характерные для каждого понятия и объясняя новые для них понятия: эпоха, окружающая обстановка, положение в обществе.

Карандаш пишет слова, которые отгадывают дети, в кроссворд.

Дети читают ключевое слово «портрет».

Карандаш:

- Молодцы, ребята! Теперь, глядя на чей-нибудь портрет, вы много сможете узнать о человеке, которого изобразил художник.

- А кто из вас скажет, как художник рисует портрет?
Дети отвечают.

- Правильно, садится напротив человека, которого хочет изобразить, берет бумагу или холст, кисти или карандаш и начинает рисовать, пытаясь передать сходство, характер, настроение и даже профессию человека. Это называется «рисовать с натуры».

- Как много вы уже знаете, ребята!
Перед тем, как рисовать, мы с вами поиграем.

(Дети встают.)

Физкультминутка «Превращение»

«Раз - поднялись, потянулись,
Два – друг другу улыбнулись.

Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?

Три – прогнули наши спинки,

Поглядели величаво

И налево и направо.

На четыре - руки шире,

Головою покивали,
Пять - руками помахали.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Надо плечи нам размять,
Раз - два - три - четыре - пять.

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.
Будем вместе рисовать

Мастерством всех удивлять».

Карандаш:

Вот мы и превратились в художников. А сейчас нарисуем портреты наших гостей. Выбирайте, ребята, чей портрет вы будете рисовать.

Дети садятся за столы, выбирают модель и рисуют портреты воспитателей.

Во время работы педагог поочередно выставляет карты,
показывающие последовательность работы. Сначала овал (голову), затем шею и плечи. После этого в центре лица обозначаем точкой место, где будет расположен нос, и находим место для глаз. Глаза можно рисовать, начиная от зрачка, затем рисуем радужную оболочку и веки с ресницами. Затем рисуем брови, нос. Расстояние между носом и подбородком делим пополам и рисуем губы, передавая мимику человека. Рисуем прическу, используя разные оттенки того или иного цвета, одежду, украшения.

Затем дети дополняют рисунки деталями, элементами окружающей обстановки. После этого тонируем лицо боковой поверхностью мелка, таким же приемом можно раскрасить фон, подбирая контрастные или пастельные цвета, помогающие раскрыть настроение.
Педагог:

-  Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.
Карандаш, тебе нравятся портреты, которые выполнили ребята?
Карандаш:

- Да. Они замечательные! Глядя на эти портреты, я вижу, какое у человека настроение, и даже могу догадаться о его профессии.

Педагог:

- А теперь, ребята, пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети встают)

«Мы на месте покружились -

Вновь в ребяток превратись».

Дети вместе с гостями рассматривают портреты, и дарят их воспитателям
Карандаш:

-  В моем чемоданчике есть призы для вас, юные художники!

Карандаш раздает детям подарки.

- До свидания, ребята! В следующий раз я расскажу вам еще много интересного.

 

Приложения.

1. Загадки

2. Фотографии

3. Список использованных источников

 

Загадки о человеке

На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.

(Человек)

и у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть,

И в лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.

(Имя)

Что на свете

всего быстрее?

(Мысль)

Не сеют, не сажают,

А сами вырастают.

(Волосы)

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.

(Глаза)

Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.

(Нос)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?

(Ноги)

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной -
День и ночь со мной:

Целый десяток
Верных ребяток!

(Пальцы)

Один говорит, два глядят,

Двое слушают.

(Язык, глаза, уши)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Губы и зубы)

 

Открытое занятие для воспитателейОткрытое занятие для воспитателей

Открытое занятие для воспитателейОткрытое занятие для воспитателей

Открытое занятие для воспитателей

Открытое занятие для воспитателей

 

Список использованных источников:

1. И.А Курочкина Учебно-наглядное издание «Большое искусство - маленьким». Библиотека программы «Детство» «Знакомим с портретной живописью», СПб.: «Детство-Пресс», 2011г.

2. Комплект слайдов «Портрет», автор-составитель Столяров Б.А., «Живописный портрет», автор-составитель Кольцова Н.Г. «Музей-дошкольникам», Российская академия образования, северо-западное отделение. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Государственный Русский Музей, Российский центр музейной педагогики и детского творчества.

3. http://www.alegri.ru/deti/sovety-dlja-mam/semeinaja-biblioteka/zagadki-pro-cheloveka.html (Загадки.)

4. http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/fizkultminutki/0-561 (Физкультминутки.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...

Читайте также

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность Основная цель — развитие речи через театрально-игровую деятельность. Задачи: Создать возможность развивать речь детей дошкольного возраста через...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное...