НОД с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе
«Эти загадочные камни!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом, солью.

Задачи:

1. Закреплять представления о речных и морских камнях (речные имеют разную форму, иногда острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие), многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

2. Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение обследовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неровный(шероховатый), гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

3. Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря.

4. Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и используют.

5. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

6. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Материал:

Образцы речных и морских камней, угля, мела, каменной соли. Кусочек дерева, гвозди, молоток. Ёмкости с водой и палочки (по количеству детей), салфетки.

 

Ход:

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Вспомните, как называется наш детский сад? Можно ли по названию нашего детсада, понять, где он находится? Как вы считаете, сможет ли посторонний человек, зайдя в нашу группу, догадаться о наших увлечениях? Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).
Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?

Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. (убираю салфетку с подноса)

Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош и может рассказать о себе много интересного, нужно только научиться раскрывать его тайны.

А давайте для начала попробуем разделить все эти камни на группы, объединив их по какому-либо признаку. (Думают, делят, обосновывают.)

После различных группировок, остановиться на двух группах (гладкие и шероховатые).

Речные (предлагаю рассмотреть, потрогать, погладить).

Как вы думаете, где можно встретить такие камни?

Эти камни я нашла на реке, так называемой каменной гряде (это место находится на большой Оби, совсем недалеко от Горок) А раз нашла я их на реке, то эти камни можно назвать - …. (речные).

Что вы можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети: Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Морские

А вот совсем другие камни. Возьмите их и положите рядом с речными. Посмотрите на камни, и скажите, чем отличаются эти камни от речных? (думают, обследуют, обосновывают) Какой формы эти камни, цвета, какая у них поверхность, какие края?

Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные.

Воспитатель: Эти камни мне привезли с моря, значит, их можно назвать… (морские) Как вы думаете, почему они такие? (Ответы.) Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими - без единого уголка. А чем похожи речные и морские камни? (Твёрдые.)

Как вы думаете, камень тверже дерева? А как мы можем это проверить, (может быть какие-то предметы со стола нам помогут?) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?

Дети. Камень тверже дерева.

Воспитатель: Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде? (Перед детьми сосуд с водой, предоставляется возможность опустить дерево в воду. Затем опустить в воду камень. Что произошло? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды.)

А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее.)

Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (На дороге, в лесу, в аквариуме, в горах.)

Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы - предположения) презентация слайды с дорогой, зданием…

Физминутка

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

В моей коллекции есть и другой

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Этот очень нужный камень.
Отбивают молотками
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет. (Показать уголь.)

Другая загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Рассмотрите уголь и мел. Что вы можете сказать об угле и меле. Чем они похожи?

(Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

Как вы считаете, уголь и мел прочные? Как проверить? (Действуют, рассказывают.)

А давайте попробуем опустить их в воду. (Слева от меня – уголь, справа от меня мел.)

Что произошло? Возьмите палочку, помешайте воду в бокалах, что вы видите?

Знаете, каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь. Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.

Добывают уголь люди - шахтеры с помощью отбойных молотков, труд шахтеров очень тяжелый. Потом его грузят в вагонетки и специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

Для каких целей нужен человеку каменный уголь?

Он хорошо горит и дает много тепла, поэтому используется в качестве топлива на котельных, фабриках, заводах и железных дорогах. Из каменного угля получают краски и лаки. (презентация)

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Как вы думаете, где мел используется? (Чтобы рисовать на доске, на асфальте.) Верно, но мел нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве - для известкования почв и подкормки животных, в промышленности - для производства цемента и извести, при изготовлении резины, пластмассы, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют при изготовлении лекарств. Мел - составная часть зубных порошков и паст. Мел идет для изготовления художественных красок, школьных мелков. (презентация)

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (птицы) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль)

Каменная соль или по другому её называют галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Минерал галит образует под землёй громадные залежи камен­ной соли. Только в России её запасы исчисляются десятками миллиардов тонн! Крупные месторождения каменной соли находятся в Германии Австрии, на Украине. Без соли поистине нет жизни. У всех народов она символ гостепри­имства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.

Вы хотели бы поиграть? - дидактическая игра: «Про что я говорю». (с мячом)

Воспитатель называет свойство предмета, а ребенок называет предмет.

Его добывают глубоко в земле, в шахте (уголь).

Он очень крепкий, с гладкими краями, тонет в воде (морской камень).

Его применяют для изготовления зубной пасты (мел).

Без этого минерала, любая пища будет невкусной (каменная соль).

Его края неровные, сам он шероховатый, найти его можно на берегу реки (речной камень).

Им можно писать на асфальте, на школьной доске (мел).

Он белый (мел).

Он черный (уголь).

Его используют для строительства дорог (камень).

Он хорошее топливо (уголь).

Матовый и пачкает руки (мел).

Ей встречают дорогих гостей (солью).

Его основу составляют останки погибших растений (уголь).

Состоит из микроорганизмов и водорослей (мел).

Воспитатель: Вот сколько интересного мы узнали, рассматривая мою коллекцию.

Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, старших братьев и сестёр, из познавательных книг и телепередач.

На память о нашей встрече я хочу подарить вам по одному камешку из моей коллекции. Если они станут началом вашей коллекции, я буду очень рада, ведь коллекция - это не только красота, но и интерес, а значит и новые знания о природе нашей Родины.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...