Путешествие во времени на тему «Защитники земли Российской»
(Тематическое занятие с использованием нетрадиционных методов в организации совместной деятельности взрослых и детей)

подготовительная группа

Ведущая: «Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать?».

Дети: Да!

Ведущая: «Я хочу вам предложить необыкновенное путешествие, в героическое прошлое нашего отечества вы согласны? ».

Дети: Да!

Ведущая: «А как называлась Россия в давние времена?».

Дети: «Русь!».

Ведущая: «Велика и могуча наша страна Российская – а в старину и правда называлась она Русь».

(Показ на экране природа Русской земли, и звучит музыка)

Ведущая: «А славилась она не только красотой и величием наших лесов, рек, полей, но и богатством земли нашей русской.

Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить красотой необыкновенной. И только защитить сама себя не может. В древние времена Русь окружали многочисленные враги. И на защиту своей земли русской, поднимался народ сильный, смелый, отважный – готовый в любую минуту постоять за свою Родину. Народ таких смельчаков называл – богатырями».

(Показ на экране репродукции картины В.М. Васнецовой «Богатыри».)

(Включается музыка)

Ведущая:

…. Земля чуть видимо курится

Восходит первая заря.

Остановились на границе

Три всадника – богатыря!

Перед вами народные герои, былинные богатыри, о которых рассказывают в песнях, сказаниях, былинах, русский народ!

В центре на черном коне Илья Муромец, справа от Ильи на белом коне Добрыня Никитич, слева от Ильи Алеша Попович.

Я хочу вам ребята предложить послушать произведение композитора Модеста Петровича Мусоргского, как он смог тему богатырей отобразить через музыку и передать представление о русском воине – богатыре как о защитнике Отечества.

А вы ребята подумайте и покажите, как вы представляете в движении или в танце себе богатырей.

(Дети прослушивают произведение и показывают движения имитируя в их представлении богатырей.)

Ведущая: «Расскажите ребята, что вы поняли и что вы бы хотели показать в исполнении этих движений».

(Педагог проводит беседу с детьми и узнает их мнение.)

Ребенок:

На дальних заставах

Мы Русь охраняли,

Коварных врагов

От границ отгоняли.

Ведущая: «Богатыри были во все времена. Кто из вас знает пословицы о богатырях?»

Дети:

I – «Богатырская рука однажды бьет».

II – «Богатыря узнаешь на поле брани».

III – «Доброе братство милее богатства».

(Танец «Богатырей» под музыку песни С. Намина «Богатырская сила».)

Ведущая: «Ребята вы молодцы, а давайте мы спросим у наших гостей, а знают ли они великих русских полководцев?». Ведущая задает вопрос гостям присутствующим в зале.

Продолжите фразу и назовите ее автора………….

1) «Кто с мечом на русскую землю придет…. (тот от меча и погибнет А. Невский)

2) «Тяжело в учении…. (легко в бою А. Суворов)

(Показ на экране репродукции «Война 1812 г.».)

Ведущая: «Да ребята в далеком 1812 году на Россию напала армия французского императора Наполеона, но отразить его нападения и выгнать французов из Москвы смогла русская армия во главе с полководцем КутузовымМихаилом Илларионовичем. Все это происходило на земле русской много лет назад. Во все времена, народ отражал нападения иноверцев на нашу Родину. Вот такие защитники жили, да и живут на Руси. Ребята кстати в прошлом году исполнилось 200 лет со дня победы над французами в этой войне.

Ведущая:

На поле, бранном тишина

Огни между шатрами

Друзья, здесь светит нам луна, здесь кров небес над нами.

(Жуковский).

Дети рассматривают репродукцию.

Инсценировка «Гусары на привале»

Генерал:

Был вчера я солдатом

А сейчас генерал,

За Россию сражался

Под Москвой полк стоял,

Те далекие годы никогда не забыть.

Обещаем отчизне

Также верно служить.

Гусар:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром

Французу отдана?

Генерал:

Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри – не вы!

Гусар:

Изведал враг в тот день не мало

Что значит русский бой удалый

Наш рукопашный бой.

Ведущая: «Во времена батальных сражений в часы отдыха на привале, солдаты рассказывали байки, складывали песни, шутили - отдыхали».

Мы с вами тоже немного отдохнем. А начнем мы с вами с разминки наших пальцев.

«Пальчиковая игра»

1) «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти – все бойцы,

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых,

Два – гвардейца-храбреца,

Два – сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных,

Два мизинца-коротышки –

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

Будем молодцев считать, (2 раза)

Пальцы встали дружно в ряд –

Десять крепеньких солдат.

 

2) «Превращенье»

Я люблю свои ладошки

Мы похлопаем немножко

Поздороваемся дружно,

Вместе музыке послужим

Указательный уходит,

Безымянный вдруг исчез

И высокий купол храма

Вырастает до небес!

Дыхательная гимнастика. (1. Воздух в животик. 2. Насос и др.)

Артикуляционная гимнастика. (1. «Поза льва» 2. «Чистим зубы» и др.)

Распевка.

Песня «Солдатушки – браво ребятушки» русс. нар. песня

Игра на музыкальных инструментах (Игра на шумелках, гремелках, шуршунчиках детей и их родителей.)

Игры детей с родителями (1. Перетягивание каната. 2. Кто больше закинет «ядер» на территорию недругов. 3. Поймай «снаряд»

Ребенок:

Россия – как из песни слово

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки

Раздолье, русская душа.

Ребенок:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясных свет твоих очей

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий, как ручей.

Ребенок:

Родина! Отечество Святое!

Перелески…Рощи…Берега

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Ребенок:

Это позабудется едва ли

И на век останется Святым –

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим!

Песня «О России»

Ведущая: «Во все времена на защиту России вставал народ. И до сих пор в памяти людей остались события той самой страшной войны 20-го века, войны с Гитлером».

Ребенок:

Летним утром на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких,

Против всех людей советских

Это значит – против нас.

Ребенок:

Мир герои отстояли

Жизнь они за нас отдали,

Сохраним в сердцах своих

Память вечную о них.

Ребенок:

Позади остался страшный час,

Все о войне узнали мы по книжкам,

И мир который есть у нас сейчас

Он очень нужен всем девчонкам и мальчишкам.

Песня «О мире»

Ребенок:

Войны не хотим мы, нигде, никогда

Пусть мир будет в мире Везде и Всегда!

Пусть птицы щебечут и пчелы гудят

И дети на мирное небо глядят.

(Ритмопластика под музыку песни Л. Агутина «Граница».)

Дети уходят.

 

Методические рекомендации для музыкальных руководителей.

1. Предлагаю использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку т.е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия сотдельными детьми, которым трудно дается освоение певческих и музыкально ритмических навыков.

2. Применять на занятиях музыки наглядный материал, музыкально-дидактические игры, пособия, направленные на усвоения метроритмических навыков, с условием учета психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста.

3. Использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий: советовать дома, родителям совместно с детьми изготовить из любого бросового материала шумелки, гремелки, шуршунчики, музыкальные коробочки и др.

4. Применять на занятиях дыхательную гимнастику, артикуляционные и вокальные упражнения.

5. Пальчиковую гимнастику.

6. На музыкальных занятиях использовать музыкально-двигательные упражнения, ритмопластику, для физической разрядки детей и снятия усталости.

7. Планировать и проводить совместно с родителями спектакли, концерты, досуги с использованием нетрадиционных методов, (игры на музыкальных инструментах, постановок спектаклей, кукольных театров и т.д).

8. Проводить тематические беседы с воспитателями и родителями.

 

Список используемой литературы и оборудования:

1. Антонов. Ю.Е., Левина. Л.В., Розова. О.В., Щербакова. А.И., Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») – М: АРК-ТИ, 2003г.

2. Гладких. Л.П., Архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Меньшиков. В.М. Основы православной культуры, Мир - прекрасное творение учебно - методическое пособие для педагогов детских садов. Курск 2008.

3. Комратова Н.Г., Грибова. Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4- 6 лет, М. 2007 г.

4. Зимина. А. Н. Государственные праздники для дошкольников, учебное пособие М.2005 г.

5. Писарева А.Е., Уткина В.В., Живем в «Ладу», патриотическое воспитание в ДОУ, Творческий центр, Сфера. М. 2007.г.

6. Склярова Т.В., Метлик. И.В., составители: протоиерей Олег Кобец, Гладких. Л.П. День Народного Единства, по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, Белгород 2010 г.

7. Каплунова И.П., Новооскольцева И.А., Программа «Ладушки» подготовительная группа, дополнительный материал, Пальчиковая гимнастика, Санкт- Петербург, 2009 г.

8. Овчинникова. Т.Г., Логопедические распевки

9. Роот-Харис З.Л., Музыкально – дидактические игры Пресс., М.: 2004 г.

 

Использовался музыкальный материал:

1. Мусоргский М.П. «Картинки с выставки»;

2. С. Намин «Богатырская сила»;

3. Л. Агутин «Граница».

4. Была показана слайд презентация, на которой использовались: картины и фото В.М. Васнецова «Богатыри»; картины из истории 1812 года; иллюстрации «Природы Земли Русской».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для…

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы Введение Шумят деревья за моим окном.Для нас они —...

«Милая мама»

«Милая мама» Какое слово все люди произносят первым в своей жизни? Конечно же, это слово «мама». Мама — первое слово в...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Дидактическая игра «Цветные комочки»

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир…

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе «Удивительный мир ткани и бумаги» Направление: познавательное развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Программное содержание: Учить детей самостоятельно проводить «исследование»...

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ