Конспект непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Моя малая Родина – Хакасия!»

(Старшая группа)

Образовательная область «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Музыка», Коммуникация, «Художественное творчество», Социализация

Цель: Продолжать знакомить детей с художниками Хакассии, с их творчеством.

Задачи:

  • Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и ценить природу Родной Хакасии, желание оберегать и сохранять её неповторимую красоту.
  • Учить видеть отличительные художественные особенности художников-пейзажистов Хакасии.
  • Развивать интерес к произведениям искусства.
  • Развивать художественные способности детей, умение переносить опыт, полученный на предшествующих занятиях, в освоении новой технологии (т.е. в рисование на камнях).
  • Учить добиваться желаемого результата и получать от своей деятельности удовольствие.
  • Учить использовать выразительные средства для воплощения художественного замысла, экспериментировать с цветом, добиваясь выразительной передачи образов.
  • Воспитывать чувства патриотизма к своей малой Родине детей, показывая красоту пейзажного искусства художников Хакассии.

Материалы для занятия:

  • Мультимедийные презентация: природа Хакасии, работы художников-пейзажистов Хакасии;
  • Фото природы Хакассии;
  • Портреты художников Серебрякова Г.А., Калинина.А.Ф., их работы;
  • Д\и «Составь пейзаж»;
  • Камни, краски, гуашь, акварель, кисти.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрированного альбома «Художники Хакасии», заучивание стихов о Родном крае, Хакасии.

 

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей на занятии. Давайте пожелаем всем «Доброго утра».

1. Доброе утро!                   Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее!               и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день          «Пружинка».

Будет веселее.                  Поднимают ручки вверх.

Воспитатель обращает внимание детей на диск, держащий в руках.

- Ребята, сегодня нам подарили диск, а что на нём я не знаю. Хотите узнать? Тогда садитесь поудобнее – будем смотреть. (Дети усаживаются полукругом вокруг экрана мультимедиа).

 

2. Сообщение темы и цели занятия.

Начинается просмотр мультимедиа. Тема – природа Хакассии.

Во время просмотра воспитатель ведёт беседу.

- Ребята, вам не показалось, что это природа нашего края?

- А можно назвать то, что мы с вами увидели нашей Родиной? Почему? (ответы детей)

- Правильно! Родина – это Республика, где ты родился, это природа, которая нас окружает, это дом, где ты живешь, родные люди. Каждый человек гордится своей Родиной, как матерью, которая растит нас и заботится всю жизнь, оберегая от всего плохого. Поэтому необходимо лучше знать свой край, чтобы не только любоваться его красотой, но и охранять его природу для своих потомков.

- Ребята, а вы знаете, где родились?

- Давайте поговорим о вашей родине, о природе, о людях, живущих рядом с вами.

 

3. Основная часть. Воспитатель продолжает беседу.

- Как называется наша Республика?

- Если вы смотрели внимательно, то вам не составит труда ответить на вопрос, чем богата наша Республика. (Реками, озерами, горными хребтами, лесами, полями, животным миром и т.д.)

Становитесь все в кружок
Поиграем мы чуток

Мячик по рукам бежит

Свой ответ вам дать велит

Ты скорее мяч лови -

богатства края назови?

- А подумайте, можно сказать, что наша природа особенная? (да) Давайте восхвалим богатство нашего края, чтобы оно оставалось всегда таким, каким мы его хотим видеть.

Д/И с мячом «Мяч лови, всё что слышишь - восхвали»

- Наши горы, какие? – Ответы детей – высокие, скалистые, большие и т.д.

- Наши реки, озера – прозрачные, глубокие, буйные, широкие, необъятные.

- Леса – хвойные, густые, непроходимые, зелёные.

- Степи – широкие, просторные.

- Курганы – могучие, загадочные.

- Звери – дикие, пушные, парнокопытные.

- Люди – молодые, добрые, весёлые, задорные, трудолюбивые и т.д.

Воспитатель:

- Наша земля богата не только природой, но и людьми, которые живут на ней. Они прославляют свой край своим творчеством.

Воспитатель обращает внимание детей на экран мультимедиа.

- Посмотрите, здесь один из хакасских поэтов оставил «писаницу» на камне. Кто сможет её расшифровать?

Д/и «Расшифруй стихотворение»

игра

Дети расшифровывают стихотворение, выученное ранее:

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степей увидишь океан,

Берегами океана встали

Цепи Алатау и Саян.

Поземле цветущей только ступишь,

Здесь оставишь сердце навсегда,

Енисей серебряный полюбишь

И Тасхылы синие ото льда.

Поэт Н.Доможаков

Далее, воспитатель, обращает внимание детей на портрет художника, Серебрякова Григория Андреевича, изображенного на экране.

Серебряков

- Ребята, давайте вспомним, чей это портрет? Вы его узнали? Что художник изображал? В чём секрет этого художника? (ответы детей).

Воспитатель обобщает ответы детей.

Серебряков. Г.А. – художник Хакассии. Секрет этого художника, говорят зрители выставок, в том, что у него «певучая» кисть. Его произведения – пейзажи, натюрморты, «как песня», волнуют нас, не оставляя равнодушными.

- Вы сможете найти его картины среди других работ? (Воспитатель показывает иллюстрации картин разных художников, среди которых есть работы данного художника.)

 Долина предковПрошлое веков

    Долина предков                 Прошлое веков

- А это чей портрет, хотите узнать?

Калинин

– Это портрет художника Хакассии, Калинина Александра Федоровича.

Все его картины тоже выполнены с любовью к родному краю. Он с удовольствием рисует пейзажи, где прошло детство и юность художника. Давайте рассмотрим его работы («Тропы скотоводов», «В степях Хакассии», «Ласточки», «Хакассия», «Моя земля», «Река Абакан».)

Воспитатель даёт краткую сопроводительную информацию по содержанию картин. Понравились?

картиныи т.д.

- А хотите и вы побыть художниками-пейзажистами? Для этого необходимо твёрдо знать, что такое пейзаж. Надеюсь, вы не забыли песню Гладкова «Если видишь на картине…» и расскажете своим танцем, что это такое.

Динамическая пауза. (Дети исполняют ритмические движения на слова песниГладкова «Если видишь на картине…», выученные ранее)

- А теперь вы без труда сможете составить пейзаж на листе бумаге? (да)

Д/и «Составь пейзаж»

Д\и «Составь пейзаж»

Воспитатель предлагает детям тоже проявить свои художественные способности, но не на бумаге, а на камнях.

Практическая часть.

Воспитатель предлагает всем взять правильно кисточки и нарисовать в воздухе воображаемый пейзаж

Пальчиковая гимнастика

Вверх-вниз
Вправо-влево

И кругом, и кругом

Рука, чтоб двигалась бегом

Нарисуем горы, солнце

Реку, ели и поля, а теперь рисуем смело,

Что запомнила рука…

Предварительно воспитатель, напоминает, что рисунки на камнях имеют свою особенность – на них необходимо сделать фоновую грунтовку белой краской, для более яркой насыщенности цветовой гаммы рисунка. Предлагает вспомнить детям всё, что они видели и передать свои впечатления в пейзаже.

Выполнение работ происходит под музыку природы.

занятия

 

4. Итог занятия.

По окончании практической деятельности, воспитатель предлагает полюбоваться своими изделиями, спрашивает, что дети изобразили, получилось ли их задумка, были ли сложности в работе. Какое эмоциональное состояние у них осталось после занятия, просит показать и встать под «облаками-эмоций».

итог

Воспитатель предлагает детям:

- В истории каждого народа есть традиция гостеприимства и традиция приношения даров гостям. Вместе с даром мы передаём часть нашего тепла, устанавливаем связь с другим человеком, другим народом.

Я предлагаю не отходить от традиции нашего народа и подарить на память наши работы, выполненные на камнях, а мы с вами ещё нарисуем.

 

Источники:

1. Союз художников Хакасии: Альбом-каталог. /Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.

2. Живопись Хакасии: Альбом-каталог. /автор статей М.П. Чебодаева, кандидат искусствоведения, фотосъемка А.Г. Кобыльцов, М.Ф. Тутарков. - СПб.: Прогресс, 2008. - 240с.

3. Давыденко И.М. Художники Красноярска. /И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с. - с.80-82.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности

Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности (Курсовая работа по дисциплине «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста») Введение В современном обществе особенно...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Читайте также

Наша группа Шалуны

Наша группа Шалуны В наступившем учебном году в группу «Шалуны» пришли новые ребята. Кто-то уже ходил в младшую группу, а для кого-то...

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход»

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход» (Старший дошкольный возраст) Программное содержание: Уточнить представление детей об улице, о перекрестке, проезжей части, тротуаре. Закреплять знания о...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»