Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по теме: «Зима. Зимующие птицы».

Цели:

• Дать детям представление о видах питания зимующих птиц; Закреплять понятие «зимующие» птицы.

• Активизировать в речи обобщающие слова: «перелетные птицы», «зимующие птицы»; расширять словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

• Развивать словарь действий и признаков.

• Закреплять умение детей согласовывать имена существительные с числительными в пределах 5.

• Формировать навыки слогового анализа слов с использованием опорных схем.

• Совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

• Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

• Воспитывать интерес к народному творчеству, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

 

Ход занятия.

Дети входят в зал. (звуки вьюги, метели)

Здороваются с гостями.

- Здравствуйте мои друзья!

Сегодня я - Фея Льдинка.

Приглашаю вас в мой волшебный дворец.

По дорожке вы пройдите

Снегом белым похрустите.

Слышно как хрустит снежок?

Проходи скорей дружок.

Зиму снежную люблю.

В гости всех к себе зову.

- Посмотрите вокруг. Все переливается, сверкает. Здесь очень уютно и красиво.

- А как вы думаете, кто живёт в моём   дворце?

(снеговик, снежная Баба, Дед Мороз, снегурочка, зима)

- Правильно ребята! И зима конечно же здесь может жить.

- А что такое зима? (время года)

- Что в народе говорят о зиме?

(В зимний холод всякий молод.

Зимой шубка – не шутка.

Год кончается, а зима начинается.

Спасибо, мороз, что снега принес.

Сугроб да вьюга – два друга.

Зима лодыря морозит.)

- Как вы думаете почему «Зимой солнце сквозь слезы смеется».

Потому что в ясный день солнце светит ярко и блестит снег. И от этого блеска в глазах появляются слезы.

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

- Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?   (Сорока)

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

(Здравствуй, Сорока!)

- Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

- Давайте поможем Сороке разобраться.

Оставайся сорока с нами, мы тебе всё объясним.   (усаживает ворону на дерево).

-Назовите птиц, которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т.д.)

- Какие это птицы?

(это перелетные птицы)

- Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые страны, а весной прилетают обратно)

- А какие птицы остались?

(Остались зимующие птицы.)

- Назовите их.

(воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел и т.д.)

- Не легкая жизнь у птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

Потому что зима бывает какая? (суровая, вьюжная, морозная).

- Вот поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

Я знаю, вы помогаете птицам зимой.

- Что вы делаете?

(Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в них корм.)

- Давайте вспомним стихотворение об этом, а помогут нам наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

- Сегодня я расскажу вам, какая птица, чем питается?

Садитесь в кружок.

Внимание на экран. ( презентация на компьютере)

Корм для птиц буду изображать схемами.

- Зернышки и крошки   обозначу так: 1

 

- Сало, такой схемой : 2

 

- Ягоды рябины, вот так: 3

 

- Остатки пищи, таким символом: 4

 

- Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.

- У Синицы любимое лакомство несоленое сало.

- Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.

- Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.

 

- Теперь встаньте и подойдите к столам. Садитесь.

- Рассмотрите птиц.

- Подберите для каждой птицы корм.

- Серёжа, чем ты угостил синицу? (дети дают полный ответ)

- Даня, что ты приготовила для вороны?

- Ваня, кого ты угостишь зернышками?

- Егор, чем ты будешь кормить воробья?

- Рома, что будет у тебя клевать снегирь?

- Сава, для кого ты приготовила остатки пищи?

- Никита, кто у тебя будет клевать сало?

(ответы детей)

- Давайте и нашу сороку угостим кусочками яблока.

Сорока: Спасибо.     

- Пожалуйста.

- Молодцы, накормили своих птичек?

- Подойдите ко мне.

 

Приготовила для вас

Карточки-загадки.

На карточку посмотрите

Название зимующей птицы подберите.

 

- Правильно.

- Давайте проверим.

- Никита, отхлопай это слово по слогам.

- Ребята, давайте ему поможем с помощью ладони.

 

- Молодцы! Правильно всех птиц отгадали.

У меня есть еще один сюрприз для вас картинки-невидимки (показывает жестом руки).

- Подходите к столам. Возьмите кисточки, опустите в масло и проведите кисточкой по листу слева направо. Положите кисточки на салфетки.

- Даня, что ты видишь? (Я вижу ворону.)

- Ваня, а ты?

- Серёжа, кто появился у тебя?

 

- Правильно.

- Обратите внимание на цифру. Она подсказывает, сколько птиц надо назвать. Подумайте и назовите.

- Сколько у тебя, Егор.

- А у тебя, Рома.

- У тебя.

 

- Ваши картинки украшают мой дворец.

- Я знаю, что вы очень любите зиму и совсем не боитесь мороза.

 

- Мы по кругу пойдем, песню о зиме споем.

 

Ой, мороз, мороз, мороз!                                   Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес!                                     Щиплет щеки он до слез,

А мы не боимся,                                                А мы не боимся,

А мы веселимся!                                                А мы веселимся!

 

Ой, мороз, мороз, мороз!                                  Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос,                                      И кататься в лес пойдем,

А мы не боимся,                                                А мы не боимся,

А мы веселимся!                                               А мы веселимся!

 

- Во дворце мы отдыхали, и гуляли, и играли.

А теперь, мои друзья, возвращаться вам пора.

По заснеженной дорожке вы отправитесь вперед,

Детский сад родной вас ждет.

До свиданья, детвора

ждут вас новые дела.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Конспект ООД по дополнительному образованию «Музыка тела»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Читайте также

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

«Теоретические основы организации обучения»

«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...

ООД «Как Машу правилам учили»

ООД «Как Машу правилам учили» Цель: формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города, изучение правил дорожного движения средствами игры. Задачи: создать условия...