Сайт для воспитателей детских садов



Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Приключения в царстве Снежной королевы»

Задачи.

Связная речь: учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространенные и сложные); используя приемы ТРИЗ, совершенствовать умение детей составлять в речи сравнения и на их основе составлять загадки; используя приемы ТРИЗ, продолжать учить детей составлять короткие рассказы – описания, пользоваться элементами объяснительной речи, передавать настроение, чувства объекта картины;

Словарь: используя приемы ТРИЗ, активизировать в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие признаки и качества объектов и явлений, уменьшительно-ласкательные слова; умение подбирать синонимы.

Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»; используя приемы ТРИЗ, упражнять детей в согласовании существительных и прилагательных, активизировать в речи сложноподчиненные предложения; используя приемы ТРИЗ, упражнять детей в правильном употреблении предлогов пространственного значения; обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.

Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки с и з, приучать правильно пользоваться интонацией вопроса.

Материал: картинки с изображением снеговика, таблица для составления загадок, картина «Северные Олени» (серия «Домашние животные»), загадки, снежинки, аудиозаписи «Времена года», «Мы едем, едем, едем…».

Предварительная работа: чтение сказки «Снежная королева», украшение группы снежинками, сделанными детьми с родителями, подборка аудиозаписи.

 

Ход занятия

Дети занимают места за большим столом в виде паровоза. Впереди – машинист, остальные – пассажиры.

В группу входит девочка, одетая в костюм Герды.

Герда. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я – Герда. Помните меня? Я из сказки «Снежная Королева». Выпал снег, наступила зима, а я все ищу своего друга Кая. Мне сказали, что его увезла Снежная королева. Вот отдохну у вас немного и пойду дальше.

Воспитатель. Подожди, Герда, не спеши. Мы с ребятами поможем тебе попасть к Снежной королеве, ведь это трудный и долгий путь, с большими преградами и трудностями, но мы их преодолеем. А чтобы нам добраться быстрее до снежного царства, мы поедем на веселом паровозике. Во время путешествия мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными.

Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса. Если я подниму правую руку, то одна половина группы хлопнет в ладоши один раз, а если подниму левую руку, то другая половина хлопнет в ладоши тоже один раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту – ту – у!». На пути нас будут ожидать станции, шлагбаумы которых не откроются, если мы не выполним задания. Итак, в путь!

Станция «Разминочная»

Воспитатель. Вот и первая преграда: кто это на пути?

Читаю загадку: «На дворе зима, белый снег лежит, наш веселый человек на снегу стоит». (Снеговик.)

Воспитатель показывает картинку снеговика.

Воспитатель. Снеговик предлагает вам, глядя на алфавит, определить, где какая по счету стоит та или иная буква и заполнить окошки.

18 23 1 18 19 13 10 3 16 4 16 17 20 19 10

 

С

Ч

А

С

Т

Л

И

В

О

Г

О

 

П

У

Т

И!

 

Воспитатель. Снеговик пожелал нам счастливого пути.

Дети приводят в движение колеса. Звучит песня «Мы едем, едем, едем».

Станция «Рассказная»

Воспитатель. Ребята, перед нами вновь преграда. На этой станции вам нужно будет придумать рассказ о любимом времени года Снежной королевы.

Герда зачитывает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима» (аудиозапись «Времена года» «Зима»).

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

Проводится предварительная беседа.

  • Вспомните, что бывает только зимой. Чем зима отличается от других времен года?
  • Какой снег зимой? Когда мы идем по снегу, что с ним происходит?
  • Какая бывает погода зимой?
  • Что происходит зимой с деревьями?
  • Как живут зимой птицы и звери?
  • Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

Воспитатель. А сейчас придумайте рассказ о зиме. А я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы отвезем Снежной королеве

Воспитатель записывает 2-3 рассказа. Выясняет, какой рассказ больше понравился, чтобы взять его с собой.

Дети и воспитатель продолжают путь, звучит аудиозапись.

Станция «Загадочная»

На станции эмблема в виде снежинки. Дети работают у доски.

Воспитатель. Эта станция не просто так названа. Здесь нам нужно составить загадку про снежинку вот по этой таблице:

 

Что делает?

Кто или что делает так же?

Кружится

Падает

Тает

Птица

Лист

Мороженое

 

Вместо слов зарисовываются знаки – символы, соответствующие данному слову.

Дети проговаривают: кружится, но птица, падает, но не лист, тает, но не мороженое.

Это – снежинка.

Воспитатель. Молодцы! Нам вновь путь открыт! Двигаемся дальше.

Наш паровозик немного устал, да и нам не помешало отдохнуть. Поэтому давайте остановимся на станции «Физкультминутка».

Станция «Физкультминутка»

Дети становятся в круг.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? (Хотим). И ты, Алена, хочешь? (Хочу). Ребята, послушайте, какое удивительное слово вы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по–разному, и когда мы говорим об одном человеке, и когда о многих. Об одном мы скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят. Хотите поиграть в снежки? Покажите, как вы нагнулись и взяли в руки снег. А теперь лепим комок. Бросаем левой рукой, снова берем снег, лепим комок. Бросаем правой рукой.

Дети возвращаются на паровоз.

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. И на пути у нас следующая станция.

Станция «Картинная»

Дети садятся перед картиной.

Игра с картиной «Северные олени»

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какая картина появилась на нашем пути. Давайте посмотрим на нее в свою волшебную трубу и назовем объекты, изображенные на ней.

Дети называют.

Д/у «Оживи картину»: дети инсценируют композицию картины.

Воспитатель. Сторожевой этой картины загадал на ней объект. Давайте постараемся найти его с помощью игры «Да – нет» (по пространственным характеристикам). Задавайте вопросы, а сторожевой будет отвечать да или нет (сторожевой – мальчик из подготовительной группы).

Поиграв, выясняется, что загаданным объектом был малыш – олененок.

Дворец Снежной королевы

Воспитатель. Мы прошли все преграды и подъехали к дворцу Снежной королевы, но его окружают горы. Для того, чтобы узнать, из чего они сделаны, отгадайте загадку: в огне не горит и в воде не тонет. (Лед).

Герда. А чтобы эти ледяные горы расступились, давайте назовем их ласково.

Дети. Горка, горонька, горочка.

Воспитатель. Наконец мы дошли до дворца. Посмотрите, нас встречает сама Снежная королева.

Герда. Ребята, Снежная королева сказала мне, что отпустит Кая, если вы найдете ключ к его ледяному сердцу. Я вижу, что у вас хорошее настроение. А как можно по–другому сказать, какие вы?

Дети. Веселые, радостные, довольные, смеющиеся.

Воспитатель. Смотрите, ребята, и Кай, глядя на вас, стал улыбаться. Ура, его сердце оттаяло! Ведь только хорошее настроение и помощь товарищей помогает нам преодолевать все преграды!

Герда. Спасибо, ребята! Теперь мы с Каем пойдем домой, а вам на память мы подарим снежинки от Снежной королевы.

Воспитатель. И нам, ребята, пора возвращаться домой.

Дети приводят в движение колеса. Звучит песня «Мы едем, едем, едем».

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт