Непосредственно образовательная деятельность

Тема: «Незнайка в гостях у юных художников»

Программное содержание: Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Совершенствовать умения в изображении пейзажа – закреплять умение передавать в рисунке образ природы в разное время года, ее колорит, располагать изображение по всему листу бумаги. В натюрморте – красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, передавать форму предметов, пропорций, характерные особенности. В портрете – рисовать изображение человека, передавать правильные пропорции лица, сходство с моделью, передавать настроение героев, дополнять портрет необходимыми деталями (шляпка, зонтик и т.д.). Закрепить знание детей о глиняных игрушках. Закреплять умение самостоятельно выбирать материал для работы, совершенствовать навыки и умения в работе с ним. Развивать творческую активность, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность.

Методы: Наглядный, словесный, практический, эвристический.

Приёмы: Рассматривание репродукций по разным жанрам живописи, изделия вылепленные детьми (глиняные игрушки), художественное слово, беседа-диалог, игровой, поощрения.

Словарная работа: пейзаж, натюрморт, портрет, дымковские, каргопольские, филимоновские, загорская, семеновская, полхов-майданская.

Предварительная работа: рассматривание репродукций и глиняных народных игрушек, чтение и заучивание стихов, потешек, дидактические игры,

Материал и оборудование: репродукции картин к разным жанрам живописи (портрет, пейзаж. Натюрморт), глиняные игрушки вылепленные и расписанные детьми, листы бумаги с заготовками ваз разного цвета, бумага для акварели, бумага для работы в технике граттаж, краски акварель, гуашь, пастель, сангина, уголь, кисти №2,3,4,5, перья, палочки, мольберты, салфетки.

 

Ход занятия: Дети входят в зал. Звучит спокойная негромкая музыка. В зале на выставочном стенде видят репродукции с разными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) и разные виды глиняных игрушек, которые слепили сами (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, матрешки).

Воспитатель. Сегодня я хочу вас, ребята, пригласить в наш музей. Хотите пойти со мной? (ответы детей) Но с нами хотел пойти Незнайка. Что-то он задержался. Ах, нет, вот и он.

(Заходит Незнайка)

Незнайка. Здравствуйте, дети. Я узнал, что у вас в детском саду есть музей и хотел бы его посетить.

Воспитатель. Незнайка, мы с ребятами приглашаем тебя в наш музей.

(Дети подходят к стенду, где выставлены репродукции пейзажа)

Воспитатель. Посмотрите, какие замечательные красивые картины, а какие они разные по содержанию изображения. Что же это за картины? Что на них изображено? Ты, незнайка, не знаешь?

Незнайка. Знаю, знаю. Вот только я все время его забываю.

Воспитатель. Давайте поможем Незнайке.

Ответы детей: Здесь изображен пейзаж.

                            На этих картинах изображена природа.

                            Художники нарисовали природу в разное время года.

Воспитатель. Незнайка, ребята еще знают стихотворение о пейзаж. Кто хочет рассказать?

(один из детей читает стихотворение)

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денек.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И в любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Воспитатель. Давайте подойдем к следующему стенду, посмотрим, что изображено на них.

(подходят к картинам с натюрмортом)

Незнайка, может, ты нам скажешь, что тут изображено.

Незнайка. Я незнаю, я забыл, но точно знаю, что не пейзаж.

Воспитатель. Правильно, это на пейзаж. Скажите, какой это жанр живописи?

Дети: Это натюрморт.

Художники нарисовали натюрморты.

Все картины с нарисованными натюрмортами.

Воспитатель. Вот видишь, Незнайка, оказывается все дети знают, что это натюрморт.

Незнайка. А я стихотворение про натюрморт знаю

(читает стих)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает,

Нарисована дам дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется – натюрморт!

Воспитатель. Молодцы и дети, и Незнайка. А теперь давайте посмотрим на эти репродукции. Что мы видим?

Дети: Этот жанр живописи – портрет.

Очень красивые и разные портреты.

Художники написали портреты разных людей.

Воспитатель. Слушай, Незнайка, стихотворение о портрете.

(Один ребенок читает стихотворение)

Если видишь что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Витя, твой сосед,

Обязательно картина

Называется портрет!

Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты никогда не спутаешь и не забудешь жанры живописи.

Незнайка. Конечно, дети помогли мне в этом разобраться. Спасибо. А что у вас еще есть в музее?

Воспитатель. Приглашаем тебя посмотреть на игрушки, которые дети сами изготовили.

(подходят к дымковским игрушкам)

Нравятся они тебе?

Незнайка. Очень. А что это за игрушки?

Рассказ ребенка о дымковских игрушках. Эти игрушки сделаны в деревне Дымково. Делают их из глины. Слепят игрушку, высушат в печке жарко-жаркой, а потом расписывают. Краски берут разные: красные, оранжевые, синие, черные, желтые. Узоры очень простые: из кругов, точек, полосок, волнистых линий, овалов. Есть одна особенность, которая поможет отличить дымковскую игрушку от всех остальных. Это золотой ромбик. Знают дымковскую игрушку во всем мире.

Воспитатель. Есть у нас и другие игрушки. Проходите, посмотрите.

(подходят к филимоновским игрушкам)

Незнайка. Правда, другие, полосатые. Как они называются?

(Дети рассказывают Незнайке о филимоновских игрушках)

Рассказ ребенка о филимоновских игрушках. А эти игрушки сделаны в деревне Филимоново, поэтому и называются – филимоновскими. У них тоже есть особенность, как у дымковских. У всех игрушек вытянуто тело и шея, а голова маленькая, но все игрушки, обязательно, свистульки. Расписаны они очень просто: разноцветными чередующимися полосками. Есть элементы: елочка, солнышко, звездочка. Расписывают их мастерицы не кисточкой, а перышком. Краски берут художники синие, желтые и зеленые. Эту игрушку знают тоже во всем мире.

Воспитатель. А эти игрушки не простые, сказочные. Все они пришли к нам из сказаний и легенд. Знаешь ли ты их, Незнайка?

Незнайка. Нет, я таких никогда не видел. Что же это за игрушки? Как они называются? Где их родина?

(Дети рассказывают о каргопольских игрушках)

Рассказ ребенка о каргопольских игрушках. Делают игрушки в городе Каргополь. Все игрушки не простые, а волшебные, сказочные. Здесь есть птица-Сирин, Полкан-богатырь, Медведко – добрый хозяин леса. Слепят игрушку, просушат в комнате 2-3 дня, а затем в русской печке высушат. Орнамент тоже необычный: овалы, точки, полоски, каемочки, кресты. Краски для росписи берут разные: коричневую. Желтую, черную, синюю, блекло-зеленую. Это самые фантастические игрушки.

Незнайка. Я тоже знаю одну игрушку – матрешку.

Воспитатель. Наши дети тоже ее знают

Рассказ ребенка о семеновских матрешках. Семеновская матрешка из города Семенова. Она деревянная. В руке держит букет цветов. В нем собраны разные цветы: розы, васильки. Колокольчики, травинки. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: свотло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий. В этой матрешке спряталось много сестричек.

Рассказ ребенка о полхов-майданских матрешках. Матрешка из города Полховской Майдан. Сделана она из дерева. Многим отличается от семеновской матрешки. У нее нет платка с завязанными кончиками, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. У них красивые, капризные лица. Волосы уложены колечками. Краски покрывают фигуру отдельными цветами, а не букетом. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая. Часто рисуют цветок шиповника.

Рассказ ребенка о загорских матрешках. Матрешка сделана в городе Загорске. Сдержанная. Волосы русые, лицо улыбается. Сарафан с геометрическим рисунком из полосок и скрещивающихся мазков. Платочек разрисован «кругляшами». У нее есть ободок-подставка.

Незнайка. Да, много вы знаете. А рисовать умеете? Не могли бы вы мне подарить свои рисунки?

Воспитатель. Ребята, хотите подарить Незнайке свои рисунки? Тогда давайте каждый себе выберет материал, который ему нужен и нарисует рисунок для Незнайки.

(дети выбирают материалы и инструменты для самостоятельного работы и под негромкую музыку рисуют. Когда рисунки закончены, они дарят их Незнайке)

Воспитатель. Нравятся тебе рисунки, Незнайка? Посмотри, какие замечательные, разные рисунки для тебя нарисовали дети.

(Незнайка благодарит детей)

Воспитатель читает стихотворение:

И в шесть, и в десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все что его интересует:

Цветы, машины, лес и сказки…

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле!

(Дети прощаются с Незнайкой и уходят в группу/)

 

Литература.

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.

2. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.

3. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.

4. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация      москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.

5. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.

6. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.

7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.

8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

9. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

10. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.

11. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.

13. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

14. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

15. Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. Москва. Линка-Пресс, 2004.

16. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб. КАРО, 2007.

17. Под редакцией Казаковой Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. Москва.         Творческий Центр Сфера, 2004.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с…

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с нарушением зрения «Игровое поле»

Рязанская вышивка

Рязанская вышивка Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Рязанского края, в частности – основными элементами вышивки, их названиями. Воспитывать любовь к родному...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Читайте также

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «В гости к колобку» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Художественно-...