Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
«Секрет твоего имени»

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Цели: продолжать работу по воспитанию гражданского самосознания, чувства причастности к фамильным ценностям своей семьи, патриотизма, гордости за свою Родину.

Задачи образовательных областей:

«Социализация»: расширить знания детей о понятиях «имя, отчество, фамилия», показать их исторические традиционные корни. Выявить незримую связь между поколениями семьи. Вызвать чувство гордости за великих соотечественников.

«Коммуникация»: совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, воспитывать культуру речевого общения. Обогащать лексикон новыми терминами. Закреплять умение слушать, анализировать информацию, делать выводы.

«Музыка»: показать красоту и мелодичность произведения, вызвать желание слушать музыку, воспринимать текст песни А.Ермолова «Моя семья».

«Труд»: закреплять умение оформить работу, красиво расположить, аккуратно приклеить фотографии. Вызвать желание продолжить создание генеалогического древа дома, вместе с родными.

Методические приемы: беседа, игровой, практический.

Материалы и оборудование: магнитофон, книга «Великие люди России», шкатулка, кукла-петрушка, альбомные листы с рисунком дерева, отсканированные и распечатанные фотографии, ножницы, клеящий карандаш.

Новые слова: индивидуальность, уменьшительное, краткое, полное имя, поколение, предки, символ, гражданин, генеалогическое древо.

Предварительная работа: чтение книг «Великие люди России», «Имена и судьбы», обсуждение пословиц по теме «Имена», знакомство с семейными альбомами, рисование деревьев по образцу-шаблону, проведение бесед о родственных связях, сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения».

Подготовительная работа: узнать свое полное имя, что означает твое имя, почему тебя так назвали. Принести фотографии.

 

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом, в центре – воспитатель.

Воспитатель достает волшебную шкатулку.

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, к нам гость, который живет в волшебной шкатулке, потому, что боится шума. Вы его хорошо знаете. Кто там?

Дети: «Там Мирошка!»

Приподнимается крышка шкатулки и появляется Мирошка (кукла – петрушка)

Мирошка: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Привет, Мирошка! Как мы рады тебя видеть!»

Мирошка: «Ребята, когда я жил на полочке в магазине, вместе с другими куклами, у нас ни у кого не было имен, мы были просто куклы. А теперь, когда вы дали мне такое замечательное имя и даже свой собственный домик, я стал другим и очень похож на вас. Потому, что у меня появилась индивидуальность».

Воспитатель: «А как вы думаете, ребята, что происходит с куклой, когда у нее появляется имя?»

Дети: «Она становится особенной, оживает».

Воспитатель: «Да, имя – это волшебное слово, которое мы слышим каждый день, намного чаще, чем другие слова. Существует предположение, что имя может повлиять на всю жизнь человека и на его характер. Ведь имя – это не просто слово. Имена, которыми традиционно называют детей в нашей стране, как правило, очень давно возникли и имеют свое значение. Я просила вас узнать у своих родителей, что означают ваши имена и почему вас так назвали. Все узнали? Давайте расскажем об этом Мирошке. Мое имя Елена, означает солнечная».

Передает куклу ребенку. Дети по очереди называют значение своих имен, передавая куклу друг другу.

Воспитатель: «Одно и то же имя может звучать по-разному. Дома наши имена ласковые, например, Ленуся, Леночка. Среди друзей – краткие, например Лена, а в документах – полные. Полное имя, это когда к имени человека добавляется еще и отчество – имя его отца. Таким образом, каждый раз, когда мы называем человека по имени отчеству, мы как будто бы вспоминаем его папу. Правда интересно, получается такая невидимая связь между ребенком и его папой. Когда люди знакомятся, они называют свое краткое, или полное имя. Дома все узнали свое полное имя?»

Дети: «Да, да узнали»

Воспитатель: «Давайте еще раз познакомимся с Мирошкой, как взрослые. Меня зовут Елена Юрьевна. Значит, как зовут моего папу?».

Дети: «Вашего папу зовут Юра».

Воспитатель передает куклу ребенку, он называет свое имя отчество. Дети передают куклу друг другу и по очереди называют свои полные имена. Кукла возвращается к воспитателю.

Воспитатель: «Ну, а у тебя есть полное имя?»

Мирошка: «Я не знаю». Начинает плакать.

Воспитатель: «Не переживай, сейчас мы все исправим. Мирошка – это ласковое, уменьшительное от имени Мирон. А отчество дадим тебе от названия профессии того человека, который тебя сделал. Как вы думаете, ребята, кто делает кукол?»

Дети: «Кукольник, швея, художник, мастер и т.д.».

Воспитатель: «Ну, наверное, общее название все-таки мастер. Давайте дадим нашему Мирошке отчество Мастерович. Вы согласны?»

Дети: «Да, да, очень красивое, необычное отчество».

Мирошка: «Ой, как хорошо! Спасибо, ребята!»,

Воспитатель: «Все имена, ребята, можно разделить на две группы, давайте подумаем какие».

Дети: «Это имена девочек и мальчиков».

Воспитатель: «Правильнее сказать – мужские и женские. Давайте поиграем в имена, а Мирошка посмотрит».

Звучит музыка А.Ермолова «Моя семья» (минусовка).

Дети становятся полукругом, воспитатель – в центре. Воспитатель бросает мяч со словами «Девочка», или «Мальчик». Ребенок ловит мяч и называет женское, или мужское имя.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: «А кроме имени и отчества, что еще должно быть у каждого человека?»

Дети: «Фамилия».

Мирошка: «А фамилию, придумайте мне фамилию!»

Воспитатель: «Слово фамилия происходит от термина «фемели», что означает семья. Фамилия передается из поколения в поколение семьи. Бывают фамилии, которым больше тысячи лет! Получается, что когда мы называем человека по фамилии, то как будто вспоминаем всех его предков».

Мирошка: «А моя семья – все вы, ребята».

Воспитатель: «Фамилия берет свое начало от имени, или профессии, или какой-нибудь особенности предка по отцовской линии. Например, Иванов – был сыном Ивана, Кузнецов – сыном кузнеца, у Беспалова не хватало пальца. А каким был предок Смирнова?»

Дети: «Смирным».

Воспитатель: «Медведев?»

Дети: «Огромный, как медведь».

Воспитатель: «Кудряшов?»

Дети: «Кудрявый»

Воспитатель: «Носов?»

Дети: «С большим носом»

Воспитатель: «Молчанов?»

Дети: «Молчаливый»

Воспитатель: «Веселов?»

Мирошка: «Он веселый был! А можно моя фамилия будет Веселов, она очень подходит мастеру кукол. Да и мне тоже».

Воспитатель: «Ну вот и хорошо, теперь наш Мирошка стал Мирон Мастерович Веселов. А мы с вами, ребята многое узнали из истории фамилий. Есть имена и фамилии, которые известны людям всего мира. Если какой-нибудь человек в своей жизни очень много сделал для своей страны, для людей, его имя и фамилия становятся настолько известными, что превращаются в символ. Давайте вспомним имя – символ нашего города».

Дети: «Это Петр I!»

Воспитатель: «Давайте вспомним еще имена и фамилии людей, которые для всего мира стали символами России».

Дети: «Пушкин, Гагарин, Путин и т.д.».

Воспитатель: «Вот посмотрите, какая замечательная книга "Великие люди России". Мы уже знакомились с этой книгой. Видите, как много в нашей стране талантливых людей, которые прославили свои имена и Россию. Может быть и вы, когда станете постарше, прославите свои имена и фамилии».

Мирошка: «Ой, как интересно! Только что-то я засиделся».

Воспитатель: «Ну давайте немного подвигаемся».

Физкультминутка:

По дороге Петя шел (ходьба на месте),

Он горошину нашел (упор присев, встать),

А горошина упала (наклоны вперед, дотянуться до носочков),

Покатилась и пропала (наклоны головы вправо – влево),

Ох, ох, ох, ох (руки на голову, наклоны туловища вбок),

Где-то вырастет горох (Руки вверх, потянуться на носочках).

Мирошка: «Как хорошо, что у всех ребят есть фамилия, имя, отчество!»

Воспитатель: «Да, и у мам, пап, бабушек, дедушек, у всех родственников. А чтобы никто не запутался и не забыл имена своих предков, люди придумали делать схему семьи, она похожа на дерево. Поэтому, так и называется – генеалогическое древо. Генеалогия – это наука о семейном родстве. Я отсканировала и распечатала фотографии, которые вы принесли, и сейчас мы с вами сделаем генеалогическое древо ваших семей.

Звучит песня «Моя семья» (слова и музыка А.Ермолова).

Дети проходят к столикам, где приготовлены листы с заранее нарисованными деревьями, отсканированные фото ребенка, мамы, папы, сестры, или брата (у кого есть). Приклеивают фото.

Воспитатель: «Ну вот, у нас получились самые простые генеалогические деревья. А дома вы сможете добавить фотографии бабушек и дедушек».

Мирошка: «Как интересно сегодня было с вами, только я уже устал. Можно мне вернуться в свой домик – шкатулку?»

Дети: «До свидания, Мирошка, приходи еще!»

Звучит песня «Моя семья» (слова и музыка А.Ермолова).

 

Список использованной литературы:

1. Артемов В.В., Степанов Ю.Г. «Великие люди России», ОЛМА Медиа Групп, 2013

2. Хигир Б.Ю. «Имена и судьбы», ООО «Издательство Астрель» Москва, 2004



Новые публикации

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Читайте также

Проектная деятельность в подготовительной группе. «Все работы хороши, выбирай на…

Проектная деятельность в подготовительной группе«Все работы хороши, выбирай на вкус»   Эту тему мы взяли неспроста. Многие дети даже не представляли кем работают...

Занятие по ФЭМП в средней группе с использованием игр В…

Занятие по ФЭМП в средней группе с использованием игр В. Воскобовича и предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес»Тема занятия: «Поможем жителям фиолетового леса»   Цель: формировать...

Конспект занятия «Как устроен человек»

Конспект занятия. Тема: «Как устроен человек»«Необыкновенная одежда для человека» Старшая группа   Познавательное развитие (окружающий мир). Цель: сформировать первоначальное представление о свойствах кожи и...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...