Конспект занятия по художественной деятельности в подготовительной группе

«Украшение хантыйским орнаментом одежды»

Программное содержание: Обобщить знания детей о народных промыслах родного края. Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений в использовании нетрадиционных техник для самостоятельного украшения одежды); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию рисунка).

Словарная работа: Малица, нырики, кисы, «треугольник», «нарты», «болотные кочки», «щучьи зубы», «волны», «ушки молодого зайца», «собачья лапа», «вороны на болоте».

Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами, прорисовка орнаментов, чтение легенды А. М. Конькова «Откуда северное сияние пошло», загадок об орнаментах.

Методы и приемы: Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, таблиц); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно- мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу). Обследования, наглядный, словесный, практический, проблемно-мотивационный, «жест руки», эвристический.

Материал и оборудование. Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды, палочки для работы техникой цветного граттажа.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, помните мансийскую легенду «Откуда северное сияние пошло»? Давайте вспомним. Девушка Вечерина спасла маленького олененка, Вырос олененок и стал красивым, могучим Белым Оленем. Не расстались Белый Олень и Вечерина, а вместе взвились высоко-высоко в поднебесье. Касался неба Белый Олень своими украшенными рогами — полосы в небе от оленьих рогов заколыхались. Протянула Вечерина руку, дотронулась до них — и ожили полосы, заискрились, вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния. Как радовались люди! Одевали свои самые красивые одежды и выходили на улицу танцевать. Но злой Болотных Дух — Камполэн, не выносил, когда люди радовались. Превратил он все одежды в простые, черного цвета и пропала радость. Может мы с вами попробуем победить злого Камполэна и снова превратим одежды в красочные, вернем им краски северного сияния?

Получает согласие детей.

Дети. Конечно, мы помним эту легенду. Мы согласны помочь. Все вместе мы конечно сможем победить Камполена. Мы все вместе вернем краски северного сияния и раскрасим одежды в яркие орнаменты.

Основная часть.

Давайте вспомним узоры народов манси. Как они называются и как изображаются.

Дети вспоминают название узоров и их изображение: «треугольник» изображает «щучьи зубы». Нарты изображают в виде ромба. Еще есть орнаменты: «болотные кочки», «волны», «ушки молодого зайца», «собачья лапа», «вороны на болоте»).

Воспитатель: Какую одежду носили ханты?

Ответы детей. Ханты носили малицу, сшитую из оленьей шкуры. Они носили теплые шапки. Еще носили обувь: зимнюю - кисы и летнюю - нырики. У них зимой были теплые варежки, которые они пришивали к одежде.

Воспитатель: Выбирайте себе предмет одежды и украшайте ее красками северного сияния. А чтобы узор получился похожий на северное сияние, мы с вами будем украшать одежду методом граттажа. Давайте сделаем физкультурную минутку для пальчиков.

Физкультурная минутка «Мои тундра»

(по отрывку из стихотворения Василия Ледкова «Моя тундра»)

 

Ты еще не видел чуда—                     (правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

В нашей тундре не был?                     (разводят руки в стороны и удивляются)

Приезжай к нам без опаски                (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Слушать шорох зимней сказки,          (пальцы в «замочек» - круговые вращения)

Слушать звон копыт по насту....         (перебираем пальцами обеих рук по столу)

Приезжай. Мы встретим лаской.        (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

Здравствуй!                                          (развести ладошки вертикально)

Воспитатель. Тогда за работу. Для работы нам понадобятся палочки. Возьмите их и смело приступайте к украшению одежды.

(На фоне тихой спокойной музыке проходит самостоятельная работа детей. Дети используют в работе нетрадиционную технику рисования – цветной граттаж.

Техника: Цветной граттаж.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: картон либо плотная белая бумага, краска гуашь, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок закрашивает белый картон гуашью разного цвета. После полного высыхания красок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания, палочкой или перышком, процарапывается рисунок.)

Заключительная часть

Воспитатель. Посмотрите, как нарядна и красива наша одежда! Думаю, что даже Камполэну - Болотному Духу не под силу испортить такую красоту. Переливчатое многоцветье красок мы перенесли на одежду, как-будто цветное небо там отразилось. Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями.

(Оформление выставки детских работ).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды»

План-конспект воспитательного мероприятия по теме «Мелкий ремонт одежды» Цель: систематизировать знания о видах ремонта одежды, научить пришивать пуговицы.1. Образовательная - способствовать формированию...

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Читайте также

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши…

План-конспект воспитательного занятия по теме «Кем быть? Все работы хороши, выбирай» Цели: образовательная: закрепить знания детей о разнообразных профессиях, их названиях и...

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях

Формирование математических представлений дошкольников через участие в интеллектуальных состязаниях Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных...