Конспект занятия «Как подружились художница и музыкант»
по курсу «Синтез искусств»
в рамках программы «Школа – 2100»
(с применением технологии деятельностного метода)
Тема: Совместная деятельность детей и педагога по синтезу музыки и живописи с применением технологий деятельностного метода.
Задачи:
- Предоставить детям возможность найти в действии варианты взаимодействия музыки и живописи.
- Способствовать развитию фантазии и воображения.
- Закрепить полученные знания о музыке и живописи.
- Закрепить навыки восприятия произведений искусства.
- Упражнять детей в определении настроения музыкальных произведений и произведений живописи.
- Доставить детям эстетическое удовольствие.
Материалы и оборудование:
Атрибуты музыканта и художника, репродукции картин, металлофоны, муз. уголки, аудиозаписи мажорной и минорной музыки.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию
(Дети и воспитатель стоят перед входом в студию искусства, в-ль предлагает детям):
Воспитатель: Дети, хотите сходить в гости к тем, кто занимается искусством?
Дети: Да, хотим, а к кому мы пойдём?
Воспитатель: А это пока секрет, заходите и сами всё поймёте.
(Все проходят в студию, видят разбросанные и смешанные на столе, на полу атрибуты для музыканта и художника: кисти, скрипку, палитру, металлофон, рамку для картины, дудочку и т. д.)
Воспитатель: Ой, ой, что это значит, что за беспорядок? Как думаете, что случилось?
Дети: Наверное, кто-то ссорился.
Воспитатель: Да, ссорились те, к кому мы пришли в гости. Догадайтесь, чьи это предметы.
Дети: (рассмотрев предметы) – Художника и музыканта.
Воспитатель: Почему вы так решили? (ответы детей о назначении и принадлежности предметов).
(Входят, ссорясь, музыкант Нотка и художница Акварелька – дети в костюмах)
Нотка: А я важнее, у меня музыка чудесная!
Акварелька: А мои картины лучше музыки!
(И отвернулись друг от друга, задрав носы. Воспитатель и дети здороваются с ними, они отвечают и представляются гостям.)
2. Актуализация и затруднение в игровой деятельности:
Воспитатель: Вот так пришли в гости… Что делать? (Из вариантов ответов детей в-ль выбирает «помирить хозяев» и побуждает детей предложить это художнице и музыканту, что они и делают.)
Дети: Ну помиритесь, подружитесь! Мы с детьми любим и прекрасную музыку и красивые картины (хозяева не реагируют). А мы ваши вещи пока приведём в порядок.
(Игра на классификацию предметов музыканта и художника.)
Воспитатель: Ну что, подружились?
Нотка: А как с художницей дружить? Музыка – вот это да! Её надо внимательно, с удовольствием слушать, а причём здесь живопись?
Акварелька: А мне как с ним дружить? Вот живопись – это да! На неё надо смотреть, любоваться, а причём здесь музыка?
Воспитатель: Что будем делать? Художница и музыкант не знают, как дружить.
Дети: Давайте их научим, покажем, как дружат музыка и живопись.
3. Открытие детьми нового знания (игровая деятельность)
и
4. Введение нового знания в систему знаний
(Звучит минорная музыка, дети ходят по «залу музея», рассматривают картины, затем звучит мажорная музыка, часть детей берёт муз. инструменты со стола Нотки, играет, а остальные дети у стола Акварельки рисуют произвольные линии, узоры.)
Воспитатель: Дети, так как могут дружить музыка и живопись?
Дети: Можно под музыку рассматривать картины или их рисовать.
(Нотка и Акварелька удивлённо смотрят друг на друга.)
Воспитатель: Нотка, Акварелька, а вы ещё вместе можете изображать настроение.
(Гости снова удивляются: «А как это?».)
Дети: Музыкант играет мажорную или минорную музыку, а художник рисует весёлую или грустную картину.
(Часть детей на металлофонах и муз. уголках отстукивает ритм звучащей мажорной музыки, а другая часть закрашивает натюрморт яркими красками тёплого колорита, гости с интересом наблюдают.)
Персонажи: Мы поняли! Вы изобразили весёлое настроение, можно, мы теперь сами вместе изобразим грустное? (выполняют аналогичные действия).
Воспитатель: Акварелька, а ты умеешь писать пейзажи?
Акварелька: Конечно, я же художник!
Воспитатель: А как ты думаешь, музыкант Нотка сможет изобразить пейзаж?
Акварелька: Нет, конечно, у него же нет красок, кисточек.
Ребёнок: Нет, сможет, он будет играть на муз. инструменте, закроет глаза и в голове представит пейзаж.
Воспитатель: А мы сейчас так и сделаем.
(Дети под музыку «рисуют пейзажи» в своём воображении, по желанию помогая себе жестами, затем открывают глаза и описывают художнице и музыканту представленные пейзажи.)
Воспитатель: Видите, Нотка и Акварелька, как вы ещё можете дружить – вместе изображать пейзажи. Ой, смотрите, наши хозяева заулыбались, наверно, скоро помирятся.
Персонажи: А мы уже помирились (берутся за руки)
«Мы решили помириться и больше не ссориться,
если дружишь, то в искусстве дело лучше спорится».
Вы научили нас дружить, а мы научим вас играть в игру «Собери картинку», которую сначала вместе с вами изготовим.
(Сначала музыкант с детьми называет муз. инструменты, а затем художница с детьми их рисуют на карточках которые разрезаются напополам. Далее проводится игра – перемешанные полученные половинки складываются, чтоб получились целостные изображения муз. инструментов. Затем гости дарят игру детям, прощаются, уходят.)
5. Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось, как мы сходили в гости? А что особенно запомнилось? А сначала нам было весело в гостях? Почему – нет? Почему Нотка и Акварелька помирились? Что нового вы сегодня узнали?
Используемая литература:
1. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное» (Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей), издательство «Баласс», Москва, 1999г.
2. О.А. Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста», издательство «Линка-Пресс», Москва, 2003г.
Читайте также |
---|
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку»
Методическая разработка дидактической игры для детей ОВЗ: «Наряди матрешку» Введение Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Б. Паскаль. Актуальность:...
Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…
Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...