Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для подготовительной группы
«Путешествие по зимним тропам»

Программное содержание:обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы, закрепить свойства снега; упражнять в составлении рассказов по картинам известных художников, активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представления о зиме, её приметах; подбирать слова признаки; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки падежных конструкций, употребление в речи сложно-подчинённых предложений.

Коррекционно-развивающие цели: развитие эмоционального восприятия посредством различных видов искусств (художественное слово, музыка, живопись) и внимания, речевого слуха, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели: формировать навык сотрудничества, доброжелательности, взаимовыручки, воспитания любви к прекрасному, природе.

Оборудование: Репродукция И.И. Шишкина «Зима», репродукция И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»; макет поля; макет «кузница дятла»; снежинки с буквами; музыка к этюду «Снежинки»; шапочки птиц для драматизации; сюжетные картинки о признаках зимы; предметные картинки: зимняя одежда, звери и птицы; полоски бумаги для изготовления объёмных снежинок, клей; емкость для снега; искусственные ёлочки.

 

1. Вводная часть.

Воспитатель: Дети, утром, когда я проветривала комнату, на улице разыгралась такая вьюга, что даже в нашу комнату нанесло снега. Смотрите: здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.

(Читаем письмо «Я приду к вам в гости, если вы сможете отгадать как меня зовут. Надеюсь на встречу!».)

Воспитатель: А как же мы отгадаем? Может здесь есть какая-то подсказка? Давайте внимательно посмотрим.

(Среди снежинок отбираем цветные снежинки c буквами, по спектру радуги выкладываем и читаем «Зимушка».)

– Дети, кто же собирается сегодня к нам в гости? (ответы)

– А вы любите зиму? (ответы)

– Почему вы её любите? (Ответы)

 

Основная часть

Появляется Зима (логопед в костюме Зимы)

Зима: - Здравствуйте, ребята!

Молодцы, что отгадали мою загадку. Вижу, любите вы зиму. А пришла я к вам с подарком. Вот вам настоящий снежок. Попробуйте, какой он. Пусть этот снежок останется у вас, а я с вами поиграю. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы запомните и назовите признаки зимы, описанные в нём, а мои весёлые картины вам помогут.

Читает стихотворение «Зима»

«Отличается зима от весны и лета

Очень снежная она, вся в снега одета.

Реки скованы все льдом

И в узорах стёкла

Иней на ветвях висит

Вьюга дует в окна.

Небо серое с утра,

Падают снежинки.

Спят деревья и кусты

Кормят птиц рябинки.

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи,

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен

Слепят вмиг снеговика

И кататься с горки,

Шуба, шапка и штаны

Все в ледовой корке.

Лишь зимою новый год

С ёлкою приходит

Новогодний хоровод

Весело заводит».

Дети называют признаки, таким образом, повторяем стихотворение.

Зима: Спасибо вам, ребята, вы можете погулять по моим зимним тропинкам, вы увидите, какая я бываю разная, увидите ещё много интересного, а мне пора в леса, поля, сады и парки. Много у меня там ещё забот. До свидания!

Воспитатель: – Спасибо, Зимушка, за встречу. Ну что, дети, продолжим свой путь по зимним тропам? (да).

– Я предлагаю отправиться сейчас в зимний лес. Вы согласны?

Подумайте, что мы возьмём с собой в зимний лес. Что нам может пригодиться во время прогулки?

Дети по очереди говорят:

– Я возьму с собой лыжи, чтоб легче было передвигаться по глубокому снегу;

– Я возьму тёплый свитер, чтоб было тепло;

– Я возьму тёплую шапку, чтоб голове было тепло;

– Я возьму варежки (перчатки), чтоб тепло было рукам;

– Я возьму с собой санки, вдруг кто-то устанет (поранит ногу);

– Я возьму корм, чтобы покормить птиц и зверей. Зимой в лесу очень голодно. И т.д.

Воспитатель: – Я вижу, что вы готовы к прогулке, отправляемся. А вот и лес. Ребята, Зимушка сказала, что мы увидим, какая она бывает разная. А где мы сразу, в один день, её можем увидеть?

(Дети: - На картинах художников)

(подходим к картинам: «Зима» и «Февральская лазурь».)

Читаю стихотворение:

«Зимний лес стоит печальный

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему здесь всё молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите

Тайны леса не будите.

Мы попали в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!»

Ребёнок: ребята, смотрите:

Справа – берёзка в шубке стоит,

Слева – ёлка на нас глядит.

Воспитатель:

Лес, ребята, красив в любое время года. И очень его любят поэты, художники, композиторы. Каждый по-своему выражал свою любовь к зимней природе.

Послушайте, как поэты описывали зиму, и попробуйте соотнести, к какой картине подходят эти строки.

Дети читают предварительно выученные стихи.

«Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром…» (Есенин)

 

«Чародейкою зимою околдован лес стоит.

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит…» (Тютчев)

(Ответы детей: первое стихотворение подходит к описанию картины «Февральская лазурь», а второе к картине Шишкина «Зима».)

Воспитатель: – Какую зиму показал нам художник Иван Шишкин?

(Мы видим хвойный лес. Постаралась волшебница зима. Укутала всю землю в снежное покрывало. Нахлобучило огромные снежные шапки на верхушки сосен и елей. Посеребрила все вокруг. Старые тяжёлые сосны будто утопают в глубоком снегу. Кажется, что вся природа дремлет. Только птичка на ветке говорит нам, что лес живет своей жизнью. Возможно, в этих глубоких снегах спят тетерева, ведь они любят лакомиться зимой еловыми семенами. В хвойном лесу темно, таинственно.)

Воспитатель: – Вот какую зиму показал художник Шишкин.

– А посмотрите, какую зиму показал нам другой художник?

– Что мы видим на этой картине? Какое время года на этой картине? (зима)

– Что изображено на этой картине?

(Здесь мы видим прекрасный зимний день, когда в природе уже чувствуется приближение весны. Зима ещё полноправная хозяйка. День морозный, воздух пронизан звенящей свежестью. Высокое небо лазурного цвета. Старая берёза осыпана серебром. Ветки старой берёзы и молодых берёзок переплетаются и образуют словно кружево. Солнце освещает ветки и, кажется, что они осыпаны жемчугом, алмазами и сапфирами, а прошлогодние листочки, словно лампочки горят.)

Воспитатель:– Какие чувства вызывают у вас эти картины?

(примерные ответы детей: глядя на картину «Зима» мне немножко грустно, печально, потому что художник взял краски тёмные. Кажется, что зима будет ещё долго-долго; всё вокруг темно; в такой тёмный лес не хочется идти вглубь, как-то страшно, кажется, что там какие-то тайны хранятся.

глядя на картину «Февральская лазурь» кажется ,что природа празднует какой-то праздник; что скоро придёт весна; кажется, что иней зазвенит как колокольчики; на сердце радостно).

Воспитатель: – Вот какая разная зима в лесу. Дети, а что это под ёлочкой? (обращаю внимание на макет «кузница дятла»).

(Это кузница дятла.)

– А вот и он сам (ставлю на наборное полотно картинку дятла).

– Чем питается зимой дятел? (Личинками насекомых, семенами еловых шишек.)

– Дети, вам хотят показаться и другие лесные жители. Отгадайте, кто?

Загадки

«Угадайте, что за шапка;

Меха целая охапка

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору» /заяц/ (ставлю картинку)

 

«Какой зверь опасный,

Ходит в шубе красной.

Снег разгребает

Мышек хватает» /лиса/

 

«Кто зимой холодной

В лесу рыщет злой, голодный? /волк/ (ставлю картинку)

 

«Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через лесок

Промелькнул как огонёк?» /белка/

 

Птица –звонкая, певичка

Желтобрюхая сестричка

Суетится невеличка,

Наша быстрая … /синичка/

(Двое детей надевают шапочки птиц: дятла и синицы.)

Игра-драматизация «Разговор дятла и синицы»

– Давайте послушаем, о чём могут на своём птичьем языке разговаривать в лесу дятел и синица.

Синица: - Уж больно бережешь, дятел, ты свой нос. Всё о сучки его чистишь.

Дятел: - мне, синица, без носа, как человеку без рук. Семян еловых захочешь, - носом стучишь. Короеда выбить – и того носом стучи. Голова кругом!

Синица: - Ох, дятел, и суетливая у тебя жизнь. Всё носом, да носом, того и гляди без носа останешься.

Воспитатель: - Дети, какую роль в жизни дятла играет его клюв? (он его кормит, с помощью своего мощного твёрдого клюва дятел достаёт из древесины жучков, а древесина бывает очень твёрдая, поэтому и его клюв твердый)

– Давайте угостим лесных жителей нашим кормом.

Дидактическое упражнение «Кого чем угостим»

Я угощу синицу кусочком сала;

Я угощу дятла еловой шишкой;

Я угощу зайца морковкой;

Я угощу лису коркой хлеба;

Я угощу белку орешками;

Я угощу волка ломтиком колбасы.

Воспитатель:

– Всех лесных жителей угостили, пора возвращаться, а то зимний день короткий.

– Дорога домой мимо поля. (показываю макет)

Какое поле? (белое, широкое, бескрайнее, заснеженное)

– А вы хотите поиграть в снежинки? (Да)

– Давайте скажем: раз, два повернись и в снежинки превратись!

Пластический этюд «Снежинки»

(Воспитатель читает, а дети под музыку выполняют движения.)

Тихо падают снежинки

Лёгкий ветер гонит их,

То построит в хороводы,

То как в вальсе закружит…

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок пушистый

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата

И снежинки разлетелись

По замёрзшему по полю

Закружил, понёс их ветер.

Кружатся снежинки,

Поворачивают спинки

Веселятся и резвятся,

Землю всю укрыть стремятся.

– Раз, два повернись

И в ребяток превратись.

– Смотрите, дети, ветер кружил снежинки и унёс часть снега с поля. Что же прячется в поле под снегом? (Озимь)

– Что такое озимь? (хлебные культуры, посеянные осенью).

– Впереди еще будет много морозных дней. Что может произойти с озимыми? (вымерзнут)

– Можем ли мы помочь природе? Как? (взять лопаты и укрытьснегом)

– Давайте укроем нашу озимь снежинками, а поможет вам это сделать спутница зимы - её подруга-вьюга.

– Но прежде чем приступить к работе, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «У Зимы в лесу изба»

«У Зимы в лесу изба

Во все стороны резьба

Два столба хрустальных врыты

Сторожить поставлены

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями

На шесте на ледяном

Ходит ворон ходуном».

(Дети проходят к столикам и делают объёмные снежинки из полос белой бумаги и наклеивают их на макет поля.)

– Молодцы. Вы как юные экологи потрудились. Теперь будущий урожай под защитой. Пора возвращаться.

«Раз, два, покружись, в детском садике окажись».

Вот мы и дома. А что же с нашим снежком, подарком Зимушки?

(Дети рассказывают, почему это произошло.)

– Какой же бывает снег зимой? (белый, пушистый, чистый, мягкий, колючий, серебристый, искристый, мокрый, липкий, кристаллический…)

– Как можно использовать талую снеговую воду? (Вода – природное богатство. Нужно сохранять каждую каплю воды. Мы можем полить ей цветы, когда она согреется.)

 

Итог.

– Вам понравилось путешествие по зимним тропам?

(Примерные отзывы детей: мне понравился зимний лес; а мне очень понравилась берёза, её веточки, будто кружево, а мне интересно было встретиться с жителями леса; а я узнал, какую роль в жизни дятла играет его клюв…)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие:  1...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом…

Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» с учётом ФГОС Первая смешанная дошкольная группа Месяц Период Тема недели Цель Итоговое мероприятие Сентябрь 1 неделя «День знаний» Развивать у детей...

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все...

Конспект совместной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной…

Конспект совместной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной группы с ОНР «В школу нам идти пора!» с применением ИКТ Цель НОД: создать условия...