Конспект занятия по экологии «Лес – многоэтажный дом»

(подготовительная группа)

Цель:

  • Уточнить представление о лесе, как о сложном организме, в котором живут и растения, и животные.
  • Показать многоэтажность леса и особенности каждого этажа, учитывая природные данные поселившихся на них животных и растений.
  • Учесть логически мыслить, объяснять зависимость убранства леса от времени года.
  • Воспитать бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных через литературное слово, инсценирование, непосредственное общение с природой и труд на благо её.
  • Воспитывать экологическую грамотность людей.

 

Ход занятия

Дети: С добрым утром, гости! С добрым утором природа!

Воспитатель: Дети, куда мы с вами пришли?

Дети: В уголок леса. Лес.

Воспитатель: А почему мы этот уголок называем лесом?

Дети: Потому что здесь растут травы, цветы, деревья, кустарники.

Воспитатель: Если в лесу все виды деревьев, как называют такой лес?

Дети: Смешанный.

Воспитатель: А какие еще бывают леса?

Дети: Березовые рощи, дубовые, травы, растения, живут насекомые, птицы, звери. Раз живут, значит лес для них-дом! Скажите, сколько в нем этажей.

Дети: Пять.

Воспитатель: Правильно. А сейчас пройдемся по этажам. Подскажите, какие растения растут на 1-2 этажах?

Дети: Мхи, травы, цветы.

Воспитатель: А первоцветы, растущие в нашем уголке леса, можете назвать?

Дети: Мать-и-мачеха, гусиный лук, незабудка, будра, первоцвет, фиалка лесная, встреница….

Воспитатель: Какие птицы гнездятся на 1-2 этажах?

Дети: Рябчик, глухарь, тетерев, козодой. Живут еж, косуля, заяц, кабан и много др.

Воспитатель: Какие растения, деревья дорастают до 3-го этажа?

Дети: Кусты, молоденькие деревца, молоденькие ели, липки, кустарники (ива, сирень, акация) подлесок.

Воспитатель: А какие птицы гнездятся на 3-м этаже?

Дети: Большинство птиц певчих вьют гнезда на кустах и низких деревцах. Это соловьи, певчие дрозды, дрозды пересмешники, зяблики, пеночка, овсянка, синицы, коростели.

Воспитатель: Кстати 15 июня-праздник соловья. Мы с вами обязательно послушаем пение соловья. Четвертый этаж еще выше. Кто же живет на 4-м этаже?

Дети: До 4-го этажа дорастают кроны деревьев клена, осины, березы, рябины, липы, вяза, тополя. Гнездятся дятлы, сойки, сороки, вороны, совы, кукушки, грачи.

Воспитатель: Самый высокий 5-й этаж. Какие деревья дорастают до 5-го этажа?

Дети: Сосны, ели, дубы.

Воспитатель: А какие смелые птицы летают так высоко?

Дети: Иволги, крупные хищные птицы: ястреб, орел (на дубу), беркут, коршун.

Воспитатель: Мы с вами смотрели «Красную книгу Татарстана», вы запомнили какие птицы исчезают в нашем крае? (39 видов).

Дети: Да крупные птицы.

Воспитатель: А почему? Как вы думаете?

Дети: Не хватает высоких деревьев.

Воспитатель: Вывод – надо спасать старые деревья леса, чтобы птицы гнездились на деревьях, а не в «Красной книге». А у нас в уголке леса есть 5 этажа?

Дети: Нет, но будет, когда подрастут, ели и сосны.

Воспитатель: Наверное прекрасно будет в лесу, где есть все 5 этажей и все они заселены жильцами. А мы только будем радоваться этому и восхищаться так, как это делают в своих стихах поэты. Закройте глаза, послушайте шум леса.

Стихотворение Никитина

«Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что –то близкое родное».

Воробей: Вы тут стихи читаете, лесом восхищаетесь, про этажи какие- то разговариваете. Подумаешь нашли тему для разговоров, не все ли равно, кто где живет? Вон ворона каркает, радуется. Это я ей предложил с дятлом гнездами поменяться.

Воспитатель: Здравствуй, воробышек! Спугнул ты тишину леса. Но мы не в обиде. Вот только ты не прав: ворона не радуется твоему предложению, а возмущается им, а дети скажут почему.

Дети: Ворона в дупло забраться не может. А дятлу высоко на 5-м этаже, ветрено, да и гнездо без крыш, птенцам плохо.

Воробей: Зато уже соловей с ястребом после обмена будут довольны. Соловьиные пения с 5-го этажа будут далеко слышны.

Воспитатель: Что ты воробышек, опять ошибаешься. Дети почему?

Дети: Ястреб тяжелый, большой ему надо большое гнездо. А соловьиное он раздавит. А соловушка на 5-м этаже простудит горло, да и птенцы вывалятся из гнезда, хищные птицы разорвут.

Воробей: Ну ладно, пусть птицы живут в своих гнездах, выводят деток, вскармливают. Полечу предложу вон той белочке поменяться с кротом квартирами. Устала она прыгать по деревьям, а кроту надоело под землей.

Воспитатель: Что ты воробышек! Вернись! Не делай этого. Дети помогите.

Дети: Крот на дерево не залезет! Он живет в подвале леса, а белке без света и корма плохо, ползать не умеет, ямы не роет.

Воробей: Все-то вы знаете? А загадки о природе? «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

Дети: Лес (объясняют почему).

Воробей: Вы и правда все знаете. Я тоже! Летаю в лесу, зимой и летом красиво, зелено прохладно.

Дети: Летом деревья зеленые, потому что в них есть хлорофилловые зерна-заводики, которые с помощью воды, воздуха и солнца строят дерево, а зимой деревья спят, лес почти пустой.

Воробей: Что все деревья спят? А почему же ели зеленые? Они так в зеленых шубах до весны и остаются?

Воспитатель: Да, и если спят, у них такие же заводики, но зимой они не работают. Правда, елки позже всех засыпают и раньше всех просыпаются. Меняет елка старые иголки, постепенно за 9 лет вся переодевается.

Воробей: А вот помню, прошлой осенью в лесу помогал деревьям приклеивать листочки, чтобы деревьям не было скучно.

Воспитатель: Зачем ты это делал? Ты мешал деревьям засыпать. Снег мог обломать ветки. Ведь и хлорофилловые зерна растворились, остались желтые, так как света мало, тепла, влаги, питательных веществ мало, сокодвижение замедляется. Дерево засыпает. Не мешай воробышек, природе. Она сама знает, что ей делать.

Воробей: Ладно. Полечу по всему лесу и расскажу какие у меня умные друзья. Ой совсем забыл. Большое спасибо за квартиру, жилье на 4-м этаже. Спасибо. Улетаю.

Воспитатель: Дети думаю воробышек был добр и прилетел к нам потому, что поверил вы никогда не будете ломать деревья в лесу, рубить их, разорять птичьи гнезда, губить живое. Это так!

Давайте будем дружить друг с другом

Как птицы с небом, как ветер с лугом

Как парус с морем, трава с дождями

Как дружит солнце со всеми нами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

«Теоретические основы организации обучения»

«Теоретические основы организации обучения» Введение Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном...

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ»

Консультация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...