Конспект занятия по экологии «Лес – многоэтажный дом»
(подготовительная группа)
Цель:
- Уточнить представление о лесе, как о сложном организме, в котором живут и растения, и животные.
- Показать многоэтажность леса и особенности каждого этажа, учитывая природные данные поселившихся на них животных и растений.
- Учесть логически мыслить, объяснять зависимость убранства леса от времени года.
- Воспитать бережное отношение и интерес к жизни лесных растений и животных через литературное слово, инсценирование, непосредственное общение с природой и труд на благо её.
- Воспитывать экологическую грамотность людей.
Ход занятия
Дети: С добрым утром, гости! С добрым утором природа!
Воспитатель: Дети, куда мы с вами пришли?
Дети: В уголок леса. Лес.
Воспитатель: А почему мы этот уголок называем лесом?
Дети: Потому что здесь растут травы, цветы, деревья, кустарники.
Воспитатель: Если в лесу все виды деревьев, как называют такой лес?
Дети: Смешанный.
Воспитатель: А какие еще бывают леса?
Дети: Березовые рощи, дубовые, травы, растения, живут насекомые, птицы, звери. Раз живут, значит лес для них-дом! Скажите, сколько в нем этажей.
Дети: Пять.
Воспитатель: Правильно. А сейчас пройдемся по этажам. Подскажите, какие растения растут на 1-2 этажах?
Дети: Мхи, травы, цветы.
Воспитатель: А первоцветы, растущие в нашем уголке леса, можете назвать?
Дети: Мать-и-мачеха, гусиный лук, незабудка, будра, первоцвет, фиалка лесная, встреница….
Воспитатель: Какие птицы гнездятся на 1-2 этажах?
Дети: Рябчик, глухарь, тетерев, козодой. Живут еж, косуля, заяц, кабан и много др.
Воспитатель: Какие растения, деревья дорастают до 3-го этажа?
Дети: Кусты, молоденькие деревца, молоденькие ели, липки, кустарники (ива, сирень, акация) подлесок.
Воспитатель: А какие птицы гнездятся на 3-м этаже?
Дети: Большинство птиц певчих вьют гнезда на кустах и низких деревцах. Это соловьи, певчие дрозды, дрозды пересмешники, зяблики, пеночка, овсянка, синицы, коростели.
Воспитатель: Кстати 15 июня-праздник соловья. Мы с вами обязательно послушаем пение соловья. Четвертый этаж еще выше. Кто же живет на 4-м этаже?
Дети: До 4-го этажа дорастают кроны деревьев клена, осины, березы, рябины, липы, вяза, тополя. Гнездятся дятлы, сойки, сороки, вороны, совы, кукушки, грачи.
Воспитатель: Самый высокий 5-й этаж. Какие деревья дорастают до 5-го этажа?
Дети: Сосны, ели, дубы.
Воспитатель: А какие смелые птицы летают так высоко?
Дети: Иволги, крупные хищные птицы: ястреб, орел (на дубу), беркут, коршун.
Воспитатель: Мы с вами смотрели «Красную книгу Татарстана», вы запомнили какие птицы исчезают в нашем крае? (39 видов).
Дети: Да крупные птицы.
Воспитатель: А почему? Как вы думаете?
Дети: Не хватает высоких деревьев.
Воспитатель: Вывод – надо спасать старые деревья леса, чтобы птицы гнездились на деревьях, а не в «Красной книге». А у нас в уголке леса есть 5 этажа?
Дети: Нет, но будет, когда подрастут, ели и сосны.
Воспитатель: Наверное прекрасно будет в лесу, где есть все 5 этажей и все они заселены жильцами. А мы только будем радоваться этому и восхищаться так, как это делают в своих стихах поэты. Закройте глаза, послушайте шум леса.
Стихотворение Никитина
«Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что –то близкое родное».
Воробей: Вы тут стихи читаете, лесом восхищаетесь, про этажи какие- то разговариваете. Подумаешь нашли тему для разговоров, не все ли равно, кто где живет? Вон ворона каркает, радуется. Это я ей предложил с дятлом гнездами поменяться.
Воспитатель: Здравствуй, воробышек! Спугнул ты тишину леса. Но мы не в обиде. Вот только ты не прав: ворона не радуется твоему предложению, а возмущается им, а дети скажут почему.
Дети: Ворона в дупло забраться не может. А дятлу высоко на 5-м этаже, ветрено, да и гнездо без крыш, птенцам плохо.
Воробей: Зато уже соловей с ястребом после обмена будут довольны. Соловьиные пения с 5-го этажа будут далеко слышны.
Воспитатель: Что ты воробышек, опять ошибаешься. Дети почему?
Дети: Ястреб тяжелый, большой ему надо большое гнездо. А соловьиное он раздавит. А соловушка на 5-м этаже простудит горло, да и птенцы вывалятся из гнезда, хищные птицы разорвут.
Воробей: Ну ладно, пусть птицы живут в своих гнездах, выводят деток, вскармливают. Полечу предложу вон той белочке поменяться с кротом квартирами. Устала она прыгать по деревьям, а кроту надоело под землей.
Воспитатель: Что ты воробышек! Вернись! Не делай этого. Дети помогите.
Дети: Крот на дерево не залезет! Он живет в подвале леса, а белке без света и корма плохо, ползать не умеет, ямы не роет.
Воробей: Все-то вы знаете? А загадки о природе? «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».
Дети: Лес (объясняют почему).
Воробей: Вы и правда все знаете. Я тоже! Летаю в лесу, зимой и летом красиво, зелено прохладно.
Дети: Летом деревья зеленые, потому что в них есть хлорофилловые зерна-заводики, которые с помощью воды, воздуха и солнца строят дерево, а зимой деревья спят, лес почти пустой.
Воробей: Что все деревья спят? А почему же ели зеленые? Они так в зеленых шубах до весны и остаются?
Воспитатель: Да, и если спят, у них такие же заводики, но зимой они не работают. Правда, елки позже всех засыпают и раньше всех просыпаются. Меняет елка старые иголки, постепенно за 9 лет вся переодевается.
Воробей: А вот помню, прошлой осенью в лесу помогал деревьям приклеивать листочки, чтобы деревьям не было скучно.
Воспитатель: Зачем ты это делал? Ты мешал деревьям засыпать. Снег мог обломать ветки. Ведь и хлорофилловые зерна растворились, остались желтые, так как света мало, тепла, влаги, питательных веществ мало, сокодвижение замедляется. Дерево засыпает. Не мешай воробышек, природе. Она сама знает, что ей делать.
Воробей: Ладно. Полечу по всему лесу и расскажу какие у меня умные друзья. Ой совсем забыл. Большое спасибо за квартиру, жилье на 4-м этаже. Спасибо. Улетаю.
Воспитатель: Дети думаю воробышек был добр и прилетел к нам потому, что поверил вы никогда не будете ломать деревья в лесу, рубить их, разорять птичьи гнезда, губить живое. Это так!
Давайте будем дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом
Как парус с морем, трава с дождями
Как дружит солнце со всеми нами.
Читайте также |
---|
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Осторожно микробы»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...