Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию
«Святитель Иоасаф Белгородский»
старшая группа
Программное содержание: продолжать знакомить детей с православной культурой, познакомить детей с жизнью святого Иоасафа Белгородского. Закрепить представления о добре и зле. Воспитывать у детей духовность, стремление делать добро, воспитывать внимательное, уважительное отношение к людям.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран. Слайды: портрет Иоасафа Белгородского, икона Пресвятой Богородицы, Киево-Межигорский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева лавра, чудотворная Песчанская икона Пресвятой Богородицы, икона Святителя Иоасафа, Преображенский кафедральный собор г. Белгород.
Игра «Древо жизни» и «Древо греха» из книги «Основы христианской культуры» (уроки для младших детей 5-7 лет) С.Афанасьева.
Аудиозапись кассета «Доброта, природа, музыка. Христианские сказки для детей» составитель Е.Королева из серии «Золотые зернышки», магнитофон.
Ход
(Рассказ воспитателя сопровождается слайдами.)
Воспитатель. Мы с вами много говорили о добре и зле. И о том, что были люди, которые делая добро, сами становились святыми. Сегодня я хочу рассказать вам о житие одного святого человека, которого звали святитель Иоасаф Белгородский.
Так 300 лет назад (8 сентября 1705г.) в городе Прилуки на Украине в семье знатного казака Андрея Горленко родился первенец. День его рождения совпал с большим праздником Рождеством Пресвятой Богородицы. По древнему обычаю новорожденному дали имя Иоаким, в честь святого праведного отца Пресвятой Богородицы. Когда Иоаким был маленьким мальчиком, то его семье приходилось часто переезжать, скитаться по чужим землям. Взрослые члены семьи беспокоились за будущее семьи, и мальчик стал молиться, чтоб сама Богоматерь оградила его от бед. Часто родители не понимали мальчика и удивлялись: почему Иоаким во время роскошного пира сидел в стороне от гостей в уголке большого зала и ел хлебную корку. Незаметно он ускользал от шума и суеты, бежал в сад, туда где в тени деревьев белела небольшая часовня и молился. Сверкала на солнце река, шелестела листва – ничего не видел и не слышал мальчик: его душа была обращена к Богу.
Однажды отцу Иоакима было приснился чудесный сон. Он увидел Пресвятую Богородицу, а у ее ног – своего сына Иоакима и Пресвятая Богородица сказала: «Довлеет мне молитва твоя». С небес слетел ангел и покрыл плечи Иоакима архиерейской мантией.
До 8 лет мальчика обучали дома, а затем отдали в школу Братского монастыря. Наставниками в школе были монахи. Родители мечтали, чтоб их сын посвятил жизнь воинской службе. А Иоаким с 16 лет стал думать о монашеской службе.
Однажды он приехал на каникулы домой и попросил своих родителей благословения на принятие монашества, но отец и слышать не хотел об этом.
Иоаким не стал спорить с отцом, но мысль свою не оставил. Втайне от родителей он стал послушником, а затем иноком Киево-Межигорского монастыря с именем Илларион, а к родителям послал верного слугу, попросил прощения за ослушание и благословения. Это известие родители приняли как волю Божию, простили сына и благословили на новую жизнь. И вспомнил тогда отец о своем сне.
Иоаким продолжил учение в академии и затем его постригли в монахи и нарекли его именем Иоасаф. За время своей жизни Иоасаф был и преподавателем в духовной академии и настоятелем Лубенского Спасо- Преображенского монастыря, и наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Там ему пришлось понести большие труды по восстановлению его после пожара. Позже его назначили служить в Белгородскую епархию. Владыко Иоасаф многое сделал для духовного образования священнослужителей и простых людей, для обучения детей всех сословий, в своих Указах повелевал приучать детей в праздники и воскресные дни ходить в храмы на Богослужения.
Святитель отличался строгостью не только ко всем, но прежде всего к себе. Он часто помогал бедным людям продуктами, одеждой, дровами, которые заготавливал, и приказывал своему слуге развозить по дворам, а накануне праздников в одежде послушника делал это сам. Несмотря на слабое здоровье, Святитель часто объезжал епархию, основывал и освящал новые храмы, строго следил за порядком, проводил службу в храмах, бережно относился к святым.
Однажды во сне Иоасаф увидел икону Пресвятой Богородицы, от которой исходил неземной свет. И во время одного из объездов епархии, в городе Изюм, в притворе храма увидел стоящую на полу среди угля икону, и вдруг почувствовал исходящую от нее благодать и понял, что это та самая икона, которая ему приснилась, Так была обретена чудотворная Песчанская икона Пресвятой Богородицы.
Всю свою жизнь Иоасаф служил Богу и людям, призывал людей делать добро и бороться со злом. Когда святитель умер, то его тело было положено в склеп, осталось нетленным. Склеп был открыт для посещения, и много людей после молитв, перед гробницы святителя получали исцеления от болезней. Святитель Иоасаф был прославлен в лике Святых.
Сейчас мощи Иоасафа хранятся в Белгороде в Преображенском кафедральном соборе. Мы должны знать и почитать нашего Святителя, делать добрые дела, а Святитель будет помогать нам и нас наставлять.
Воспитатель. Теперь, давайте подойдем к столу и поиграем в игру «Древо жизни» и «Древо греха». (Выполняется стоя на массажных ковриках)
- Какие дела и поступки мы называем добрыми?
- Какие дела и поступки мы считаем плохими, злыми?
- Из этих картинок вам надо выбрать картинки с добрыми делами и поступками, назвать их, и повесить на «Древо жизни» - это добродетель. Картинки «Плоды» с плохими делами и поступками надо повесить «Древо греха».Воспитатель. Молодцы, вы правильно справились с заданием, теперь давайте сядем на свои места и послушаем запись со стихотворением «Добрые дела».
- Вам понравилось стихотворение? О чем в нем говорилось?
- Какие добрые дела совершали дети?
- Какие добрые дела делаете вы в детском саду и дома?
- Дети, о каком святом человеке вы сегодня узнали?
- Какой это был человек?
- Что вам больше всего запомнилось?
Используемая литература:
1. «Божий мир» журнал №5,2005г.
2. «Основы христианской культуры», С.Афанасьева, стр. 114.
3. «Святитель Белгородский», Белгород 2005г.
Читайте также |
---|
Сценарий «Выпускной с Шапокляк»
Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...
Конспект интегрированного занятия по теме «Зима»
Конспект интегрированного занятия по теме «Зима» (Средняя группа) Ход занятия: Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Д/игра «Когда это бывает?» Пальчиковая игра «Снежинки». Гимнастика для дыхания...
Педагогический проект: «Маленький финасист»
Педагогический проект: «Маленький финасист»