Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию
«Святитель Иоасаф Белгородский»

старшая группа

Программное содержание: продолжать знакомить детей с православной культурой, познакомить детей с жизнью святого Иоасафа Белгородского. Закрепить представления о добре и зле. Воспитывать у детей духовность, стремление делать добро, воспитывать внимательное, уважительное отношение к людям.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран. Слайды: портрет Иоасафа Белгородского, икона Пресвятой Богородицы, Киево-Межигорский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева лавра, чудотворная Песчанская икона Пресвятой Богородицы, икона Святителя Иоасафа, Преображенский кафедральный собор г. Белгород.

Игра «Древо жизни» и «Древо греха» из книги «Основы христианской культуры» (уроки для младших детей 5-7 лет) С.Афанасьева.

Аудиозапись кассета «Доброта, природа, музыка. Христианские сказки для детей» составитель Е.Королева из серии «Золотые зернышки», магнитофон.

 

Ход

(Рассказ воспитателя сопровождается слайдами.)

Воспитатель. Мы с вами много говорили о добре и зле. И о том, что были люди, которые делая добро, сами становились святыми. Сегодня я хочу рассказать вам о житие одного святого человека, которого звали святитель Иоасаф Белгородский.

Так 300 лет назад (8 сентября 1705г.) в городе Прилуки на Украине в семье знатного казака Андрея Горленко родился первенец. День его рождения совпал с большим праздником Рождеством Пресвятой Богородицы. По древнему обычаю новорожденному дали имя Иоаким, в честь святого праведного отца Пресвятой Богородицы. Когда Иоаким был маленьким мальчиком, то его семье приходилось часто переезжать, скитаться по чужим землям. Взрослые члены семьи беспокоились за будущее семьи, и мальчик стал молиться, чтоб сама Богоматерь оградила его от бед. Часто родители не понимали мальчика и удивлялись: почему Иоаким во время роскошного пира сидел в стороне от гостей в уголке большого зала и ел хлебную корку. Незаметно он ускользал от шума и суеты, бежал в сад, туда где в тени деревьев белела небольшая часовня и молился. Сверкала на солнце река, шелестела листва – ничего не видел и не слышал мальчик: его душа была обращена к Богу.

Однажды отцу Иоакима было приснился чудесный сон. Он увидел Пресвятую Богородицу, а у ее ног – своего сына Иоакима и Пресвятая Богородица сказала: «Довлеет мне молитва твоя». С небес слетел ангел и покрыл плечи Иоакима архиерейской мантией.

До 8 лет мальчика обучали дома, а затем отдали в школу Братского монастыря. Наставниками в школе были монахи. Родители мечтали, чтоб их сын посвятил жизнь воинской службе. А Иоаким с 16 лет стал думать о монашеской службе.

Однажды он приехал на каникулы домой и попросил своих родителей благословения на принятие монашества, но отец и слышать не хотел об этом.

Иоаким не стал спорить с отцом, но мысль свою не оставил. Втайне от родителей он стал послушником, а затем иноком Киево-Межигорского монастыря с именем Илларион, а к родителям послал верного слугу, попросил прощения за ослушание и благословения. Это известие родители приняли как волю Божию, простили сына и благословили на новую жизнь. И вспомнил тогда отец о своем сне.

Иоаким продолжил учение в академии и затем его постригли в монахи и нарекли его именем Иоасаф. За время своей жизни Иоасаф был и преподавателем в духовной академии и настоятелем Лубенского Спасо- Преображенского монастыря, и наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Там ему пришлось понести большие труды по восстановлению его после пожара. Позже его назначили служить в Белгородскую епархию. Владыко Иоасаф многое сделал для духовного образования священнослужителей и простых людей, для обучения детей всех сословий, в своих Указах повелевал приучать детей в праздники и воскресные дни ходить в храмы на Богослужения.

Святитель отличался строгостью не только ко всем, но прежде всего к себе. Он часто помогал бедным людям продуктами, одеждой, дровами, которые заготавливал, и приказывал своему слуге развозить по дворам, а накануне праздников в одежде послушника делал это сам. Несмотря на слабое здоровье, Святитель часто объезжал епархию, основывал и освящал новые храмы, строго следил за порядком, проводил службу в храмах, бережно относился к святым.

Однажды во сне Иоасаф увидел икону Пресвятой Богородицы, от которой исходил неземной свет. И во время одного из объездов епархии, в городе Изюм, в притворе храма увидел стоящую на полу среди угля икону, и вдруг почувствовал исходящую от нее благодать и понял, что это та самая икона, которая ему приснилась, Так была обретена чудотворная Песчанская икона Пресвятой Богородицы.

Всю свою жизнь Иоасаф служил Богу и людям, призывал людей делать добро и бороться со злом. Когда святитель умер, то его тело было положено в склеп, осталось нетленным. Склеп был открыт для посещения, и много людей после молитв, перед гробницы святителя получали исцеления от болезней. Святитель Иоасаф был прославлен в лике Святых.

Сейчас мощи Иоасафа хранятся в Белгороде в Преображенском кафедральном соборе. Мы должны знать и почитать нашего Святителя, делать добрые дела, а Святитель будет помогать нам и нас наставлять.

Воспитатель. Теперь, давайте подойдем к столу и поиграем в игру «Древо жизни» и «Древо греха». (Выполняется стоя на массажных ковриках)

- Какие дела и поступки мы называем добрыми?

- Какие дела и поступки мы считаем плохими, злыми?

- Из этих картинок вам надо выбрать картинки с добрыми делами и поступками, назвать их, и повесить на «Древо жизни» - это добродетель. Картинки «Плоды» с плохими делами и поступками надо повесить «Древо греха».Воспитатель. Молодцы, вы правильно справились с заданием, теперь давайте сядем на свои места и послушаем запись со стихотворением «Добрые дела».

- Вам понравилось стихотворение? О чем в нем говорилось?

- Какие добрые дела совершали дети?

- Какие добрые дела делаете вы в детском саду и дома?

- Дети, о каком святом человеке вы сегодня узнали?

- Какой это был человек?

- Что вам больше всего запомнилось?

 

Используемая литература:

1. «Божий мир» журнал №5,2005г.

2. «Основы христианской культуры», С.Афанасьева, стр. 114.

3. «Святитель Белгородский», Белгород 2005г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима»

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима» (Средняя группа) Ход занятия: Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Д/игра «Когда это бывает?» Пальчиковая игра «Снежинки». Гимнастика для дыхания...

Педагогический проект: «Маленький финасист»

Педагогический проект: «Маленький финасист»

Читайте также

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи…

Консультация для педагогов: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет» Возраст от 4 до 5 лет имеет особое...

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с…

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок» Паспорт проектаСроки проведения: сентябрь 2022...

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты»

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты» Под песню «Россия» в зал входят дети, танцуют и становятся полукругом. Ведущая:  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас...