Тема: «Микроорганизмы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Продолжать формировать представления о микроорганизмах.
Задачи:

Образовательные. Сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);

Развивающие. Развивать память, внимание, логическое мышление. Обогащать словарь детей.

Воспитательные. Воспитывать культурно - гигиенические навыки, интерес к экспериментальной деятельности.

Материалы и оборудование.
Кусочки хлеба, покрытые плесенью; молоко, картинки - схемы с изображением путей попадания микробов в организм человека; пластилин, стеки, доски для лепки по количеству детей; продукты для выставки, микроскопы.

 

Ход НОД

Организационный момент

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам в лабораторию «Детских открытий».

В лаборатории должна соблюдаться абсолютная чистота, поэтому все там работают в белых халатах. Вот и мы стали лаборантами.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, вы готовы к научным открытиям?

Ответ детей.

Воспитатель. Исследовать мы сегодня будем самых первых жителей Земли, самых маленьких её обитателей – микроорганизмы, или еще их называют - микробы.

Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух слов «микрос», что означает «малый», «биос» – «жизнь».

Ученые доказали, что причинами наших болезней являются микробы.

Давайте в нашей лаборатории проведем свое исследование и определим пользу и вред микробов для нашего организма.

Вы когда-нибудь видели микробов?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Так как микроб очень маленький, его можно рассмотреть только под микроскопом. Для этого в нашей лаборатории есть микроскопы.

Для чего изобрели микроскоп?

Ответы детей. (С помощью его мы сможем рассмотреть мелкие предметы в увеличенном виде.)

Практическая часть

1. Воспитатель. Рассмотрите микроб в микроскоп и ответьте, есть ли у него тело, голова, лапы, хвост, рот?

Рассматривание микроба.

Ответы детей.

Воспитатель. Какой формы тело у нашего микроба?

- Ответы детей.

2. Воспитатель. Мы с вами установили, что микробы не имеют лап, головы, рта, ушей, они состоят из одного тела. Но они живые, едят, растут, двигаются и размножаются.

Давайте с помощью пластилина вырастим своих микробов.

Возьмите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Это «микроб», попавший в человека или на предметы. Через некоторое время он начинает питаться и расти. Когда микроб достигает нужного размера, он просто делится пополам. (Разделите шарик на две части.)

Сколько «микробов» стало? Эти маленькие микробы питаются и растут (дети катают шарики по доске с мелко нарубленным пластилином). Микробы становятся большими и опять делятся надвое. И так это может продолжаться бесконечно.

Рассмотрим, как и чем питаются микроорганизмы.

Так как у микробов нет рта, пища проникает в них через оболочку (тельце).

3. Давайте проведём с вами эксперимент с дрожжами (микроорганизмы).

В стакан с дрожжами добавим теплой воды, сахар и оставим на некоторое время.

4. Вчера мы с вами пробовали получить кефир в группе.

Что мы для этого делали?

Ответы детей - Налили в стакан молока, добавили молочные бактерии, оставили в теплом месте.

Воспитатель. Посмотрим, что у нас получилось.

Помешайте ложечкой молоко, каким оно стало?

Ответы детей (Густым)

Воспитатель. Какой запах у продукта?

Ответы детей (кислый).

Воспитатель. Какой продукт получился из молока и молочнокислых бактерий?

Ответы детей. Кефир.

Воспитатель. Ребята, вернемся к нашему 1 опыту. Что произошло с дрожжами?

Воспитатель. Почему, они увеличились в объёме.

Ответы детей.

Воспитатель. Что им в этом помогло?

Ответы детей (тёплая вода и сахар).

Воспитатель. Обратите внимание на стенд, где выставлены продукты питания, которые изготовлены из микроорганизмов.

Кефир, сметана, сыр, йогурт, хлеб, булки, квас.

Воспитатель. Ребята, полезны ли эти продукты для нас?

Ответы детей.

Воспитатель. Значит, эти микроорганизмы – полезные.

А если микробы вредят человеку? То как их называют.

Ответы детей (вредные).

Воспитатель. Полезные микробы могут принести вред человеку, если нарушить хранение продуктов.

Мы с вами оставили продукты в группе на окне в открытом виде и сейчас посмотрим, что с ними произошло.

Какие это продукты?

Ответы детей (это хлеб, молоко).

Воспитатель. Что вы видите?

Ответы детей (хлеб с плесенью, молоко скисло).

Воспитатель. Почему они испортились?

Ответы детей. (Продукты долго стояли открытыми в теплом месте. Продукты испортились, так как в них поселились вредные микробы.)

Воспитатель. Можно ли употреблять эти продукты в пищу?

Ответы детей.

Воспитатель. Вредные микроорганизмы портят не только продукты питания, но и вызывают болезни у человека.

Давайте, исследуем, как микробы попадают в нас?

Мы с вами определили, что микробы питаются и растут. Как же они передвигаются?

(ответы детей).

Воспитатель. Чаще всего микробы переносим мы сами и наши животные.

На стенде размещены картинки с изображением следующих ситуаций:

Первый путь попадания микроба в человека расскажу я, а дальше продолжите вы.

грязное яблоко – руки - рот – болезнь (мыть фрукты)

Ответы детей

Собака, кошка, – руки - рот (глаза) (мыть рук)

Стакан - вода из-под крана – болезнь (пить кипяченую воду)

Чихающий человек – нос или рот (не общаться с больным человеком)

Как исправить схемы и предотвратить заболевания?

Ответы детей. Добавить картинки (мытые фрукты, мыло, кипяченая вода, мед. маска)

Воспитатель. Микроорганизмы не опасны, если мы будем выполнять несложные правила.

1. Мыть руки

2. Есть мытые продукты

3. Пить кипяченую воду

4. Не общаться с больными людьми

Мы закончили работу в нашей лаборатории «Детских открытий». Скажите, понравилось ли вам работать в лаборатории?

 

Используемая литература:

«Здоровей-ка в гостях у малышей», изд. Пермь, 2005г.;

А.И.Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду», М., СФЕРА, 2005г.;

Г.К.Зайцев «Уроки Айболита», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999г.;

Р.Ротенберг «Расти здоровым», М., Физкультура и спорт, 1993г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Будь осторожен с огнем» Цель: Изготовление с детьми поделки «Огнетушитель». Задачи: 1. Познакомить...

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма» Актуальность: В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями, в которых они живут, как...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»

Конспект игровой ситуации (КГН) «Научим Машу правильно мыть руки»