Конспект образовательной деятельности по авторской программе ДОУ
«Формирование основ здорового образа жизни»
Тема: «Нос – орган обоняния»

(для детей дошкольного возраста 6-7 лет)

Пояснительная записка.

Последние годы по результатам медицинских исследований наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными патологиями в развитии ЛОР - органов, осанки, речи и функциональных нарушений со стороны внутренних органов.

Все мы взрослые: педагоги, родители хотели бы видеть наших детей здоровыми, как можно меньше болеющими и выросшими крепкими духом и здоровым телом. Но как научить детей ценить свое здоровье, сохранять его? Нам взрослым необходимо самим осознать ценность здоровья - как главное богатство. Поэтому, надо как можно раньше говорить детям о значимости сохранения и укрепления здоровья, дать понятия, насколько это важно в их будущем.

Если разбудить у ребенка интерес и желание беречь и укреплять собственное здоровье, то он обязательно будет прислушиваться к своему организму.

Целью данной деятельности является, формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

И решаются такие задачи:

- познакомить детей с анатомическим строением носа человека, его функциями;

- познакомить со средствами и способами защиты дыхательных органов;

- учить сохранять и укреплять свое здоровье.

Конспект образовательной деятельности предназначен для детей от 6 до 7 лет, адресован педагогам ДОУ, но им могут воспользоваться учителя начальных классов, которые интересуются вопросами здоровья.

Образовательную деятельность рекомендуется проводить в игровой форме или в форме практической лаборатории, с применением наглядного материала. Данная деятельность поможет познакомить детей с анатомией строения человеческого носа, с его функциями, научит сравнивать с обонятельным органом животного (собаки). Включен метод экспериментирования, который дает возможность делать определенные выводы об изучаемом предмете. В образовательной деятельности используются дыхательные упражнения и точечный массаж носа.

 

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Нос – орган обоняния»

 

Цель:

Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить детей с анатомическим строением носа человека, его функциями, назначением и взаимосвязи с другими органами;

2. Познакомить детей с индивидуальными средствами защиты дыхательных органов.

Оздоровительная:

1.Научить детей методу точечного массажа носа и дыхательной гимнастики;

2.Учить сохранять и укреплять свое здоровье.

Развивающая:

1. Развивать и обогащать словарный запас детей;

2. Учить высказывать свою точку зрения;

3. Развивать мышление, воображение.

Воспитательная:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к высказываниям друг друга.

Предшествующая работа:

Рассмотреть с детьми познавательную литературу по теме «Человеческий организм»; обратить внимание на состояние своего здоровья.

Словарная работа:

Обоняние, орган, дегустатор, аромат, респиратор, противогаз, ядохимикаты, отоларинголог (лор).

Материал:

Картинка с изображением человеческого носа в разрезе; коробка с предметными картинками (роза, шишка, кубики, маска, машинка и др.); освежитель воздуха с ароматом «Лесных ягод» или «Пихты». Стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: давленый чеснок, растворимый кофе, цедра апельсина, тертый огурец, давленый лук, ватки с ароматами духов; гигиенические палочки, противогаз, респиратор, медицинская повязка.

Ход образовательной деятельности.

До начала занятия воспитатель распыляет освежителем воздуха в группе (аромат земляники или пихты), для создания проблемной ситуации и вместе с детьми рассуждает о запахе, который присутствует в группе.

- Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Что он вам напоминает?

- А с помощью какого органа вы это определили? (с помощью носа)

- Давайте я вам расскажу об этом удивительном органе – носе.

Воспитатель предлагает детям отправиться «в путешествие», в глубь человеческого организма, используя схему строения носа.

Краткая информация воспитателя детям.

- Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).

- Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).

- Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.

Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «дегустаторов», но

перед началом игры проводит обучение детей дыхательным упражнениям.

(Уточнить с детьми значимость этих упражнений.)

№1 Упражнение: «Ладошки»

И. п.: стоять ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки раздвинуты к зрителю.

На счет: «Раз» - делаем хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно с движением – шумно (на всю комнату) шмыгаем носом. Вдох делаем резкий, короткий, активный. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или через рот (кому как удобно). (Повторить несколько раз.)

№2 Упражнение: «Обними плечи»

(Вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти».)

И. п.: стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет: «Раз» - «Швырнули» руки на встречу, друг к другу до отказа – вдох (руки сойдясь локтями, образовали с телом треугольник). Сразу же после этого согнутые в локтях руки сами разошлись в стороны. Но не так широко, как в и.п., образуя как бы квадрат локтями. При этом - выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот. (Повторить несколько ра.з)

№3 Упражнение: «Нос в бок»

Массаж носа в стороны, вверх-вниз.

№4 Упражнение:

«Пение носом» - глубокий вдох, на выдохе произносить звук: «М-м-м»

Воспитатель приглашает детей к игре «Дегустаторы». (На столе расставлены стаканчики с наполнителями и накрыты крышками, чтобы не улетучивался запах: сок чеснока, лука, огурца, кофе, цедра апельсина.)

Игра –эксперимент «Дегустатор».

- Ну, что уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).

- Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить «новые» ароматы.

(На столе расставлены стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: сок чеснока, огурца, лука, цедра лимона, раствор кофе, ватки с ароматами духов. Также стоит баночка с гигиеническими палочками).

Дети окунают в стаканчик палочку и определяют аромат: какой он, что можно сделать с этим ароматом, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т.д. Затем другой палочкой определяют аромат из другого стаканчика и т.д.

Воспитатель с детьми обсуждает запахи их применение и назначение.

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Настоящие «дегустаторы» и обоняние хорошо у вас развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)

Краткая информация воспитателя детям.

- В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.

- Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т.д.)

Знакомство с индивидуальными средствами защиты.

Воспитатель показывает на другом столе различные виды защитных масок: мед. повязка, респиратор, противогаз.

- Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, воспитатель уточняет)

1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.

2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.

3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.

- Тяжело дышится в этих масках, но зато, какая это защита.

- Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.

Эксперимент.

- Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.

Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».

- Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)

Воспитатель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.

Расширение знаний о предмете (нос) в форме беседы.

(С помощью картинки с изображением носовой полости дети знакомятся с взаимосвязью с другими органами: глаза, уши, горло)

- Нос связан и с другими органами. Сколько различных ходов в носовой полости. Воздух попадает в легкие через глотку, и поэтому надо стараться дышать через нос, а не через рот, т.к. грязные частички, микробы, находятся в воздухе, застревают в начале носового отверстия и смазываются слизью. Накопившуюся слизь мы высмаркиваем в носовой платок, а еще воздух, проходящий через носовой проход, прогревается и попадает в легкие уже теплым.

Эксперимент.

- Попробуйте подышать, сделайте сначала несколько вдохов ртом, а потом носом. Когда воздух был теплым? (когда вдыхаем через нос)

- Посмотрите, как все связано. Если заболел нос: плохо дышит, все проходы забиты, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)

Обсуждение проведенного эксперимента.

- Если не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла; и в ушную раковину вызывая болезнь – отит, а у глаз – конъюнктивит.

- Как решить проблему со здоровьем? (Придется обратиться к врачу – отоларингологу (к лору), чтобы вылечить ухо, горло и нос; и к врачу – окулисту, чтобы вылечить глаза.)

Обучение точечному массажу.

- Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.

(Воспитатель показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).

- После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.

- И в заключение нашего «путешествия», я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку (в коробке лежат картинки с изображением различных предметов: роза, шишка, кубики, машина и др.)

- Давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами (разбирая предметные картинки с детьми, воспитатель еще раз напоминает детям правила обращения со своим организмом, как заботиться о своем здоровье).

- Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и нужный орган – нос. И недаром в народе говорят:

«Береги нос в большой мороз»

«Держи нос по ветру»

«Всякая птица своим носом сыта»

«Нос задирает, а в голове ветер гуляет»

«Не видеть дальше своего носа» и т.д.

- Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим здоровьем.

 

Список использованной литературы:

1. М.Н.Щитинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» (издательство: АЙРИС ПРЕСС, Москва 2007г.)

2. Энциклопедия «Тело человека» Вкус и обоняние (издательство: ООО « Де Агустини» 2007г.)

3. Энциклопедия «Все обо всем» Мое тело (издательство: «АСТ», Москва 2002г.)

4. Энциклопедия для детей «Тело человека» (издательство: «Махаон» Москва 2008г.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой…

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка...

Конспект педагогического мероприятия с детьми «Дружат дети на планете»

Конспект педагогического мероприятия с детьми «Дружат дети на планете»

Читайте также

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

НОД познавательно – исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к…

НОД познавательно–исследовательской деятельности с детьми в подготовительной к школе группе «Байкальская нерпа» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: Познакомить...

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...