Конспект опытно-экспериментальной деятельности по теме:
«Зачем нужна вода»
Пояснительная записка.
Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности.
Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью – это и является нашей главной задачей.
Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий.
В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Цель: Создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя первооткрывателем в окружающем мире: открывал новое в знакомом и уже знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности. Объяснить, что разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью.
Задачи:
1. Уточнять и расширять представления детей о взаимосвязи человека с внешней средой.
2. Объяснить зависимость человека от воды.
3. Продолжать учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
4. Воспитывать бережное отношение к природной среде.
Конспект опытно - экспериментальной деятельности рекомендую для педагогов детского сада, работающих на группах старшего возраста и педагогам начальных классов. Данную деятельность я посвящаю воде - одному из главных компонентов нашей природы. Мы все хорошо знакомы с водой: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи; пуская в ручейке кораблики; плескались на речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше: познакомимся с разнообразием воды, зачем она нужна человеку, животным, всему живому. Задумаемся о том, сколько человек сможет обходиться без воды; как мы можем помочь природе предотвратить экологическую катастрофу.
Начинается вода с понятия «капля», а заканчивается понятием «океан».
От воды зависит жизнь людей, растений, животных. От человека - судьба воды на планете. Вода присутствует в сложных природных явлениях: гроза, радуга, метель, лёд. Человек должен научиться её видеть, обладать обширными знаниями о природных явлениях.
Конспект образовательной деятельности «Зачем нужна вода»
Цель:
Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.
Задачи:
Образовательная:
Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям, почему её нужно охранять. Познакомить детей с водными способами закаливания.
Развивающая:
Учить охранять, понимать ценность, важность воды. Развивать внимание, связанную речь, умение сравнивать, делать выводы.
Воспитательная:
Познакомить детей с водными способами закаливания. Учить заботиться об экологическом состоянии своего места жительства.
Оборудование:
Атрибут «Пароход», веревки (ручеёк), графин с водой, газированная вода, сок, рыбки - игрушки, аудиозапись «Звуки моря».
Демонстрационный материал:
Глобус, плакат «Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим», иллюстрации "Жители океана».
Раздаточный материал:
Стаканчики, соломки, фломастеры, круги из бумаги.
Предшествующая работа:
Опытническая работа «Вода и её свойства», игры с водой.
Словарная работа:
Глобус, очистные сооружения, фильтры, лаборатория, жажда, трап.
Ход деятельности.
Воспитатель предлагает детям:
- Ребята! Вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать:
Не конь, а бежит,
Не мельница, а шумит. (вода)
- Сегодня я хочу поговорить с вами о воде. Посмотрите, что у меня в руках? (показывает глобус)
- А какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)
Голубым цветом отмечены все моря, реки и океаны, которые состоят из воды. (Воспитатель с детьми рассматривает глобус).
- А сейчас я приглашаю вас путешествовать. На чем вы желаете отправиться? (Дети предлагают: на самолёте, на поезде, на машине и т.д.) А на пароходе вы когда-нибудь плавали? (ответы детей)
Тогда я вас приглашаю к трапу.
Игра – путешествие «По морю»
Дети усаживаются на стульчики, атрибут «Пароход». Звучит музыка.
- Закрываем глаза и представим, что мы плывем по морю. Чайки летают над нами, солнце жаркое светит…
- Кто живёт в воде? (ответы детей)
- А ещё в нём живут осьминоги, устрицы, мидии, кальмары. Какое это чудо - вода! Можно ли употреблять морскую воду человеку, почему? (Вода в морях и океанах соленная)
- Посмотрите внимательно на глобус, как вы думаете, что обозначают тонкие извилистые голубые полоски? Правильно, это изображены наши реки: большие и маленькие. И только воду из этих рек мы можем пить. Она проходит через специальные очистные сооружения и фильтры, а затем по трубам попадает к нам в квартиры.
- Вот мы незаметно подплыли к берегу, осталось только перепрыгнуть через ручеёк и окажемся на зелёном лугу.
Физ. минутка "Перепрыгни через ручеек"
Затем дети садятся на ковер.
- Посмотрите, какой зелёный луг, сколько красивых цветов. Давайте подышим и насладимся ароматами зелёной свежести и цветов.
Дыхательная гимнастика.
- А чем вода полезна для здоровья? (Ответы детей: баня, закаливание, приготовление блюд и т.д.)
- Правильно, человек без воды не сможет прожить даже двух суток - погибнет от жажды. Ведь в нашем организме тоже есть жидкость. Когда очень жарко у нас выделяется пот, одежда увлажняется - это выходит вода.
- А кто ещё не может обходиться без воды? (Ответы детей: животные, насекомые, птицы, растения)
- А как нужно беречь и охранять воду? (размышления детей)
- Молодцы, а сейчас я приглашаю вас в лабораторию, для этого нужно надеть белые халаты и шапочки. (Дети имитируют действия)
Игра - эксперимент.
Дети проходят к столам, на которых стоят стаканчики накрытые полотенцем (с соком, газированной и простой водой под номерами 1;2;3).
- В этих стаканчиках налит напиток, предлагаю вам, попробовать его и сказать что это?
- Правильно, это газ.вода. А можно ею утолить жажду? А почему?
- Совершенно верно, она очень сладкая и после неё опять хочется пить.
- Попробуйте напиток из следующих стаканчиков. (Дети пробуют на вкус из стаканчиков под номерами 2, а затем 3.)
- А чем можно утолить жажду? (простой водой, которая очень полезна для нашего организма, в ней много минеральных веществ и железа)
- Скажите, а можно из газированной воды сварить суп? А почему? Вскипятить чай? Сварить компот? А можно в ней купаться или мыться?
Дети делают выводы, что только из чистой питьевой воды можно сварить суп, вскипятить чай, сварить компот и т. д.
Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
(по ассоциациям)
Пушистая - снег,
скользкая - лёд,
смешная - снеговик,
горячая - чай,
высокая - сугробы,
круглая– снежок,
вкусная– морс, газировка, компот и т.д.
Дети подходят к мольберту с плакатом "Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим".
- Ребята, посмотрите, как загрязняют наши реки, озёра, моря и океаны. Давайте посмотрим, что губит наши водоёмы. (Воспитатель с детьми рассматривает плакат)
Работа детей за столом.
- А сейчас предлагаю вам нарисовать знаки, которые помогут сохранить наши реки и моря от загрязнений. Для этого я приготовила для вас бумагу и фломастеры.
- Молодцы, очень интересные знаки получились, я предлагаю подарить их нашим малышам, чтоб они знали, как нужно заботиться о нащей природе, водоёмах. Ведь мы теперь с вами знаем какое это чудо – вода!
Вода – это радость Земли,
Вода – это счастье Земли,
Вода – это чудо Земли,
Воду ты всегда береги!
Список используемой литературы:
1. Ковинько "Секреты природы – это так интересно", 2007 г.
2. Журнал "Обруч", № 7, 2007 г.
3. С.Н. Николаева "Воспитание экологической культуры".
Читайте также |
---|
Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»
Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...