Конспект опытно-экспериментальной деятельности по теме:
«Зачем нужна вода»

Пояснительная записка.

Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности.

Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью – это и является нашей главной задачей.

Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий.

В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Цель: Создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя первооткрывателем в окружающем мире: открывал новое в знакомом и уже знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности. Объяснить, что разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью.

Задачи:

1. Уточнять и расширять представления детей о взаимосвязи человека с внешней средой.

2. Объяснить зависимость человека от воды.

3. Продолжать учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

4. Воспитывать бережное отношение к природной среде.

Конспект опытно - экспериментальной деятельности рекомендую для педагогов детского сада, работающих на группах старшего возраста и педагогам начальных классов. Данную деятельность я посвящаю воде - одному из главных компонентов нашей природы. Мы все хорошо знакомы с водой: не раз шлепали под дождем, разбрызгивая лужи; пуская в ручейке кораблики; плескались на речке или в море. Но давайте приглядимся к ней получше: познакомимся с разнообразием воды, зачем она нужна человеку, животным, всему живому. Задумаемся о том, сколько человек сможет обходиться без воды; как мы можем помочь природе предотвратить экологическую катастрофу.

Начинается вода с понятия «капля», а заканчивается понятием «океан».

От воды зависит жизнь людей, растений, животных. От человека - судьба воды на планете. Вода присутствует в сложных природных явлениях: гроза, радуга, метель, лёд. Человек должен научиться её видеть, обладать обширными знаниями о природных явлениях.

 

Конспект образовательной деятельности «Зачем нужна вода»

Цель:

Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.

Задачи:

Образовательная:

Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям, почему её нужно охранять. Познакомить детей с водными способами закаливания.

Развивающая:

Учить охранять, понимать ценность, важность воды. Развивать внимание, связанную речь, умение сравнивать, делать выводы.

Воспитательная:

Познакомить детей с водными способами закаливания. Учить заботиться об экологическом состоянии своего места жительства.

Оборудование:

Атрибут «Пароход», веревки (ручеёк), графин с водой, газированная вода, сок, рыбки - игрушки, аудиозапись «Звуки моря».

Демонстрационный материал:

Глобус, плакат «Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим», иллюстрации "Жители океана».

Раздаточный материал:

Стаканчики, соломки, фломастеры, круги из бумаги.

Предшествующая работа:

Опытническая работа «Вода и её свойства», игры с водой.

Словарная работа:

Глобус, очистные сооружения, фильтры, лаборатория, жажда, трап.

 

Ход деятельности.

Воспитатель предлагает детям:

- Ребята! Вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать:

Не конь, а бежит,

Не мельница, а шумит. (вода)

- Сегодня я хочу поговорить с вами о воде. Посмотрите, что у меня в руках? (показывает глобус)

- А какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)

Голубым цветом отмечены все моря, реки и океаны, которые состоят из воды. (Воспитатель с детьми рассматривает глобус).

- А сейчас я приглашаю вас путешествовать. На чем вы желаете отправиться? (Дети предлагают: на самолёте, на поезде, на машине и т.д.) А на пароходе вы когда-нибудь плавали? (ответы детей)

Тогда я вас приглашаю к трапу.

Игра – путешествие «По морю»

Дети усаживаются на стульчики, атрибут «Пароход». Звучит музыка.

- Закрываем глаза и представим, что мы плывем по морю. Чайки летают над нами, солнце жаркое светит…

- Кто живёт в воде? (ответы детей)

- А ещё в нём живут осьминоги, устрицы, мидии, кальмары. Какое это чудо - вода! Можно ли употреблять морскую воду человеку, почему? (Вода в морях и океанах соленная)

- Посмотрите внимательно на глобус, как вы думаете, что обозначают тонкие извилистые голубые полоски? Правильно, это изображены наши реки: большие и маленькие. И только воду из этих рек мы можем пить. Она проходит через специальные очистные сооружения и фильтры, а затем по трубам попадает к нам в квартиры.

- Вот мы незаметно подплыли к берегу, осталось только перепрыгнуть через ручеёк и окажемся на зелёном лугу.

Физ. минутка "Перепрыгни через ручеек"

Затем дети садятся на ковер.

- Посмотрите, какой зелёный луг, сколько красивых цветов. Давайте подышим и насладимся ароматами зелёной свежести и цветов.

Дыхательная гимнастика.

- А чем вода полезна для здоровья? (Ответы детей: баня, закаливание, приготовление блюд и т.д.)

- Правильно, человек без воды не сможет прожить даже двух суток - погибнет от жажды. Ведь в нашем организме тоже есть жидкость. Когда очень жарко у нас выделяется пот, одежда увлажняется - это выходит вода.

- А кто ещё не может обходиться без воды? (Ответы детей: животные, насекомые, птицы, растения)

- А как нужно беречь и охранять воду? (размышления детей)

- Молодцы, а сейчас я приглашаю вас в лабораторию, для этого нужно надеть белые халаты и шапочки. (Дети имитируют действия)

Игра - эксперимент.

Дети проходят к столам, на которых стоят стаканчики накрытые полотенцем (с соком, газированной и простой водой под номерами 1;2;3).

- В этих стаканчиках налит напиток, предлагаю вам, попробовать его и сказать что это?

- Правильно, это газ.вода. А можно ею утолить жажду? А почему?

- Совершенно верно, она очень сладкая и после неё опять хочется пить.

- Попробуйте напиток из следующих стаканчиков. (Дети пробуют на вкус из стаканчиков под номерами 2, а затем 3.)

- А чем можно утолить жажду? (простой водой, которая очень полезна для нашего организма, в ней много минеральных веществ и железа)

- Скажите, а можно из газированной воды сварить суп? А почему? Вскипятить чай? Сварить компот? А можно в ней купаться или мыться?

Дети делают выводы, что только из чистой питьевой воды можно сварить суп, вскипятить чай, сварить компот и т. д.

Дидактическая игра «Какая бывает вода?»

(по ассоциациям)

Пушистая - снег,

скользкая - лёд,

смешная - снеговик,

горячая - чай,

высокая - сугробы,

круглая– снежок,

вкусная– морс, газировка, компот и т.д.

Дети подходят к мольберту с плакатом "Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим".

- Ребята, посмотрите, как загрязняют наши реки, озёра, моря и океаны. Давайте посмотрим, что губит наши водоёмы. (Воспитатель с детьми рассматривает плакат)

Работа детей за столом.

- А сейчас предлагаю вам нарисовать знаки, которые помогут сохранить наши реки и моря от загрязнений. Для этого я приготовила для вас бумагу и фломастеры.

- Молодцы, очень интересные знаки получились, я предлагаю подарить их нашим малышам, чтоб они знали, как нужно заботиться о нащей природе, водоёмах. Ведь мы теперь с вами знаем какое это чудо – вода!

Вода – это радость Земли,

Вода – это счастье Земли,

Вода – это чудо Земли,

Воду ты всегда береги!

 

Список используемой литературы:

1. Ковинько "Секреты природы – это так интересно", 2007 г.

2. Журнал "Обруч", № 7, 2007 г.

3. С.Н. Николаева "Воспитание экологической культуры".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей…

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Сказок» Цель: создать условия для развития логического мышления...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана…

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях» Цель занятия:...

Читайте также

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы…

Информационно – краеведческий проект «Прогулка по родным местам»: «Памятники природы Меленковского края»

Проект «Я служу России!»

Проект «Я служу России!»

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...