Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

«Земля – наш общий дом»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь (социализация)

Образовательные:

- расширить и углубить представление о Земле, о роли человека в его экосистеме (познание, социализация);

- сделать вместе с детьми открытие: Земля – наш общий дом (познание);

- учить детей анализировать, делать выводы (коммуникация);

- упражнять в подборе прилагательных к существительным, построении распространённых высказываний на основе собственных умозаключений (коммуникация).

Развивающие:

- развивать познавательно исследовательскую деятельность (познание);

- развивать детское творчество (художественное творчество);

- развивать координацию речи с движениями, умение действовать в соответствии со словами текста (физическая культура);

Предшествующая работа:

- наблюдения за живой и неживой природой;

- беседы о природе и её роли в жизни человека;

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по теме.

Материал и оборудование: аудиозапись «Звуки природы» (пение птиц, жужжание насекомых, журчание ручья, шелест листьев), глобус, экологические знаки, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.

 

Ход занятия.

Загадка о глобусе

Шар невелик
На нем страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
моря без воды.
(Глобус)

Воспитатель:

Вы знаете, что глобус- это уменьшенная модель Земли. Вы и я, и ещё много людей живёт на Земле. А кроме людей на ней живут бабочки и птицы, рыбы и животные. Вот и выходит, что земля, земной шар – это действительно наш общий дом. Общий дом для вас и черепахи, для крокодила и кита, для берёзы и красивых цветов. Всем хватает место в нашем доме.

У нас над головой одна общая крыша – небо. У нас под ногами один общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех великанская лампа, она же печка – солнце.

Воспитатель: Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля.)

- Наш общий дом — это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты — Венера, Марс, Юпитер и т.д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды.

Земля — это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели.

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Аудиозапись «Звуки природы» (пение птиц, жужжание насекомых, журчание ручья, шелест листьев).

С незапамятных времён людям не давали покоя вопросы – какова она, Земля, есть ли у неё начало и конец? Одни считали, что Земля и, правда – это дом.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете большая ли наша Земля?

Дети: - Да.

- Большая.

Воспитатель:

Так думал и Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт, когда впервые готовился к взлёту в космос

Воспитатель:

А взглянул из космоса и увидел: не так – то она и велика наша Земля.

На космическом корабле её облететь всего за полтора часа можно! Так, что мы, земляне, этот наш общий дом должны любить и беречь.

Ребята, а как мы с вами можем помочь своей планете остаться красивой и щедрой, как сохранить её жизнь?

Дети:

- Надо беречь природу.

- Заботиться о животных и птицах.

- Не уничтожать насекомых.

- Сажать деревья, кусты, цветы.

- Не загрязнять воду.

Воспитатель:

Наш дом родной, наш общий дом,- Земля, где мы с тобой живём! Ты только посмотри вокруг: Тут – речка, там – зелёный луг. В лесу дремучем не пройдёшь, Воды в пустыне не найдёшь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой… Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть – Леса, и горы, и моря, Всё называется Земля! А если в космос ты взлетишь, То из окна ракеты. Увидишь шар наш голубой, Любимую планету!

А теперь давайте с вами посмотрим на модель нашей планеты, и вы поможете определить места материков на ней. Как мы назовём модель Земного шара?

Дети: ГЛОБУС.

Воспитатель: И первый мой вопрос такой: - Так почему же голубой. Наш общий дом, наш шар Земной?

Дети: потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода. Воспитатель: Из недр Земли забил родник, Ручьём хрустальным ставший вмиг.… Спешат ручьи, вперёд бегут, И вот рекой уже текут! Река течёт не как - нибудь, А прямо к морю держит путь.… И море, как огромный рот, Все воды рек в себя вольёт! Ну а потом их примет сам Необозримый океан! И он омоет шар Земной.

Повсюду, где бежит вода.

Цветет земля, цветет страна…

- Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.

Я — капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

(земляника)

Под сосною у дорожки

Я стою среди травы.

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы.

(гриб)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери.

Но ко мне не ходят звери.

(еж)

На луговой клеверок

Опустился вертолет.

Золотистые глаза.

Отгадайте, кто я?

(стрекоза)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.

(одуванчик)

Вильну хвостом туда-сюда,

И нет меня, и нет следа.

(рыба)

Я — пятнистая букашка.

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

(божья коровка)

У меня четыре лапки,

Лапки ЦАП-царапки,

Пара чутких ушей,

Я — гроза для мышей.

(кошка)

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

(летучая мышь)

Что же это за девица.

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ель)

- Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

- Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!

Физминутка «Лес»

Ветер зимний лес качает,
вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон -
зашумел ветвями он.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.

 

Экологические знаки

Детям показываются символы - экологические знаки с подробным объяснением основных экологических понятий.

Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.

А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.
Долго можно обойтись без воздуха? А мы видим воздух? Показать воздух в воде.
Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.

Нам уже пора возвращаться в детский сад. Но сначала давайте посмотрим, что произошло с водой?

 

Игра с озером

Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А, уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки.
Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду).

 

Опыт «Фильтрация воды»

Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр, после чего следует разъяснение сути очистки воды и важности подобных процессов для человека.

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?
Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.

Воспитатель:

Ребята посмотрите на нашу планету - на наш общий дом и скажите, какой он?

Дети:

- красивый, цветущий, щедрый, любимый, зелёный, богатый.

Воспитатель:

Наша планета действительно очень красивая. Даже страшно подумать, что эта красота может исчезнуть навсегда. Как вы думаете, почему?

Дети:

- Потому, что люди вырубают деревья.

- Загрязняют реки, озёра.

- Отлавливают животных, птиц, рыбу.

- Загрязняют воздух.

Воспитатель:

Ребята, я уверена, что вы не допустите этого и сейчас и в будущем сделаете всё, чтобы наша планета оставалась общим домом.

Смотрю на глобус — шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим — не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус — шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Ребёнок:

Давайте будем беречь планету

Другой такой ведь на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым

В обиду её никому не дадим.

Итог:

Воспитатель:

Ребята, так скажите, кто живет на Земле? Вы поняли, для кого Земля является общим домом?

Дерево, животное, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы погибнем как они.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход»

Конспект занятия по ПДД «Маленький пешеход» (Старший дошкольный возраст) Программное содержание: Уточнить представление детей об улице, о перекрестке, проезжей части, тротуаре. Закреплять знания о...

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь»

Семинар - практикум для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» Цель: построение эмоционально - доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте»

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте» Паспорт проекта. Тип проекта: комплексный.Продолжительность проекта: учебный год.Участники проекта: педагоги, воспитатели, дети старшей...