Непосредственно – образовательная деятельность с детьми средней группы по экологическому воспитанию
«Знакомство с глиной, что нам подарила природа»

Содержание

1. Пояснительная записка к НОД.

1.1. Тема непосредственно - образовательной деятельности «Знакомство с глиной, что нам подарила природа». Тема экологии в настоящее время очень актуальна, современные дети много знают о предметном окружении, получают в свой словарь новые термины и иностранные слова, но всё меньше получают знаний о природном окружении.

1.2. Цели и задачи НОД, поэтапное его проведение.

2. Основная часть

2.1. Конспект проведения комплексной НОД с использованием различных методов и форм. Комплексная НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» включает в себя: экологическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, экспериментальную деятельность.

3. Заключительная часть

3.1. Итог НОД, какие цели и задачи удалось решить.

3.2. Рекомендации педагогам.

4. Список литературы

5. Приложение

 

Пояснительная записка

Конспект НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» составлен в соответствии с задачами комплексной программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой 2010 г. издания № 6.

НОД направлена на экологическое воспитание дошкольников. Тема экологии в современном мире очень актуальна. Экологическое воспитание детей начинается с раннего возраста. В России 2013 год объявлен годом экологии.

Основная цель НОД: познакомить детей с глиной, способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.

Задачи: воспитывающая – воспитывать эмоционально - эстетические чувства, замечать красоту природы;

образовательная - познакомить детей со свойствами глины (сухая - твёрдая, крошится; мокрая - мягкая, липкая, мажется)

развивающая - расширить представления детей об окружающем мире, природном окружении.

Поэтапное проведение НОД:

1 этап вступительный: рассказ воспитателя о глине, способах её добычи с использованием наглядного материала;

2 этап практический: изучение свойств глины в экспериментальной деятельности;

3 этап заключительный: подведение итога НОД.

Описание условий реализации программы НОД:

Цели и задачи НОД соответствуют возрастным особенностям детей 4-5 лет.

Весь материал, предлагаемый детям, основан на научной основе (свойства глины). Материал построен логически: от простого к сложному, от известного к новому.

НОД проводится в групповой комнате. Групповая комната просторная, светлая, хорошо проветренная. Комната поделена на три части:

1 часть - расположен демонстрационный материал: картины с изображением мест добычи глины, глина (в её натуральном виде), посуда из глины, игрушки из глины.

2 часть - место для проведения физкультминутки.

3 часть – место с подготовленными атрибутами для проведения экспериментальной деятельности: миска с водой, ёмкость для замачивания глины, салфетки для вытирания рук. Подведение итога НОД.

В НОД участвуют дети средней группы в количестве 20 человек. Длительность НОД соответствует требованиям Сан.Пина 2.4.1.3049-13 и составляет 20 минут. Физкультминутка проводится 2 раза, чтобы избежать утомляемости детей.

В процессе НОД используются различные методы и приёмы:

- наглядный: рассматривание картин, куска глины, изделий из глины;

- практический: экспериментальная деятельность;

- словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;

Предварительная работа:

1. Чтение сказки про глину «Кто самый любимый?» (приложение4).

2. Наблюдение на прогулке за глиной (приложение 5).

3. Посещение этнографического музея «Русская изба» МДОУ «Тополёк» (приложение 3).

4. Рассматривание изделий из глины (приложение 6)

5. Словарная работа: закрепление в словаре детей слов: глина, крынка,

игрушка – свистулька, карьер, вязкая, липкая, бульдозер, массив.

6. За день до проведения НОД проводится мониторинг знаний детей по данной теме (приложение №1).

После проведения НОД (через день) проводится итоговый мониторинг усвоения детьми полученных знаний, выявляется эффективность проведения данного НОД (приложение 2).

Ожидаемый результат:

В процессе НОД дети узнают:

1. Что такое глина;

2. Узнают свойства глины;

3. Умеют различать пластилин и глину;

4. Узнают материалы из которых сделаны предметы (глина, стекло, пластмасса, дерево).

 

Основная часть: проведение НОД

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Я вам расскажу о чудесном даре природы – глине. Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?

Дети: Да.

Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.

Воспитатель: Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Дети, а как вы думаете, кто помогает человеку в добыче глины?

Дети: Машины…

Воспитатель: Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.

Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.

Воспитатель: Такое место называется карьер. Специальные машины везут глину на предприятие, где её очищают от камней и мусора. Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она глина.

Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.

Воспитатель: Дети, какого она цвета?

Дети: Рыжая, красная…

Воспитатель: Правильно дети, это красная глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.

Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины: посуду, игрушки.

Воспитатель: Дети, что вы видите?

Дети: Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…

Воспитатель: Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?

Дети: Яркие, цветные (называют цвета)

Воспитатель: Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.

Рассматривание куска глины.

Воспитатель: Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте.

Какая глина?

Дети: Жёсткая, крошится, твёрдая…

Воспитатель: Она липкая, мажется?

Дети: Нет.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент: намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.

Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.

Воспитатель: А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.

Физкультминутка (проводится 2 раза)

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)

Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Как она поменяла свои свойства. Дети, что изменилось?

Дети: Она намокла.

Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?

Дети трогают глину руками.

Дети: Мягкая, липкая, мажется…

Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неё различные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду), игрушки, украшения.

Дети: Всё это из глины?

Воспитатель: Да дети, глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Итог:

Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?

Дети: В музее, где добывают глину, в мастерской, на природе…

Воспитатель: А что вы узнали о глине?

Дети: Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…

Воспитатель: И конечно же очень полезная человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины игрушки, а потом подарим их малышам.

 

Заключительная часть: выводы по проведению НОД

В ходе НОД были выполнены основная цель и задачи, поставленные перед воспитателем. Дети получили достаточный объём знаний по данной теме, с интересом изучали свойства глины. У детей появилось желание лепить и творить из этого природного материала. Экспериментальная деятельность, включенная в комплексную НОД, не только заинтересовала детей, но и дала им представления о природном окружении, расширила круг их знаний. Использование физкультминутки приободрило детей и снизило их утомляемость.

После проведения НОД дети проявили интерес к глине и спрашивали, когда будет следующее «путешествие», что свидетельствует о том, что эта тема их заинтересовала.

По данным мониторинга положительная динамика от проведения НОД составила 24%, то есть НОД прошла успешно.

 

Рекомендации:

1. При подготовке к НОД необходимо тщательно подобрать нужный материал, провести предварительную работу с детьми, обеспечить помощь младшего воспитателя;

2. Во время практической части особое внимание надо обратить на то, чтобы каждый ребёнок смог потрогать глину и определить её свойства;

3. В беседе с детьми нужно сделать акцент на то, что глина природный материал;

4. При подведении итога надо вспомнить о свойствах глины и её качествах.

 

Список литературы

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

2. «Экологическое воспитание детей» автор Бондаренко Т.М.

3. «Экологическое воспитание в детском саду» автор Соломенникова О.А.

4. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» автор Соломенникова О.А.

5. «Юный эколог» автор Николаева С.Н.

6. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе» автор Кокуева Л.В.

7. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет» авторы Вострухина Т. Н., Кондыринская Л.А.

8. «Добро пожаловать в экологию» автор Воронкевич О.А.

9. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» авторы Николаева С.Н., Комарова И.А.

10. «Экологическое воспитание дошкольников . Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет» автор Голицына Н.С.

11. «Живая экология. Программа экологического образования дошкольников» автор Иванова А.И.

12. «Волшебная глина» автор Лобанова В.

13. «Глина с характером» автор Лельчук А.М.

14. http// skolazhizni.ru/ archiveloln- 3583/ 15. www. maaam. ru/detskijsad/

 

 

Приложение 1

Предварительный мониторинг знаний детей.

Результат в %

 

 

 

 

 

 

Вопросы

Знает ли ребёнок что такое глина

Знает ли о свойствах глины

Умеет ли различать пластилин и глину

Знает ли различные материалы из которых сделаны предметы (глиняные,

стеклянные,

пластмассовые,

деревянные)

Перед проведением

НОД

 

12%

 

8%

 

62%

 

20%

 

Приложение 2

Мониторинг, проведённый через день после проведения НОД.

Результат в %

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

 

Знает ли ребёнок что такое глина

Знает ли о свойствах глины

Умеет ли различать пластилин и глину

Знает ли различные материалы из которых сделаны предметы (глиняные,

стеклянные,

пластмассовые,

деревянные)

Перед проведением

НОД

 

12%

 

8%

 

62%

 

20%

После проведения

НОД

 

32%

 

28%

 

79%

 

60%

 

Вывод: Положительная динамика от проведения НОД составила 24%, НОД прошла успешно.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль...

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников…

«Мой край родной, казачий край!» Сценарий досуговой деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения родной...

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний»

Сценарий досуга для старших дошкольников «День Знаний» Ведущий: Ведущий: Здравствуйте, ребята и наши дорогие гости. Вот и пролетело наше лето, веселое, жаркое...

Читайте также

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Проект «Хлеб - всему голова!»

Проект «Хлеб - всему голова!»