Непосредственно образовательная деятельность по «Познанию» в средней группе на тему: «Кто живет в лесу»

Программные задачи:

1. Расширять представления об образе жизни диких животных осенью, о том, как они готовятся к зиме.

2. Развивать целостное восприятие живой природы с различными взаимосвязями внутри мира животных.

З. Закреплять умение составлять разнообразные словосочетания и короткие простые предложения. (Собирает грибы, сушит орехи).

4.Обогащать словарь названиями жилищ диких животных («нора», «дупло», «берлога») и характерных признаков («лиса — хитрая, ловкая», «заяц — трусливый», «медведь - косолапый»).

Активизировать в речи детей названия диких животных. (заяц, еж, медведь, белка, лиса).

5. Продолжать учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

6. Повторить с детьми знакомые пословицы и потешки.

7. Закрепить счет до трех и понятия «узкий» и «широкий».

8. Воспитывать интерес к природе, понимание поведения, повадок животных и доброе отношение ко всему живому.

 

ХОД:

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети. Осень.

Воспитатель. Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Какие изменения происходят осенью в природе?
Дети. Солнце светит меньше. Дни стали короче.

Становится холодно. У деревьев желтеют и опадают листья. Птицы улетают в теплые края.

Исчезают насекомые, звери готовятся к зиме.

Воспитатель. Какое время года наступает после осени?

Дети. Зима.

Воспитатель. Да, ребята, после осени наступает зима. Лесные звери готовятся к зиме.

А давайте отправимся в лес и посмотрим, как же они это делают.

(Звучит музыка Антонио Вивальди «Осень».)

Под музыку в группу вбегает Красная шапочка.

Красная шапочка. Здравствуйте ребята. Вы меня узнали? Из какой я сказки?

Дети. Да, ты Красная шапочка.

Красная шапочка. Ребята, я слышала, что вы собираетесь в лес

Возьмите меня, пожалуйста, с собой. Ведь я живу в сказке и никогда не была в настоящем осеннем лесу.

Воспитатель. Конечно возьмем, Красная шапочка.

Дети, осенью в лесу холодно, и нам нужно одеться потеплее. Что мы с вами наденем сначала?

Дети. Брюки, носки, ботинки, свитер, шапочку и куртку.

(Дети руками имитируют одевание на улицу.)
Воспитатель. Молодцы ребята! Все оделись и теперь можно отправляться в путь.

Крас. шапочка. Ой, ребята, я забыла как вести себя в лесу.

Воспитатель. Не переживай Красная шапочка, сейчас дети напомнят тебе о правилах поведения в лесу.

Дети.

1. Нельзя громко кричать в лесу, можно напугать диких животных.

2. Нельзя разжигать костер в неположенном месте, может начаться страшный лесной пожар.

З. Нельзя рвать цветы. Без них не смогут жить пчелы, бабочки и другие насекомые.

4. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, они живые, им тоже больно.

5. Нельзя брать домой диких животных. Они хотят жить у себя дома в лесу.

6. Нельзя разорять муравейники, они приносят большую пользу лесу.

7. Нельзя наступать на мухоморы. Это лекарство для лосей.

(Рассказывая о правилах поведения в лесу, дети используют сюжетные картинки — подсказки.)

Крас. шапочка. Спасибо ребята. Теперь я знаю правила поведения в лесу и не буду их нарушать.

(Дети отправляются в путь, на пути у них две дорожки, разные по ширине.)

Воспитатель. Дети, мы пришли с вами на опушку леса. Посмотрите, в лес ведут две дорожки. Они одинаковые? ... Какие они по размеру?...

Дети. Одна дорожка узкая, другая — широкая.

Воспитатель. По какой дорожке нам будет удобнее идти всем вместе?

Дети. По широкой.

Воспитатель. Очень хорошо; вот давайте мы все вместе, не толкая друг друга пойдем по широкой дорожке.

(Дети идут по дорожке, останавливаются возле елки.)

Воспитатель. Ребята, под елью кто-то шуршит. Хотите узнать, кто это?

Тогда слушайте загадку:

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

Дети . Ежик .

Воспитатель. Правильно, ежик (показываю игрушку).

Бежит, торопится куда-то. Ежик, ежик куда ты так торопишься?
Ежик. Зима скоро, спешу свой дом утеплить.

Ой, как здесь много ребят. Здравствуйте ребята! Ну-ка скажите, чем мне лучше свой домик утеплить?

Дети. Сухими листьями.

Ежик. А как он называется?

Дети. Норка.

Ежик. А скажите мне, ребята, чем я питаюсь?

Дети.

Ежик. Но ведь ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались. Я зимой сплю, нагуляю жир летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Зимой я впадаю в спячку.

Воспитатель. Знаешь, ежик, дети про тебя и пословицу знают.

Дети. Ежа голыми руками не возьмешь. (Спрашиваю 2-3 детей).

Воспитатель. А Сережа приготовил для тебя стихотворение:

У ежей подрос ежонок

Замечательный ребенок.

Но боятся мама с папой

Малыша погладить лапой.

Ежик. Спасибо, ребята, что зашли ко мне в гости, но мне пора убегать. До зимы осталось совсем мало времени, надо успеть доделать свою норку. До свидания, ребята!

Дети.

(Дети идут дальше.)

Воспитатель. Ребята, вчера в лесу был сильный-сильный ветер.

Много сухих деревьев повалилось на землю. Как же нам с вами пройти дальше? Перелезть через деревья мы не сможем, давайте попробуем пролезть под ними. Красная шапочка, покажи детям как это делать. Иди первая.

(Дети поочереди пролезают через гимнастический снаряд.)

Воспитатель (останавливается с детьми возле следующего дерева).

Дети, а кто еще из зверей зимой впадает в спячку?
Дети.

Воспитатель (если дети затрудняются, загадываю загадку).

Кто-то косолапый

По лесу идет

И мохнатой лапой

Он кору дерет.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Правильно, медведь (показываю мягкую игрушку).

Вот он и сам к нам в гости пожаловал. Посмотрите, какой он огромный. Ребята, скажите, а как называются дети медведя?
Дети . Медвежата.

Воспитатель. Чем питается медведь и его детки осенью и летом?
Дети. Ягодами, грибами, жуками, муравьями.

Воспитатель. На зиму медведь не делает запасов. Подумайте, почему?

Дети. Он всю зиму спит.

Воспитатель. Где спит медведь?

Дети. В берлоге.

Воспитатель. Где он ее сделал?

Дети. Под корнями упавшего дерева.

Воспитатель. Натаскал молодых елочек, мха, сухих веток. Зимой берлогу накроет снежное одеяло. Тепло в ней будет медведю.

Воспитатель. Красная шапочка, а наши дети и про медведя пословицы знают.

1) Медведь одну лапу сосет — да всю зиму живет.

2) Два медведя в одной берлоге не живут.

Воспитатель. Красная шапочка, а наши дети еще и стих про медведя знают.

Ходит по лесу медведь

Бродит по лесу медведь ....

Стужа, стужа на носу-

Очень холодно в лесу!

Лес почти совсем раздет:

Ни гнезда, ни птицы нет.

Только ветер стонет, стонет

По тропинкам листья гонит.

Воспитатель. Дети, давайте не будем мешать медведю готовиться к зимнему сну. Пойдем с вами дальше, ведь нас с вами ждут другие звери.

Воспитатель. Дети посмотрите, впереди у нас лесное болото.

А нам нужно пройти через него и не намочить ног. Идти надо по кочкам. Красная шапочка покажи деткам как это делать ... (дети по одному перешагивают по кирпичикам; останавливаются возле елки).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как дрожит еловая веточка. Кто может под ней прятаться? Я, кажется, догадываюсь:

Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко

Любит морковку.

Дети. Заяц.

(Из-под елки достаю зайца.)

Заяц. Здравствуйте ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я красивый. Какого цвета у меня шубка?

Дети. Белая.

Заяц. А какая раньше была?

Дети. Серая.

Заяц. А зачем мне зимой шубку менять? От кого я прячусь?

А как я спасаюсь от лисы и волка?

Дети. Заяц убегает, запутывает следы.

Заяц. А где же мой домик?

Дети. Домик у зайца под кустом. Днем заяц спит в снежной норке, а ночью выходит еду добывать.

Заяц. А что я ем зимой?

Дети. Заяц обгладывает кору с веток опавших деревьев, забирается в сад и лакомится корой яблонь.

Воспитатель. А Карина, зайка, про тебя потешку знает:

- Зайка трусишка

По полю бежал

В огород забежал

Морковку нашел,

Капусту нашел

Сидит, грызет.

Иди прочь-

Хозяин идет.

Воспитатель. А какую пословицу про зайца мы с вами знаем?

Дети. Зайца в поле не догонишь.

Воспитатель. А как в сказках называют зайку?

Дети. Зайка — трусишка.

Воспитатель. Почему его так называют?

Дети.

Воспитатель. А в каких сказках встречается заяц?

Дети. «Лиса и заяц».

Воспитатель. Зайка, а дети знают не только стихи и потешки, они еще умеют играть на полянке в твою любимую игру. Поиграй и ты с ними.

Физкультминутка П/И «Зайка»

(проводится 2 раза).

Заяц. Ой, ребята, что-то я с вами заигрался тут. Слышу я, лиса сюда бежит.

(Убираю зайца, выставляю на пенек лису.)

Воспитатель. А вот и красавица лиса. Ребята, а как в сказках называют лису?

Дети. Рыжая плутовка, лиса — краса, хитрая лиса.

Воспитатель. Лиса зимой, как в валенках, потому что отрастает у нее на лапах густая шерсть и лиса не мерзнет.

Воспитатель. Чем питается лиса зимой?

Дети. Мышей из — под снега достает.

Воспитатель. А давайте вспомним пословицы про лису:

Лиса семерых волков проведет.

Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

Воспитатель. Молодцы ребята, много вы знаете пословиц о

Лесных зверях. А я хочу вам рассказать рассказ

Чарушина «Лиса». Этот писатель очень любил животных и много о них писал. Послушайте пожалуйста.

Чтение рассказа Чарушина «Лиса».

Воспитатель. Ой, ребята, что это упало?

Дети. Шишки.

Воспитатель. Ксюша, сосчитай, сколько шишек упало?
Дети.

Воспитатель. А я кажется, знаю, кто бросил эти шишки.

Послушайте загадку, и вы тоже отгадаете.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет

Сушит на зиму грибы.

Дети. Белка.

Воспитатель. Правильно, белка. Вот она какая.

Белка. Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне в гости.

Посмотрите, какая я красавица! А какая у меня шубка?

Дети. Рыжая, пушистая, мягкая.

Белка. А зимой, какого цвета у меня будет шубка?
Дети. Серая.

Белка. Почему?

Дети. Деревья зимой голые и серые и серая шубка белки не заметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов.

Белка. А чем я буду зимой питаться? Подскажите, какие запасы мне нужно сделать на зиму?

Дети. Белка сушит грибы, орехи прячет в ямки.

Белка. А кто знает, как называется мой домик?

Дети. Дупло.

Белка. Ой, ребята, я наверное в нем зимой замерзну. Как же мне его утеплить?

Дети. Застелить травой и листьями.

Белка. А пословицы про меня вы знаете?

Дети. Белку ловить — ножки отбить.

Белка. Ребята, скажите, а как называют моих детенышей?
Дети. Бельчата.

Воспитатель. Белочка, а дети про тебя еще и потешку знают.

Сидит белка на тележке

Продает она орешки

Лисичке — сестричке

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

Заиньке усатому.

Кому в зобок.

Кому в лапочку.

Белка. Благодарит детей, дети прощаются с ней.

Воспитатель. Ну, вот ребята и закончилось наше путешествие в лес. Нам с вами пора возвращаться в группу. Мы были в лесу, но никого там не потревожили.

(Предлагаю детям сесть на стульчики.)

Воспитатель. Ребята, кого мы с вами видели в лесу? А как назвать одним словом всех животных, которые живут в лесу?

Какие это животные?

Дети. Дикие животные.

Воспитатель (обращаясь к Красной шапочке): Ну, вот Красная шапочка ты вместе с детьми побывала в настоящем лесу и увидела, как звери готовятся к зиме.

Крас. шапочка. Спасибо, ребята, что взяли меня с собой. Теперь я буду знать, кто живет в лесу. Ведь в моей сказке живет только волк. Ребята мне пора возвращаться в свою сказку. А на прощанье хочу угостить вас конфетами.

(Раздает конфеты, прощается, уходит.)

Воспитатель. Ребята, наше занятие закончилось. А сейчас можно взять раскраски

И раскрасить тех животных, которых вы видели в лесу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Ключевая роль в обеспечении национальной...

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей…

Конспект НОД по развитию речи «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе компенсирующей направленности Цели: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; овладение...

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...