Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке»

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

2. Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Приметы зимы».

3. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

4. Обучать детей составлению описательного рассказа по картине.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

3. Развивать у детей умение подбирать однокоренные слова, прилагательные.

4. Развивать творческое воображение, мышление и зрительное внимание.

5. Развивать память.

6. Развивать ручную моторику, тактильные ощущения.

7. Развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

2. Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельности, навык сотрудничества на занятии.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Воспитывать самоконтроль за речью.

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия.

Логопед приглашает детей в группу. В группе тихо звучит запись пьесы П.И.Чайковского

«Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящие полукругом перед мольбертом и

здороваются с логопедом. На стульях лежат предметные картинки.

Логопед предлагает взять предметные картинки в руки.

Логопед: Рассмотрите и назовите картинки.

1-й ребёнок. Снежинка.

2-й ребёнок. Снеговик.

3-й ребёнок. Снегурочка.

4-й ребёнок. Снегирь.

5-й ребёнок. Снежный ком.

6-й ребёнок. Подснежник.

Логопед: вы правильно назвали картинки. Садитесь и подумайте от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежный ком, подснежник?

Дети: Эти слова образованы от слова снег.

Логопед: Вспомните ещё несколько слов, образованных от слова снег?

Логопед убирает предметные картинки и если детям трудно выполнить задание, оказывает помощь.

Логопед: Какую бабу слепили из снега?

Дети:Снежную.

Логопед: Каким станет парк, если его занесёт снегом?

Дети: Заснеженным.

Логопед: Когда идёт сильный снег, как мы называем это явление?

Дети: Снегопад.

Логопед: Молодцы, вы отлично справились!

 

2. Введение в тему занятия:

Логопед: Ребята, когда вы вошли в группу, то слушали пьесу П.И.Чайковского.

Вспомните как называется эта пьеса, о чём она?

Дети: Пьеса называется «Зимнее утро». Эта пьеса про начало зимы.

Логопед спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы П.И.Чайковского

«Зимнее утро» и разговора о снеге?

Дети объясняют, что наступила зима.

Логопед сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, её признаках, зимующих птицах и о зимних забавах детей. Мы рассмотрим картину М.Г. Пишванова «В зимнем парке».

Логопед: А сейчас я предлагаю немного поиграть. Игра на мелкую моторику с шариком

Су Джок.

«Снежный ком» Снежный ком держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю

 

З. Основная часть:

Логопед:   А сейчас предлагаю вам послушать стихотворении о прогулке детей в зимнем парке и о птицах.

Логопед предлагает выйти детям и рассказать стихотворение «В зимнем парке».

В зимнем парке

В парке зимнем, в парке сонном Под периной снежной склоны, Ёлки в шишках, как в серёжках. Мы несёмся по дорожкам -Кто на лыжах, кто на санках, Лепим бабу на полянке.

Удивляются пичуги:

«Что слепили тут подруги?

Вот так баба! Как картина! Вся украшена рябиной!» Высунул язык щенок, Удивленья скрыть не смог.

В парке зимнем нагулялись,

По сугробам навалялись. А теперь домой пора. До свиданья! До утра!

Рассматривание картины М. Пишванова «В зимнем парке» и беседа по ней.

Логопед: Ребята посмотрите к нам пришёл снеговик и принёс нам картину «В зимнем парке» и ещё корзинку с волшебными снежинками-схемами, которые помогут нам составить рассказ о зиме.

Логопед: Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?

Дети: Мы видим детей.

Логопед: Куда пришли дети?

Дети: Дети пришли на прогулку в парк.

Логопед: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Дети: На картине зима, потому что снег лежит на деревьях, земле и кустах.

Логопед: Вот наша первая помощница снежинка.

(на мольберт выставляется логопедом схема «неба»)

Логопед: Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно?

Дети: Небо светлое, чистое, высокое.

Логопед выставляет вторую снежинку-схему «земля».

Логопед: Расскажите о земле. Как она выглядит?

Дети: На земле лежит снег. (Вся земля покрыта снегом, будто «белым одеялом»).

Логопед выставляет третью схему-снежинку «снег».

- вносится ёмкость со снегом.

- дети рассматривают снег.

Логопед: Что вы можете сказать о снеге? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег.

Дети: Снег белый, пушистый, холодный, блестящий, легкий, липкий, мокрый.

Логопед: Если снег блести на солнце - значит он какой? (блестящий)

Если снег сверкает на солнце - значит он какой? (сверкающий) Если снег хрустит под ногами - значит он какой? (хрустящий под ногами снег) Если снег искрится под лучами солнца - значит он какой? (искрящийся) Если снег скрипит под ноги - значит он какой? (скрипящий под ногами снег) Если снег падает на землю - значит он какой? (падающий на землю снег)

Логопед выставляет четвёртую снежинку-схему «дерево»

Логопед: Какие деревья вы видите на картине?

Дети: Слева нарисована рябина с гроздьями красных ягод, а справа - елка, вся в шишках.

Логопед: Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слов деревья.

Дети: Деревья стоят голые, заснеженные.

Логопед выставляет пятую снежинку-схему «птица»,

Логопед: А каких птиц вы видите на картине?

Дети: Мы видим синиц, снегирей.

Логопед: Как вы думаете, какие это птицы?

Дети: Это зимующие птицы.

Логопед: От какого слова образованы слова зимующие?

Дети: От слова зима.

Логопед: Что делают птицы на картине?

Дети: Одна синичка сидит на ветке рябины. Снегирь сидит на еловой ветке и грызёт шишку. Две синички сидят на шляпе и клюют гроздья рябины.

Логопед выставляет шестую снежинку-схему «человек».

Логопед: Что делают дети в парке?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках, лепят снежную бабу.

Выставляется снежинка-схема «одежда».

Логопед: Как одеты дети? Почему?

Дети: Они одеты тепло. Потому что на улице холодно.

Логопед: Кого вы видите на картине слева?

Дети: Мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он катается на лыжах.

Логопед: Кого вы видите на картине справа?

Дети: Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне.

Логопед: Что делает девочка нарисованная в центре картины?

Дети: Девочка лепит снежную бабу.

Логопед: Какая снежная баба?

Дети: Снежная баба большая и красивая. На голове у неё шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена гроздьями рябины, поэтому к ней прилетели птицы. Нос у снежной бабы сделан из морковки.

Логопед: Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нём.

Дети: Рядом со снежной бабой сидит щенок. Он маленький и забавный. Он высунул язык.

Логопед: Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

Дети: Детям нравится гулять в парке, им весело.

Логопед: Какое настроение вызывает картина?

Дети: Картина вызывает радостное настроение.

Логопед: Отлично ребята, мы с вами очень подробно рассмотрели всё, что нарисовал художник на картине.

Логопед предлагает детям немного отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику:

«Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю                 Ритмичные удары пальцами левой

руки, начиная с указательного, по

ладони правой руки.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю                   Ритмичные удары пальцами правой

руки, начиная с указательного, по

ладони левой руки.

Но где же снежинки?                                      На вопрос сжать кулаки, на ответ -

В ладошке вода.                                             разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?                  На первый вопрос сжать кулаки, на

второй -разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...                    Мелкие потряхивания расслабленными

Как видно, ладошки мои горячи.                       ладонями.

 

4. Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов логопеда.

Логопед: С чего мы начнём рассказ?

Дети: Мы начнем рассказ с описания времени года, неба.

Логопед: О чём вы расскажите затем?

Дети: Мы расскажем где лежит снег и какой он. Расскажем о деревьях.

Логопед: О чём буде рассказывать дальше?

Дети: Потом мы расскажем о детях, о том, как и во что они одеты, что они делают.

Логопед: Ещё о ком вы расскажете?

Дети: Расскажем о птицах и о щенке.

Логопед: Чем вы закончите рассказ?

Дети: Мы закончим рассказ описанием настроения детей.

 

5. Ссотавление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

В зимнем парке.

На картине нарисована зима. Небо светлое, голубое, высокое. Снег белый, мягкий, пушистый лежит на деревьях: на рябине, на елке и на всех остальных деревьях вдалеке.

Дети пришли в парк. Они катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу. Слева мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками. Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У неё нос из морковки. На голове большая шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена рябиной, поэтому к снежной бабе прилетели птички. Мы видим снегирей и синичек. Рядом со снежной бабой сидит маленький, забавный щенок.

Дети на картине весёлые. Им нравится гулять в парке.

Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в парке.

 

6. Подведение итогов занятия, оценка работы детей.

Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, что им было интересно делать.

Затем даётся оценка деятельности каждого ребёнка. Браво ребята, мы с вами отлично потрудились. Катя, Настя и Андрей без труда отвечали на мои вопросы полными предложениями. Милена, Даша и Маргарита очень внимательно слушали друг друга, и отлично дополняли ответы товарищей. Им было легко продолжать рассказывать рассказ дальше. Вы просто молодцы, каждый готов был помочь своему товарищу при затруднении. Старались контролировали звуки. Дети оценивают свои ответы на лесенке-чудесенке.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития

Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру Тема моего мастер – класса «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста...

Читайте также

Мастер класс «Богатый урожай»

Мастер класс «Богатый урожай» Овощи и фрукты приносят в дом здоровье в любое время года. И конечно же, чем их больше...

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников

Нрaвственнoе вoспитание дoшкoльников Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и кoнкретного обществa. Мехaнизм нравственного вoспитания:(знания и представления) +...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Развитие труда» с применением ТРИЗ-технологии Цель: формирование уважительного отношения к результатам труда человека...