«Секреты мастеров»
конспект организованной образовательной деятельности по области «Труд»
Программное содержание:
- Приобщить детей к миру взрослых людей и создаваемых их трудом предметов. Ценить предметы материальной культуры.
- Воспитывать нравственное отношение предметам, как результат человеческого труда.
- Закрепить знания детей о разновидностях материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости их назначения.
- Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненного дела, реализации трудового замысла.
Словарная работа: мастер, ремесла, береста, лыка, лоза, солома, чеканка.
Предшествующая работа: беседа, вопросы, рассматривание изделий, украшений, изготовление украшений.
Ход занятия:
- Дети, хотели ли вы хоть ненадолго перенестись на несколько столетий назад и посмотреть, как жили наши предки? Что они знали, что умели? Жаль, что машины времени пока не существует. Но остались старинные вещи, изготовленные руками мастеров, которые могут о многом рассказать. Веками собирались и копились знания. В каждом ремесле вырабатывались свои особые приемы, хранились свои секреты.
Все лишнее, ненужное забывалось, зато то, что выдерживало, испытание временем бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение /показ предметов из бересты, соломы, лозы/. Они на столе покрыты салфеткой.
- Посмотрите, ребята, какие красивые предметы. Они сплетены из лозы, бересты, соломы. В недалеком прошлом предметы, сплетенные из таких материалов, как береста, лоза, лыко, солома занимали большое место в жизни крестьян, охотников, рыбаков.
- Как выдумаете, ребята, почему?
- Потому что без них не могли обойтись ни крестьянин – хлебопашец, ни таежный охотник. Плетенки, корзинки, короба, лукошки – мог сделать каждый крестьянин или мастеровой. Каждый мастер старался сделать свое изделие удобным, добротным, красивым.
Благодаря двойному слою сплетения он становился водонепроницаемым. Этим же способом изготовлялись и крупные емкости для хранения муки, крупы – продукты не плесневели, никогда не заводились в нем жучки или червячки. Из бересты также плели лапти, галоши на валенки. Когда шли на сенокос. То в туесе брали квас, воду. Потому, что в деревянном ведре не понесешь – тяжело, а в туеске не расплещется и долго не нагреется, солнце бересту не пропекает – как древний термос. Долго держали в нем молоко, сметану, творог. Делали чаши, стаканы, солонки.
- Правильно, ребята. Береста пришла в крестьянский дом с глубокой древности. Послушайте до чего ласковое слово смог подобрать народ – туесок – словно в нем
Живет частичка человеческой души. Так оно и есть без души, без чуткости к дереву, лесу – из бересты не сделаешь.
- Вот, посмотрите, ребята, это тоже сделано руками мастера /показ чеканки/. Садитесь, и мы с вами поговорим, о чеканке /дети садятся вокруг стола, на котором лежат предметы из чеканки/.
- Художественная обработка металла в искусстве всех народов занимает почетное место. Именно из металла делали украшения, дорогую посуду /показ альбома/. Но по- настоящему дорогими они становились в результате работы мастера.
Посмотрите на тончайшие узоры этих изделий, они выполнены способом чеканки: сильными ударами особым молотком на поверхности листового металла и шаг за шагом выводился затейливый узор. Как я вам уже говорила, способом чеканки также делали и украшения. Во все времена украшения были неотъемлемой частью жизни людей. При этом они выполнялись, как правило, из очень дорогих материалов.
- Скажите, ребята, какой дорогой материал использовался?
- Золото, серебро, драгоценные камни.
- Для чего человек издавна создавал и использовал украшения?
- Для красоты.
- Ребята, оказывается, раньше украшения служили не только для красоты, а с помощью них человек пытался защитить себя со всех сторон, чтобы ниоткуда не проникла в его тело нечистая сила. Прежде всего, замечаем, что предназначены они для одних и тех же частей тела – закрывают шею, грудь, голову. Значит, украшения как бы оберегали от злых и темных сил. Верили в их чудодейственную силу, обереги.
А от мастера требовалось не только ручная умелость, но и большая наблюдательность, верность традициям, необходимость уметь правильно их расположить, соединить между собой. Поэтому украшения очень берегли и передавали их из рук в руки. От бабушки к дочери, от дочери к внукам. И мне тоже бабушка подарила такие украшения. Я их берегу и храню в этой шкатулке.
- Хотите на них взглянуть? /показ накосника, браслета, колец/. Эти украшения все татарской национальности принадлежат.
- Раньше всех татарские девушки и женщины носили длинные косы. Вот именно в них и вплетались эти накосники. Но они служили не только украшением, а также для того, чтобы у девушки, у женщины была красивая походка, стройная правильная осанка. И каждый шаг ее сопровождался звоном – песней.
- Браслеты делали тоже из драгоценного металла – серебра /дать потрогать/. На нем есть рисунок – это гравировка. Он выполняется специальным острым инструментом. Браслет надевали на запястье. /показ браслета/.
- Что это, ребята? /серьги/.
- Правильно.
- Как вы думаете, из какого материала они сделаны? /из золота/.
- Правильно. Это, ребята, тоже драгоценный металл. Украшением служит гравировка, которая выполнена аккуратно, со вкусом.
- Ребята, скажите, хотелось бы вам иметь такие украшения? /да/.
- Эти конечно я вам дать не могу. Но у меня есть одна идея. Мы с вами можем на некоторое время стать маленькими мастерами и сделать своими руками такие украшения, если постараемся.
У меня есть красивая коробочка, и мы с вами сможем сложить готовые украшения в эту коробочку. И когда они вам понадобятся, вы сможете взять в любой момент и играть с ними.
- Вот, посмотрите, что это у меня в руках?
- Это, ребята, фольга. Именно она нам с вами и подойдет для работы. Она мягкая и пластичная.
- А сейчас все подойдите к своим столам и послушайте задание. Нужно взять шаблоны браслета, накосника, сережек – наложить их на фольгу, обвести карандашом и вырезать их по контуру. Не забудьте, что для сережек надо по две детали. Затем заготовку кладем на фланель /салфетку/, а на нее шаблон узора и обводим палочкой, острым концом. Таким образом мы делаем узор на наших украшениях. А потом я вам помогу скрепить серьги, накосники.
- Сейчас. Вы тихонько начинайте работу. Кому, что не понятно поднимите, руку я помогу.
Читайте также |
---|
Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…
Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Мастер-класс по созданию куклы благополучницы
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»
Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...