«Беседа о перелетных птицах»

конспект организованной образовательной деятельности по области «Познание на основе пальчиковых игр»

Программное содержание:

  • Формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
  • Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, классифицировать птиц на зимующих), и перелетных (ласточка, грач, утка, скворец, цапля, журавль, кукушка, соловей, лебедь) на основе установления связи между характером корма и возможности в его добывании.
  • Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам.

 

Ход занятия:

Дети стоят у доски. Предложить им послушать грамзапись и по окончании ответить на вопрос:

- Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить?

/На доске карточки с изображениями зимующих и перелетных птиц/

- Какие из птиц вам знакомы?

- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой?

/Воробей, ворона, сорока, голубь, синица, дятел, снегирь/

- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

/зимующие, оседлые/

 

Пальчиковая игра «Десять птичек - стайка»

Пойка, подпевай-ка

10 – птичек – стайка

Эта птичка – соловей

Эта птичка – воробей

Эта птичка – совушка

Сонная головушка

Эта птичка – свиристель

Эта птичка – коростылель

Эта птичка – скворушка

Серенькое перышко

Это – зяблик, это – стриж

Это – развеселый чиж

Ну, а это – злой орлан

Птички, птички по домам.

- Перечислите, пожалуйста, птиц, которых не видно было зимой.

/скворец, грач, журавль, цапля, кукушка, утка, соловей, ласточка/

- Как же называются птицы, которые улетают от нас?

- Ребята, а вы любите птиц?

- Тогда назовите их ласково:

(воспитатель называет птиц, а дети называют их ласково)

Журавль – журавушка

Скворец – скворушка

Утка – уточка

Лебедь – лебедушка

Цапля – цапелька

Кукушка – кукушечка

Соловей – соловушка

- Молодцы, что не забыли назвать и водоплавающих птиц. Правильно все водоплавающие птицы относятся к перелетным птицам.

- Как вы думаете, почему?

- А сейчас возьмите прищепки.

 

Пальчиковая игра «Прищепка - гусь»

Вот проснулся

Встал гусенок

Пальцы щиплет

Он спросонок (прищипывание пальцев прищепкой по очереди)

- Куда исчезли эти птицы?

- Правильно, ребята, они улетают в теплые края, а теплые страны находятся очень далеко от нас. Поэтому перелет для птиц бывает тяжелым и не все пернатые могут осилить этот путь и часто погибают. С этой целью за некоторыми редкими видами птиц ведут наблюдение специальные работники. Они окольцовывают т. е. надевают этим птицам колечки с датчиками. И по возвращении они проверяют эти датчики, на которых записан весь полет птицы.

- А сейчас возьмите колечки.

 

Пальчиковая игра «Колечки»

Птичек мы окольцевали

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали,

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы в конце концов

В гнездах вывели птенцов?

- Как вы думаете почему перелетные птицы улетают от нас на зиму?

- Правильно, ребята. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны. Чтобы весной вернуться в родные края.

Предлагаю разложить зимующих птиц на верхний ряд, а перелетных на нижний ряд.

 

Д/игра «Веселый счет»

2 - 3 ребенка считают по очереди: одна зимующая птица

две зимующие птицы

три зимующие птицы и т.д.

- Ребята я вам приготовила небольшой сюрприз – загадку:

(на листочке простым карандашом нарисованы контуры двух зимующих и одной перелетной птицы друг на друге)

Вы должны найти перелетную птицу обвести по контуру и заштриховать.

- Какую перелетную птицу нашли?

- А еще каких птиц увидели?

Предложить накрыть нарисованных птиц ладошкой, а затем выпустить их на волю.

 

Подвижная игра «Выпустим птиц»

Ласточка, ласточка,

- Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну несу.

 

Игра с мячом (дети передают мяч друг другу)

Человек легко находит

Что в природе происходит

- А вы сможете ответить на этот вопрос?

- Солнце – что делает? /светит, греет/

- Ручьи – что делают? /журчат, бегут/

- Снег – что делает? /тает, темнеет/

- Птицы – что делают? /прилетают, вьют гнезда, поют, носят, таскают,

кормят, прыгают, летают, высижывают, ловят,

клюют, откладывают/

 

Игра «Летать»

Педагог говорит начало слова, а дети проговаривают полное слово.

По - летать вы - летать

С - летать пере - летать

Про - летать при - лететь

Игра «Скажи наоборот»

Улететь – прилететь

Залететь – вылететь

Подлететь – отлететь

- Давайте вспомним, чем же питаются птицы:

/насекомыми, дети перечисляют/

- Правильно, мухами, паучками, жучками. Приготовьте свои пальчики и мы с вами изобразим жучков.

 

Пальчиковая игра «Жук»

Жук летит жужжит, жужжит

И усами шевелит.

- Ребята. А вы знаете какие птицы прилетают весной первыми?

/грачи/

- Чем они начинают заниматься сразу?

/вьют гнезда/

- Грачи всегда селятся колониями по несколько десятков гнезд на одном дереве, расположенных почти вплотную друг к другу. Затем птицы начинают ремонтировать старые гнезда или строить новые из поломанных веточек, глины, орешков и сухой травы. Строительством у грачей занимаются и грач и грачиха.

 

Пальчиковая игра «Грачиная деревня»

Весною на деревьях

Построена деревня

Как ветер начинается

Деревья все качаются.

- Вот у скворцов все по- другому. Если скворец со скворчихой не найдут пустой скворечник, то строительством в основном занимается скворчиха, а скворец может принести две - три палочки, веточки.

 

Пальчиковая игра «Скворечник»

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

- Вы знаете, из чего появляются, птенцы?

/из яиц, которые снесла птица/

- Ну, вот гнездо построено и вскоре в нем появляются несколько яиц, которые птица высиживает приблизительно 20 дней. А после появления на свет птенцов птица начинает ухаживать за ними. Она ищет корм и целыми днями носит пищу для своих птенцов.

 

Пальчиковая игра «Птичка»

Ищет птичка в траве

И на ветках и в листве

И среди больших лугов,

Мух, червей, слепней, жуков.

- Ребята, посмотрите у меня здесь еще один сюрприз для вас. Давайте, представим, что это почва и попробуем найти корм для птиц, т.е. насекомых.

/две тазика заполненные песком и в них спрятаны мелкие игрушки – насекомые.

Дети на ощупь должны найти насекомых/

- А как вы думаете, легко ли птицам построить гнезда?

/предложить из счетных палочек построить гнезда – колодцы/

- Молодцы.

/предложить детям закрыть глазки и в это время разложить в их гнезда яички «киндеры желтые/

- Посмотрите у вас в гнездах появились яйца, давайте мы с вами изобразим птиц, которая, высиживает птенцов.

 

Пальчиковая игра «Птичка»

Пальчики – головка

Крылышки – ладошка.

- Ой, ребята, прислушайтесь, мне кажется, что кто-то пищит. Вы слышите? Это, наверное, птенцы так просятся на белый свет. Возьмите яички в руки и послушайте.

- Ребят, мама-птица, помогает проклюнуться тем птенцам, которые сами не могут выбраться. Давайте мы тоже поможем птенцам.

/дети раскрывают киндеры и достают

маленькие изображения птиц на резинке,

одевают их на пальчик/

 

Пальчиковая игра «Птичка»

Приносила пташка

Птенчикам букашек

Птенчики ждали –

Рты разевали,

Громко кричали.

Детки в гнездышках сидят

И конечно есть хотят.

 

Игра «У кого кто?»

У кукушки – кукушонок

У скворца – скворчонок

У грача – грачонок

У утки – утенок

У лебедя – лебеденок

У журавля – журавленок…

 

Подвижная игра «Грачи прилетели»

Как – то раннею весной

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:

Не скворцов и не синиц,

А большущих грачей,

Ночи черной черней.

Разбежались на опушке –

Прыг - скок, крак – крак!

Тут жучок, там – червячок! /выполняют движения/

Игра «Собери целое из частей (перелетную птицу)».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...

Читайте также

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Сценарий к 8 Марта «Мамам посвящается»

Сценарий к 8 Марта «Мамам посвящается» Подготовительная группа В зал под музыку входят дети с шарами и встают полукругом. Песня. Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! 8...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...