Непосредственно-образовательная деятельность
Тема: «Земля - живая планета»
Программное содержание:
- Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.Активизация словаря: северный, южный полюса, названия планет, спутник, космос.
- Расширять и углублять представления детей о диких животных, среде их обитания, о роли воздуха, воды, солнца в жизни человека.
- Уточнить представления детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности земли - на ней есть жизнь, растения, животные, человек.
- Развитие речи: формировать умения детей отвечать аргументированным полным предложением на вопрос воспитателя (5-7 слов).
- Обогащение словаря: круговорот воды в природе, экологическое благополучие.
Предварительная работа:
- Беседы и чтение рассказов по вышеуказанной теме (Большая детская энциклопедия, Н.Сладков «Разноцветная земля», Ганейзер «Про жаркую пустыню», Т. Снегирев «След оленя»).
- Опытническая деятельность.
- Рассматривание иллюстраций в книгах и альбомах о планете Земля и Солнечной системе.
- Рассматривание фотографий и картинок: «Семья белых медведей», «Лоси в зимнем лесу», «Верблюд», «Слоны», «Пингвины».
- Работа с картой, глобусом, беседа о всемирном празднике «День рождение Земли».Составление описательных рассказов.
- Развивающие игры: «Найди на глобусе», «Парад планет», «Найди свой дом», «Кто, где живет».
- Заучивание стихотворений: «Одним планетам в небе скучно», «Раз - Меркурий», «Кому нужна вода», «Пусть не умирают реки», «Я хочу прожить сто лет».
- Отгадывание загадок о глобусе, планетах, небе, Солнце.
- Слушание музыки: космическая музыка «Спейс», Ведищева «Песенка о медведях».
Оборудование и материалы: игрушка Лунтик, глобус, карта «Солнечная система», звездочки, оборудование к опыту (пипетки, емкость для воды, растительное масло, салфетки), иллюстрации к игре «Золотая рыбка», атрибуты к подвижной игре «Круговорот воды в природе», иллюстрации к игре «Найди свой дом».
Этапы |
Ход НОД |
Цели и задачи |
Интеграция областей |
Организационный (2 мин) |
Воспитатель включает запись «Посадка космического корабля». - Ребята, на наш космодром приземлилась ракета. К нам прилетел гость. Давайте его встретим. (Раздается стук в дверь, появляется Лунтик). |
Заинтересовать детей. |
Музыка |
Сюрпризный момент (2мин) |
-Здравствуйте, ребята, я прилетел к вам чтобы узнать о вашей планете, вы мне расскажите? - Конечно, Лунтик, не - Присоединяйся Лунтик к |
|
Коммуникация |
|
(Звенит колокольчик, приглашает детей на стулья). - Послушайте музыкальную композицию и представьте в какое далекое путешествие приглашает нас музыка.(Предполагаемые ответы детей (П/о/д). Музыка приглашает нас в космическое путешествие). - А почему вы так думаете? (Музыка таинственная, загадочная). - А что такое космос? (Космос это, звезды, планеты, кометы, метеориты). - Отгадайте загадку: По небу гуляет маляр без кистей Краской коричневой красит людей. (П/о/д). (Это Солнце) - А как вы догадались, что - Что такое Солнце? (П/о/д). - Что это? (П/о/д). - Что расположено вокруг - Назовите ближайших соседей Земли. (П/о/д). (Венера, Марс). - На каком месте от Солнца Одним планетам в небе скучно И чтобы было веселей, Блуждая по вселенной Они нашли себе друзей. - Какие это друзья у планет? (Друзья планет спутники). - Назовите спутника Земли. |
Создать эмоциональный настрой, вызвать интерес. Развитие речи: умение слышать вопрос, отвечать на него полным предложением. Обогащение и активизация словаря. |
Музыка, познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация. |
Пальчиковая гимнастика «Планеты». |
По порядку все планеты, Назовет любой из нас Раз - Меркурий, Два - Венера, Три - Земля, Четыре - Марс, Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - Уран, За ним Нептун, Он восьмым идет по счету, А за ним уже потом И девятая планета Под названием Плутон. |
Развитие памяти, мелкой моторики. Закрепить названия планет. Снять психоэмоциональное напряжение. |
Чтение художественной литературы. Здоровье. Социализация. Коммуникация. |
Беседа о планете Земля. Дыхательная гимнастика. |
- Чем отличается планета Земля от других планет? (П/о/д). (Планета Земля живая планета. На ней есть вода, воздух, пища). - Как вы думаете, кому нужен воздух? (П/о/д) (Воздух нужен растениям, животным, людям). - Давайте покажем Лунтику, как мы дышим. Кто-то утром не спеша, Надувает желтый шар. А как выпустит из рук Станет вдруг светло вокруг. Лунтик говорит: - Я знаю, что для всех
|
Уточнить знания детей о планете Земля. Развитие воображения. Снять напряжение.
|
Познание. Здоровье. Социализация. Коммуникация.
|
Загадка |
В морях и реках обитает, Но часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю падает опять. (П/о/д). (Это - вода).
|
Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания. Воспитывать умение слушать ответ сверстника. Повысить двигательную активность.
|
|
Работа по схеме «Круговорот воды в природе».
|
Дети садятся на стулья. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю падает опять. (П/о/д). (Это - вода). - А что вы знаете о - снежинками.
|
Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания. Воспитывать умение слушать ответ сверстника. Повысить двигательную активность. |
Чтение художественной литературы. Познание. Социализация. Музыка. Коммуникация. Физкультура.
|
Игра «Круговорот воды в природе»
|
Звучит звуковой эффект «Дождь». Дети - капельки, воспитатель - тучка, один ребенок - Солнце. Дети окружают Тучку, гуляют вокруг нее, водят хоровод. Затем она их отпускает на землю погулять, дает наставления: полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, гуляют. По команде «Ручейки» встают друг за другом по 3 человека. По команде «Река», ручейки соединяются. По команде «Океан», дети делают широкий круг. Мама -Тучка зовет: «Капельки, домой!». Появляется Солнышко, дети кружатся вокруг себя и по одному возвращаются к тучке. Она просит их рассказать, что каждый из них делал на земле.
Дети садятся на стулья. |
|
|
Художественное слово |
- Какая вода нужна для (Вода нужна чистая, пресная). - Где на Земле можно (В реках, озерах). - А что вы можете сказать про воду, которая находится в морях и океанах? (П/о/д) (Она соленая. Ее нельзя пить). - Кому нужна вода? (П/о/д) Не умыться, не напиться без воды Листику не распуститься без воды Без воды прожить не могут Птицы, звери, человек. И поэтому всегда, всем везде нужна вода! - К сожалению, состояние Одна из русских пословиц гласит: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». - Как вы ее понимаете? (П/о/д) (Не бросать в воду мусор, не мыть машины в реке, в озере. Чтобы заводы и фабрики не загрязняли водоемы отходами и нефтью). |
Формировать знания детей о свойствах воды. Помочь понять, что природу (водоемы) загрязнять нельзя.
|
Чтение художественной литературы.
|
Экологическая игра «Золотая рыбка». |
- Дети, посмотрите на эти картинки и сравните их. Как вы думаете, почему на одной картинке солнышко улыбается, а на другой грустит? Объясните Лунтику. (П/о/д) (Здесь река чистая, небо голубое, в реке много рыбы, зеленая трава и т.д. А здесь разлита нефть, небо затянуто дымом и т.д. |
Умение сравнивать, замечать отличия. Формировать умение делать
умозаключения, аргументировать свой ответ. Развивать мышление. |
Социализация. Познание. Безопасность. Коммуникация. |
Опытническая деятельность. «Влияние нефти на водоемы».
Художественное слово. |
Опыт с водой и маслом. На столе миска с водой, пипетки, масло подсолнечное, салфетки. - Наберите масло в пипетку - Масло, как и нефть Пусть не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда И будет оставаться в них навеки Чистая и вкусная вода.) |
Выявить опытным путем вредное влияние масла (нефти) на водоемы: масло не пропускает воздух в воду, который необходим для жизни растений, животных, птиц, рыб и микроорганизмов.
Развитие мелкой моторики мышц пальцев. |
Социализация. Познание. Коммуникация. |
Физкультминутка «Всё о тебе». |
- Если вы не мусорите на - Если вы согласны, что - Если закрываете воду в кране, когда чистите зубы, подпрыгнете несколько раз. - Если вам не нравится запах выхлопных газов от машины, помашите перед лицом рукой. - Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза руками. - Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите ее попусту, моргните несколько раз.
|
Снять напряжение. Воспитание у детей экологической культуры. Развитие памяти, мышление. |
Физкультура. Социализация. |
Рассматривание глобуса |
Дети сели на стулья к глобусу. Загадка. На нем уместилась вся наша Земля: Моря, океаны, леса и поля И Северный полюс там тоже найдешь А если захочешь - в руках унесешь. (Предположительные ответы детей) (Это глобус - модель Земли). Лунтик: - А почему глобус разноцветный? (Предположительные ответы детей) (синий цвет это вода. Белый цвет - это льды и снега, это Северный и Южный полюса, зеленый -леса и равнины, желтый - пустыни, коричневый -горы). - Как вы думаете, на Северном и Южном полюсах тепло или холодно? (Предположительные ответы детей) (Там очень холодно). - Может ли там кто-нибудь жить? (Предположительные ответы детей) (На Северном полюсе живут белые медведи, тюлени, моржи. На Южном полюсе живут пингвины. Растений там нет, потому что очень холодно и нет земли). - Лунтик, а ты знаешь, что
|
Закрепить и углубить знания детей о планете Земля, о глобусе -модели Земли. Обогащать и активизировать словарь детей. Формировать умение составлять описательные рассказы. Воспитание любознательности
|
Социализация, чтение художественной литературы, коммуникация |
Игра «Найди свой дом» |
- Ребята, поиграем в игру. Будьте внимательны, вспомните, какие животные, где живут. |
Снять психоэмоциональное напряжение. |
Физкультура. |
Словесная игра «Скажи добрые слова» |
Дети возвращаются на стулья. Лунтик говорит: как много я узнал! - Лунтик, а ты знаешь, что - Нет, не знаю... - Дети, а вы помните? - 22 апреля всемирный Давайте скажем нашей Земле добрые слова и пожелания. (Дети передают по кругу мяч, говорят пожелания). |
Воспитание доброжелательности. |
Коммуникация.
|
Заключение. |
Лунтик благодарит дошкольников за гостеприимство. - Спасибо вам дети. Я очень много узнал о вашей планете. Я с удовольствием расскажу своим друзьям о планете Земля, как вы ее любите, как она вам дорога. Расскажу о том, что Земля - единственная планета в солнечной системе, на которой есть жизнь. Это живая планета, она является общим домом, которую надо беречь и охранять. Вот вам звездочки в награду за отличные знания. А на память о себе я дарю вам подставки для книг, ведь вы совсем скоро пойдете в школу. А мне пора в дорогу. До свидания, ребята. Удачи вам. Берегите свою планету! (Включается звуковой эффект «Взлет ракеты»).
|
|
|
Использованная литература:
1) Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
2) Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. И ст. групп дет. Сада: Кн. Для воспитателей дет. Сада/ С.Н.Николаева. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2001
3) «Мы». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд. – СПб: «Детство – пресс», 2000
4) Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для сред. И высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
5) Организация опытно-эксперементальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»
Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...
Театрализованная игра «Собака»
Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...
«Наша планета (страны, континенты)»
«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...