Непосредственно-образовательная деятельность

Тема: «Земля - живая планета»

Программное содержание:

  • Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.Активизация словаря: северный, южный полюса, названия планет, спутник, космос.
  • Расширять и углублять представления детей о диких животных, среде их обитания, о роли воздуха, воды, солнца в жизни человека.
  • Уточнить представления детей о Солнечной системе, дать представление об уникальности земли - на ней есть жизнь, растения, животные, человек.
  • Развитие речи: формировать умения детей отвечать аргументированным полным предложением на вопрос воспитателя (5-7 слов).
  • Обогащение словаря: круговорот воды в природе, экологическое благополучие.

Предварительная работа:

  • Беседы и чтение рассказов по вышеуказанной теме (Большая детская энциклопедия, Н.Сладков «Разноцветная земля», Ганейзер «Про жаркую пустыню», Т. Снегирев «След оленя»).
  • Опытническая деятельность.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах и альбомах о планете Земля и Солнечной системе.
  • Рассматривание фотографий и картинок: «Семья белых медведей», «Лоси в зимнем лесу», «Верблюд», «Слоны», «Пингвины».
  • Работа с картой, глобусом, беседа о всемирном празднике «День рождение Земли».Составление описательных рассказов.
  • Развивающие игры: «Найди на глобусе», «Парад планет», «Найди свой дом», «Кто, где живет».
  • Заучивание стихотворений: «Одним планетам в небе скучно», «Раз - Меркурий», «Кому нужна вода», «Пусть не умирают реки», «Я хочу прожить сто лет».
  • Отгадывание загадок о глобусе, планетах, небе, Солнце.
  • Слушание музыки: космическая музыка «Спейс», Ведищева «Песенка о медведях».

Оборудование и материалы: игрушка Лунтик, глобус, карта «Солнечная система», звездочки, оборудование к опыту (пипетки, емкость для воды, растительное масло, салфетки), иллюстрации к игре «Золотая рыбка», атрибуты к подвижной игре «Круговорот воды в природе», иллюстрации к игре «Найди свой дом».

 

Этапы

Ход НОД

Цели и задачи

Интеграция областей

Организационный (2 мин)

Воспитатель включает запись «Посадка космического корабля».

- Ребята, на наш космодром приземлилась ракета. К нам прилетел гость. Давайте его встретим.

(Раздается стук в дверь, появляется Лунтик).

Заинтересовать детей.

Музыка

Сюрпризный момент (2мин)

-Здравствуйте, ребята, я прилетел к вам чтобы узнать о вашей планете, вы мне расскажите?

-  Конечно, Лунтик, не
только расскажем, но и
покажем.

- Присоединяйся Лунтик к
нам.

 

Коммуникация

 

(Звенит колокольчик,

приглашает детей на стулья).

- Послушайте музыкальную

композицию и представьте в какое далекое путешествие приглашает

нас музыка.

(Предполагаемые ответы детей (П/о/д). Музыка

приглашает нас в космическое путешествие).

-   А почему вы так думаете?
(П/о/д)

(Музыка таинственная, загадочная).

-   А что такое космос?
(П/о/д).

(Космос это, звезды, планеты, кометы, метеориты).

-   Отгадайте загадку:

По небу гуляет маляр без

кистей

Краской коричневой красит

людей. (П/о/д).

(Это Солнце)

- А как вы догадались, что
это Солнце? (П/о/д).
(Потому, что люди загорают
на солнышке).

-   Что такое Солнце? (П/о/д).
(Это звезда, огромный шар,
посылает во все стороны
много тепла и света)
Воспитатель показывает
карту солнечной системы.

-   Что это? (П/о/д).
(Это карта солнечной
системы)

-   Что расположено вокруг
Солнца? (П/о/д).
(Вращаются планеты).

- Назовите ближайших соседей Земли. (П/о/д). (Венера, Марс).

- На каком месте от Солнца
находится Земля? (П/о/д).
(Земля находится на
третьем месте).

Одним планетам в небе

скучно

И чтобы было веселей,

Блуждая по вселенной

Они нашли себе друзей.

- Какие это друзья у планет?
(П/о/д).

(Друзья планет   спутники).

- Назовите спутника Земли.
(П/о/д). (Спутник Земли   Луна).

Создать эмоциональный настрой, вызвать интерес. Развитие речи: умение слышать вопрос, отвечать на него полным предложением. Обогащение и активизация словаря.

Музыка, познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация.

Пальчиковая гимнастика «Планеты».

По порядку все планеты,

Назовет любой из нас

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран, За ним Нептун,

Он восьмым идет по счету,

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон.

Развитие памяти,

мелкой моторики.

Закрепить названия

планет.

Снять

психоэмоциональное

напряжение.

Чтение

художественной

литературы.

Здоровье.

Социализация.

Коммуникация.

Беседа о планете Земля.

Дыхательная гимнастика.

- Чем отличается планета

Земля от других планет?

(П/о/д).

(Планета Земля   живая

планета. На ней есть вода,

воздух, пища).

-  Как вы думаете, кому нужен воздух? (П/о/д) (Воздух нужен растениям, животным, людям).

-  Давайте покажем Лунтику, как мы дышим.

Кто-то утром не спеша, Надувает желтый шар. А как выпустит из рук Станет вдруг светло вокруг.

Лунтик говорит:

-  Я знаю, что для всех
живых существ нужен
чистый воздух, тогда все
будут веселы и здоровы.

 

Уточнить знания детей о планете Земля. Развитие воображения. Снять напряжение.

 

Познание. Здоровье. Социализация.

Коммуникация.

 

Загадка

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю падает опять. (П/о/д). (Это - вода).

 

Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания. Воспитывать умение слушать ответ сверстника. Повысить двигательную активность.

 

Работа по схеме «Круговорот воды в природе».

 

Дети садятся на стулья.

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает А как наскучит ей летать На землю падает опять. (П/о/д). (Это - вода).

- А что вы знаете о
круговороте воды в
природе? Ведь она
находится в реках, морях,
океанах... (П/о/д)
(Солнышко нагревает воду,
она превращается в пар и
поднимается вверх. В небе
пар собирается в облака,
тучи, а затем опять
возвращается на землю:
летом - дождиком, а зимой

-  снежинками.

 

Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания. Воспитывать умение слушать ответ сверстника. Повысить двигательную активность.

Чтение

художественной

литературы.

Познание.

Социализация.

Музыка.

Коммуникация.

Физкультура.

 

Игра «Круговорот воды в природе»

 

Звучит звуковой эффект «Дождь». Дети - капельки, воспитатель - тучка, один

ребенок - Солнце.

Дети окружают Тучку, гуляют вокруг нее, водят хоровод. Затем она их отпускает на землю погулять, дает наставления: полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, гуляют.

По команде «Ручейки» встают друг за другом по 3 человека. По команде «Река», ручейки соединяются.

По команде «Океан», дети делают широкий круг.

Мама -Тучка зовет: «Капельки, домой!». Появляется Солнышко, дети кружатся вокруг себя и по одному возвращаются к тучке. Она просит их рассказать, что каждый из них делал на земле.

 

Дети садятся на стулья.

 

 

Художественное слово

- Какая вода нужна для
питья? (П/о/д)

(Вода нужна чистая, пресная).

- Где на Земле можно
встретить пресную воду?
(П/о/д)

(В реках, озерах).

-   А что вы можете сказать про воду, которая находится в морях и океанах? (П/о/д) (Она соленая. Ее нельзя пить).

-   Кому нужна вода? (П/о/д) Не умыться, не напиться без воды

Листику не распуститься без воды

Без воды прожить не могут Птицы, звери, человек. И поэтому всегда, всем везде нужна вода!

- К сожалению, состояние
воды на Земле, вызывает
большую тревогу.

Одна из русских пословиц гласит: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». - Как вы ее понимаете? (П/о/д)

(Не бросать в воду мусор, не мыть машины в реке, в озере. Чтобы заводы и фабрики не загрязняли водоемы отходами и нефтью).

Формировать знания

детей о свойствах

воды.

Помочь понять, что

природу (водоемы)

загрязнять нельзя.

 

Чтение

художественной

литературы.

 

Экологическая игра «Золотая рыбка».

- Дети, посмотрите на эти картинки и сравните их. Как вы думаете, почему на одной картинке солнышко улыбается, а на другой грустит? Объясните Лунтику. (П/о/д) (Здесь река чистая, небо голубое, в реке много рыбы, зеленая трава и т.д. А здесь разлита нефть, небо затянуто дымом и т.д.

Умение сравнивать, замечать отличия. Формировать умение делать

умозаключения, аргументировать свой ответ. Развивать мышление.

Социализация. Познание. Безопасность. Коммуникация.

Опытническая деятельность. «Влияние нефти на водоемы».

Художественное слово.

Опыт с водой и маслом. На столе миска с водой, пипетки, масло подсолнечное, салфетки.

-   Наберите масло в пипетку
и капнете в миску. Что
произошло с водой? (П/о/д)
(Масло плавает на
поверхности).

-   Масло, как и нефть
образует пленку, которая не
пропускает воздух, вода
умирает, а ней и все
животные и растения,
птицы, рыбы. (П/о/д)
(Ребенок читает
стихотворение:

Пусть не умирают реки,

Пусть стороной обходит их

беда

И будет оставаться в них

навеки

Чистая и вкусная вода.)

Выявить опытным путем вредное влияние масла (нефти) на водоемы: масло не пропускает воздух в воду, который необходим для жизни растений, животных, птиц, рыб и микроорганизмов.

Развитие мелкой моторики мышц пальцев.

Социализация.

Познание.

Коммуникация.

Физкультминутка «Всё о тебе».

-   Если вы не мусорите на
улице, встаньте.

-   Если вы согласны, что
необходимо экономить
воду, хлопните в ладоши.

- Если закрываете воду в кране, когда чистите зубы, подпрыгнете несколько раз.

-   Если вам не нравится запах выхлопных газов от машины, помашите перед лицом рукой.

-   Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза руками.

-   Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите ее попусту, моргните несколько раз.

 

Снять напряжение. Воспитание у детей экологической культуры. Развитие памяти, мышление.

Физкультура. Социализация.

Рассматривание глобуса

Дети сели на стулья к

глобусу.

Загадка.

На нем уместилась вся

наша Земля:

Моря, океаны, леса и поля

И Северный полюс там

тоже найдешь

А если захочешь - в руках

унесешь. (Предположительные ответы детей)

(Это глобус - модель

Земли).

Лунтик:

- А почему глобус разноцветный? (Предположительные ответы детей) (синий цвет   это вода. Белый цвет - это льды и снега, это Северный и Южный полюса, зеленый -леса и равнины, желтый - пустыни, коричневый -горы).

- Как вы думаете, на Северном и Южном полюсах тепло или холодно? (Предположительные ответы детей)

(Там очень холодно).

-   Может ли там кто-нибудь жить? (Предположительные ответы детей)

(На Северном полюсе живут белые медведи, тюлени, моржи. На Южном полюсе живут пингвины. Растений там нет, потому что очень холодно и нет земли).

- Лунтик, а ты знаешь, что
такое пустыня? (Предположительные ответы детей)

(Лунтик: нет) - Тогда послушай Алину, она расскажет тебе и ребятам о пустыне. (П/о/д) (Пустыня - это пустынное место. Негде спрятаться от палящего солнца и зноя. Много песка, есть барханы, песчаные холмы и дюны, зыбучие пески. В пустыне мало воды, почти совсем нет. А живут в пустыне только выносливые животные: верблюды, черепахи, змеи. А из растений: верблюжьи колючки, кактусы. Места в пустыне, где есть вода, называют оазисы. Там живут люди, и туда приходят дикие звери попить воды).

 

Закрепить и углубить знания детей о планете Земля, о глобусе -модели Земли. Обогащать и активизировать словарь детей. Формировать умение составлять описательные рассказы. Воспитание любознательности

 

Социализация, чтение художественной литературы, коммуникация

Игра «Найди свой дом»

- Ребята, поиграем в игру. Будьте внимательны, вспомните, какие животные, где живут.

Снять

психоэмоциональное

напряжение.

Физкультура.

Словесная игра «Скажи добрые слова»

Дети возвращаются на

стулья.

Лунтик говорит: как много я

узнал!

-   Лунтик, а ты знаешь, что
скоро у планеты Земля день
рождение?

-   Нет, не знаю...

-   Дети, а вы помните?
(П/о/д).

-   22 апреля всемирный
праздник «День рождение
Земли».

Давайте скажем нашей

Земле добрые слова и

пожелания.

(Дети передают по кругу

мяч, говорят пожелания).

Воспитание доброжелательности.

Коммуникация.

 

Заключение.

Лунтик благодарит

дошкольников за

гостеприимство.

- Спасибо вам дети. Я очень

много узнал о вашей

планете. Я с удовольствием

расскажу своим друзьям о планете Земля, как вы ее любите, как она вам дорога. Расскажу о том, что Земля - единственная планета в солнечной системе, на которой есть жизнь. Это живая планета, она является общим домом, которую надо беречь и охранять. Вот вам звездочки в награду за отличные знания. А на память о себе я дарю вам подставки для книг, ведь вы совсем скоро пойдете в школу. А мне пора в дорогу. До свидания, ребята. Удачи вам. Берегите свою планету! (Включается звуковой эффект «Взлет ракеты»).

 

 

 

 

Использованная литература:

1) Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004

2) Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. И ст. групп дет. Сада: Кн. Для воспитателей дет. Сада/ С.Н.Николаева. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2001

3) «Мы». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2 изд. – СПб: «Детство – пресс», 2000

4) Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для сред. И высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

5) Организация опытно-эксперементальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Читайте также

Проект «Традиции живая нить»

Проект «Традиции живая нить»

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...