Интегрированное занятие в старшей группе «В зимнем лесу»

Программные воспитательные задачи: учить детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, цвет, величина), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга, Учить детей создавать при помощи нетрадиционной техники изображение ели, Формировать художественно- творческие способности, Развивать эстетические чувства с помощью воспроизведения художественного образа ели, комбинировать различные техники. Развивать тактильную чувствительность. Воспитывать у детей стремление к достижению результата в коллективном творчестве.

Программные музыкальные задачи: Создавать положительный настрой на восприятие музыкально-художественных произведений. Учить петь согласованно, легким звуком, выразительно, четко произнося слова, делая логические ударения. Формировать фонационное дыхание. Развивать музыкальную память и ритмический слух, умение оркестровать стихотворение с помощью музыкальных шумовых и импровизированных инструментов. Упражнять в умении уверенно ориентироваться в пространстве, выполнять движения в заданном темпе.

Оборудование: пальчиковые краски, влажные салфетки, белый ватман, зубные щетки, пробка. Музыкальные инструменты, султанчики, портреты С. Есенина, А. Вивальди, Ф. Тютчева, репродукции картин художников с зимними пейзажами, картинки деревьев. Слайды на DVD и аудиозаписи.

Предварительная работа: беседы о зиме, чтение стихотворений, рассказов о зиме. Рассматривание ели, изготовление елочек из бумаги и их раскрашивание в самостоятельной изодеятельности. Разучивание песни «Пороша», сл. С. Есенина, муз. Г. Струве.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о зиме, слушать музыку, стихи, рассказы, играть на музыкальных инструментах. А также все вместе с помощью пальчиковых красок необычными способами изображать одну большую, красивую зимнюю ель, которая украсит нашу раздевалку. Для этого нам нужно отправиться в зимний лес.

Музыкальный руководитель:

«Изо всех земных чудес

Мне милее русский лес.

И веселый. Молодой,

И задумчивый, седой,

Хоть в какое время года,

Хоть какою будь погода,

Но особенно зимой,

Когда весь кружевной,

Вырезной, как будто терем,

И сверкает белизной;

Снежной- снежной,

Нежной нежной,,,,

А над этой белизной,

Посреди тиши лесной,

Как в избе оконце,

В небе тлеет солнце.

И так близко- близко,

И так низко- низко….

Над ветвями и землей,

Что легко в него рукой,

Если постараться,

Можно постучаться -

Заглянуть на огонек!»

(И. Мазнин)

Давайте и мы попросимся на часок в гости в зимний лес. А раскрыть чудеса и тайны., которые в нем сокрыты, поможет снежный ветер, который унесет нас с вами в эту удивительную сказку. Возьмите султанчики в руки и приготовились в путь.

Звучит музыка П. Мориа «В твоих очах светят звезды» и исполняется музыкально- ритмическая композиция с султанчиками.

(Выставляются репродукции картин художников с зимними пейзажами)

Музыкальный руководитель:

Вот мы с вами в зимнем лесу. Действительно, какая красота кругом, величественные деревья одеты в роскошные, серебристые наряды.

«Чародейкою-зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Солнце зимнее ли метит

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Ослепительной красой».

(Ф. Тютчев)

Давайте полюбуемся на эти сказочные картины и послушаем вторую часть из концерта «Зима», композитора Антонио Вивальди, цикл «Времена года».

(Звучит музыка)

Музыкальный руководитель:

Дети, скажите, какой характер у этой музыки. (Ответы детей) Верно, прекрасная, светлая, сверкающая музыка, словно серебряные снежинки светятся на солнце.

Музыка прозвучала в исполнении симфонического оркестра.

Дети, скажите, а какие музыкальные инструменты ведут основную тему в этом произведении. (Ответ) Правильно. Это скрипки. (Показать картинку).

Они на фоне отрывистых, мерцающих звуков. нежно. задушевно ведут свою мелодию.

(Звучит фонограмма ветра).

Дети, слышите, как в лесу воет зимний ветер. Давайте и мы с вами ему подпоем. Положим левую ладошку на живот, наберем воздуха через нос и поем звук «У».(Вначале дети по тонам от «до» до «соль», вверх и вниз, затем, по полутонам).

Музыкальный руководитель играет вступление к песне «Пороша», слова С. Есенина, музыка Г. Струве.

Дети, вступление к какой песне я сейчас вам сыграла? (Ответы)

Кто авторы этой песни? (Ответы)

Скажите, вам что-то напоминает мелодия этой песни? (Ответ: ритмичный топот коня)

Правильно, скачет запряженная тройка коней по бесконечной дороге, а вокруг мелькают деревья, припорошенные снегом. И все, кто едут в этой тройке, любуется зимней сказочной красотой. Песня полна света, восторженности, жизнелюбия, хотя в ней и мелькают грустные нотки, но они задумчивые, мечтательные.

Давайте споем эту песню и одновременно с помощью вот этих маленьких маракасов изобразим топот скучающей лошади.

Исполняется песня.

Музыкальный руководитель: Все- таки, какое замечательное поэтическое время года-зима! Сколько прекрасных произведений искусства посвятили композиторы, поэты, художники этому времени года. Давайте и мы попробуем сочинить свое музыкальное произведение с помощью различных импровизированных инструментов.

«Игра в прятки» (элементарное музицирование).

«Сыграем в прятки»-сказала луна,

С неба скатившись в лес 9глисандо на металлофоне).

«Сыграем в прятки»- сказал ветерок.

И за холмом исчез (игра разрезной пластиковой бутылкой).

«Сыграем в прятки»- сказала река,

И к морю отправилась в путь (дуть на воду в стакане или через соломку)

«Сыграем в прятки»- сказала звезда,

И спряталась за облака (игра на тре угольнике).

«Сыграем в прятки» - сказала мышь,

В норке шурша листом(игра на маракасе)

«Сыграем в прятки»-рябчик пропел,

И засвистел под кустом (дудочка).

«Сыграем в прятки»- сказала зима,

«Сыграем в прятки»- сказал зимний лес,

И погрузился в сон (все инструменты тихо играют и затихают).

Воспитатель: Зимой в лесу все деревья и кусты укутаны снежным покрывалом. Что трудно даже узнать. Где какое дерево.

Конечно. Но опытный наблюдатель, который часто бывает в любое время года, всегда узнает, что за дерево спрятано под снежной постелью. Послушай рассказ Н.Павловой: «Деревья зимой»

«Все зеленое, что так радовало глаз весной и летом, исчезло или спрятано под снегом.

Сосны, ели да оголенные кроны спящих лиственных деревьев- вот и все. Что можно сейчас наблюдать из растительного мира. Ну ,что же! И это лучше. чем ничего.

Если приятно увидеть липу, клен или дуб летом, вдвое приятнее узнать их при встрече зимой. Узнать издалека, как узнаешь старого знакомого по походке, по какому-нибудь одному ему свойственному жесту.

Вот вдали дерево, у которого все ветки изогнутые, плавно-округло изогнуты в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Это липа.

Можно проверить, на ней или под ней на снегу, наверное, еще сохранились крылатые липовые орешки.

А вот мощное дерево с засохшими листьями на верхушках ветвей. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить всю листву до морозов, и убитые листья остаются на ветвях.

А это дерево даже издали узнать можно6 ни у одного другого нет таких черных полосок на белом стволе, как у березы.

А у рябины на ветвях всю зиму весят гроздья ягод, которыми с удовольствием лакомятся зимующие птицы.

А вот дерево…

Впрочем. Каждый сам, по-своему может научиться узнавать деревья и кустарники зимой. Это нетрудно, ведь у них еще сохранилось столько примет!

А теперь хочется дать еще совет тому, кто соскучился по красоте природы, кто жаждет вновь пережить радость, восторг и изумление.

Горячо советую встать на лыжи и отправиться в молодой еловый лес.

Никакими словами не передать очарования совершенно преображенного снежной скульптурой сказочно великолепного волшебного леса.

Это не передать. Это надо увидеть самому»

Воспитатель: Мы сейчас и увидим, как ребята умеют узнавать по приметам деревья. Послушайте вот такую загадку.

«Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою, в платье летним». (Ель)

Правильно это ель.

(Проводится беседа о ели, рассматриваются слайды)

Кто любит семена еловых шишек? (Ответ)

Стихотворение «Клесты»

(ребенок)

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест,

Он мороза не боится

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

(слайд)

В старину из ели рубили «избы»

Кто знает примету? (ответ ребенка)

«Изба елова - сердце здорово»

Какое дерево называют «поющим» и почему? (ответы детей)

Почему елям мороз не страшен? (ответы детей)

Дети, мы много рисовали с вами елочек карандашами, красками, делали их из бумаги.

Сегодня мы будем рисовать елочку необычным способом, ладошками. Какого цвета краску, мы возьмем для елочки? (ответы детей)

Какую елочку мы с вами нарисуем? (Ответ: высокую, пушистую елочку).

Где ветвей больше, внизу или наверху? (ответ: внизу)

Значит, на верхушку хватит одной ладошки.

(Вызывается ребенок с маленькой ладошкой и оставляет отпечаток на ватмане, в самом верху листа. Затем вызываются еще двое- трое детей, которые оставляют свои отпечатки ладоней во втором ряду. И так, до самой нижней кромки листа дети оставляют свои отпечатки ладоней. В каждом ряду отпечатков становится все больше).

Воспитатель: Аккуратно вытираем руки салфетками. Посмотрите, ветви готовы. Пусть они подсохнут, а мы пока поиграем в игру «Елочки качаются»

Дети: Елочки качаются раз, елочки качаются два, Елочки качаются три, покружись, покружись и замри (дети проговаривают слова и выполняют движения, согласно текста, затем замирают в различных позах).

Воспитатель: Вот мы с вами нарисовали ветви, а чего же не хватает на нашем рисунке? (Ответ: ствола).

Предлагаю нарисовать ствол отпечатком пробки. (Дети выполняют работу)

А сейчас я предлагаю всем присесть удобно на стульчики, закрыть глаза и представить себе елочку в снегу. Представили? А сейчас откройте глаза. И мы продолжим наше творчество. Будем рисовать снег подушечками пальцев, зубными щетками. Еще снег можно делать отпечатками мятой бумаги. (Дети работают)

(По окончании работы, воспитатель предлагает посмотреть, что получилось). Какая красивая, высокая, пушистая получилась елочка.

Сюрпризный момент с белочкой.

Дети, посмотрите, кто к нам прибежал?

А что у белочки в корзинке? (шишки)

Белочке очень нравится елочка.

(ребенок читает стихотворение)

Скачет белка-шалунишка

Рвет с еловых веток шишки

Есть у белки семена

И зима ей не страшна!

Этой замечательной елочкой мы украсим нашу раздевалку. А закончим мы наше путешествие в зимний лес стихотворением.

«Тихо сосны шелестели,

ПО полям мели метели.

Посреди густого леса-

Елка- зимняя принцесса!»

 

Литература:

1. Т.А.Шорыгина. Птицы. Какие они?

2. С.Ю. Афонькин. Деревья.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мое село…

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе«Мое село — моя малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Тема: «Поможем медвежонку»

Конспект интегрированного занятия в младшей группе Тема: «Поможем медвежонку» Цель: Формировать восприятие цвета, величины предмета. Знакомить детей с дикими животными. Задачи: Учить...

Читайте также

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»