Сценарий непосредственно образовательной деятельности
Тема «Обитатели наших водоемов»

(программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», блок «Животные»)

 

Доминирующая образовательная область: познание.

Интеграция: физическая культура, безопасность, социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Возраст детей: подготовительная группа

Вид: углубленно-познавательное занятие

Способ организации детей: с подгруппой

Предварительная работа с детьми: просмотр видеофильма «Микрокосмос» (фрагменты?), беседы об обитателях водоемов (паук-серебрянка, хищный клоп водомерка, жуки плавунец и водолюб, стрекоза и ее личинка, лягушка, тритон, водоплавающие птицы – утки, гуси, огари, лебеди и др.; околоводные птицы – кулик, зуек, цапля, журавль; звери – выхухоль, бобр, андатра). Труд-творчество «Создадим свой водоем» (Дети изготавливают рыбок разными техниками, наклеивают их на панно с изображением водоема)

Наглядный дидактический материал:

а) демонстрационный – аудиозапись «Исцеляющая музыка, релакс-программа № 1», программа «Аура»; слайд-фильм и фотографии с изображениями животных «Обитатели водоемов» (насекомые, пауки, птицы, звери, картины водоемов Урюпинского района); видеофильм «Выхухоль»

б) раздаточный – бумага и ножницы для изготовления поделок.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде, формировать представление детей об обитателях водоемов Прихоперья; пополнить знания детей об особенностях внешнего вида и образе жизни обителей водоемов; расширять представление детей о Красной книге Волгоградской области и Урюпинского района; обучить детей выполнять задания по образцу;

Развивающие: развивать познавательные процессы (восприятия, памяти, воображения, внимания), логическое мышление;

Воспитывающие: - воспитывать эмоционально-положительное отношение к объектам природы, умение видеть красоту и многообразие природы родного края; разъяснить необходимость охраны водных животных и среды их обитания

 

Ход

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Звучит релакс-музыка и идет слайд-фильм про обитателей водоемов.

Дети проходят и рассаживаются на стульчики, несколько минут идет просмотр фотографий.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пожаловал необычный гость. Ну-ка, давайте попробуем его узнать (звучит песня из мультфильма «Я Водяной, я Водяной...»).

Приходит, Водяной, здоровается с детьми.

. Водяной Здравствуйте, рыбята, то есть, извините, ребята. Привык я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю. Решил я послушать, что вы знаете о жителях подводного царства на­ших водоемов.

Воспитатель:

Давайте сначала расскажем Водяному, какие водоемы нашего края вы знаете?

Водяной. Вы живете на суше, и вам кажется, что суша—это самый лучший дом. А жители нашего царства даже не пред­ставляют, как можно жить, когда вокруг нет воды.

Река является домом? Ребята, а вы знакомы с жителями подводного цар­ства наших водоемов? Как называются эти животные?

Дети называют водных животных. Водяной под­считывает, сколько животных вспомнили дошкольники.

Водяной. Молодцы, ребята! Не думал я, что вы наших жиль­цов знаете. Не всех, конечно, но всех и невозможно запом­нить. Даже я всех не знаю, хотя и сто лет в воде живу. Кто у нас только в реках, прудах и озерах ни плавает! Ино­гда проплывет мимо чудище какое, поздоровается вежливо, а я потом весь день пытаюсь вспомнить, как это чудище речное зовут.

Воспитатель:

Ты, Водяной, не отвлекайся, давай лучше с ребятами поговорим об обитателях наших водоемов.

Игра с мячом «Ответь на вопрос»

Воспитатель:

В реке Хопер, в озерах вода пресная или соленая?

Как называются рыбы, обитающие в пресной воде?

Назовите пресноводных рыб наших водоемов?

Что помогает рыбе плавать?

Есть ли у рыб шея?

Как рыба дышит?

Как рыба отдыхает?

Зачем рыбам усы?

Д/и «Хищные рыбы» (мультимедийное оборудование)

Дети отбирают картинки с изображением хищных рыб. (Щука, Судак, Окунь, Налим, Сом)

Водяной

- Почему нельзя ловить рыбу весной?

(В это время начинается нерест – рыба метает икру, из икры появляются молодые рыбешки)

- какая рыба, обитающая в Хопре, занесена в Красную книгу? (Показ)

А знаете ли вы удивительного зверька, занесенного в Красную книгу?

Рассказ воспитателя о выхухоли. (Просмотр видео фильма)

Выхухоль живет в лесных водоемах. Это небольшой зверек, как вы видите, со смешным длинным подвижным носиком. Посмотрите, как он интересно плавает, ныряет.

Домиком для зверька являются норки, которые он устраивает на берегу водоемов, под корнями деревьев

Посмотрите, чем питается выхухоль (комментарии по фильму; лучше у фильма звук выключить, текст проговаривать вовремя того, что в данный момент показывается в фильме), видите? Она с удовольствием ест моллюсков, питается и другими мелкими животными, но зимой может съесть и корневища растений.

Глаза у выхухоли маленькие, плохо видят, ушных раковин, как у нас с вами, нет – есть просто ушные щели на голове.

Интересный хвост – длинный, почти голый. А видите, какие когти, но ногах? Ими легко раскрыть раковину.

Как вы думаете, почему выхухоль занесли в Красную книгу? Не только в Волгоградской области, но и в России, и даже в Международную Красную книгу. Когда-то из меха этого маленького зверька делали шубы, и почти всех выхухолей убили. Сейчас их осталось очень мало, и наше государство запретило убивать выхухолей, ученые занесли выхухоль в Красную книгу.

Водяной: ребята, я пришел к вам с подружкой. Моя подружка – зеленая -….

Появляется лягушка (мягкая игрушка)

Лягушка. Трудно лягушке стать самой собою:

Была я сначала обычной икрою,

Потом головастиком я неуклюжим

Плыла и по речке, плыла и по лужам.

Теперь же красавица—прыгаю ловко,

Прекрасные глазки, язык и головка! *

Водяной

Ребята, хотите стать лягушатами? Идите, я вас научу, как надо прыгать и громко квакать. Но сначала представьте, что вы — маленькие икринки, которые лежат в мелкой луже. Икринки превращаются в смешных головастиков, которые плавают в озере. И наконец вы становитесь красивыми зеле­ными лягушками, почти такими же, как я! Мы сначала попла­ваем в озере, а потом попрыгаем на его берегу.

Чтение рассказа Н.А.Рыжовой про лягушку

Д/и. «Угадай, чей голосок» (голоса птиц)

Игра-эстафета «Водоплавающие – околоводные птицы»

- Утка, гуси, лебедь…- это какие птицы?

Назовите околоводных птиц – кулик, зуек, цапля, журавль

- Чем они отличаются друг от друга? (У птиц, которые живут около воды – длинные ноги, они ходят по воде, длинный клюв)

- Почему водоплавающие птицы выходят сухим из воды? Что значит выражение – «как с гуся вода»?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, проведем опыт.

Игра «Где чей дом?»

Предлагается детям набор карточек различных животных (карточки- половина из них – сухопутные животные) и рисунок водоема.

Воспитатель: водные жители за­блудились и никак не найдут свою реку, а вы, ребята, можете помочь им. Слушайте задание: надо выбрать из набора карточек водных жиль­цов и поместить их на рисунок водоема.

Обсуждение е с детьми вопросов:

Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Где у него «квартира»: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

Беседа

Воспитатель: внимательно рассмотрите рисунки, фо­тографии водных животных и обсудите, как именно они приспособлены к обитанию в водной среде.

По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Рассмотрите карточку с изображением лягушки, обратите внимание на перепонки на ее лапках.

Скажите, для чего они нужны?

С такими перепонками лягушке удоб­но плавать. Перепонки можно сравнить с веслами. У каких еще животных есть такие перепонки? (У гуся, утки, бобра)

Почему у разных животных есть похожие перепонки? У животных, обитающих в воде, есть схожие приспособления, которые помогают им плыть.

Внешний вид бобра, обратите внимание не только на его ноги, но и на хвост. Хвост бобра—это и весло, и руль одно­временно.

Рассмотрите форму туловища у рыб. Почему она именно такая? Рыбам очень удобно плавать—вода как бы обтекает их туловище, а хвост и плавники помогают плыть. Если лягушка и бобер могут жить и в воде, и на суше, то рыбы без воды очень быстро погибают.

- Как озерные (речные) жители связаны друг с другом? (Растения—пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

Дидактическая игра «Пищевые цепочки». (Водоросли – головастики – мелкие рыбы, личинка стрекозы – жук-плавунец - лягушки, рыбы - цапля)

Моделирование ситуаций, использование алгоритма.

Посмотрите сюда, давайте подумаем, что будет если…?

Составление биоценоза на мультимедиа «В природе все взаимосвязано»:

1. Что произойдет в озере, если исчезнут растения?

2. Что будет, если исчезнут насекомые, - улетят птицы, которые ими питаются

3. Что будет, если исчезнут щуки? Другие жители?

4. Не будет рыбы, – погибнут птицы;

5. Погибнут птицы – ????

- Что будет, если люди начнут бросать в озеро мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обита­телям? Что они будут делать? (Например, жук-плавунец, утка могут улететь, а вот рыбам, улиткам и другим водным живот­ным придется несладко, многие из них могут погибнуть.)

Вывод: это результат неправильного поведения человека в природе.

- Поделитесь мнением, как мы можем помочь обитателям водоемов?

Работа с экологическими знаками – дети вспоминают правила поведения в природе. На доске ставятся природоохранные знаки.

1. На природе запоминать увиденное.

2. Не рвать цветы, травы водоемов

3. Не кричать, не включать громко музыку.

4. Не ловить насекомых.

5. Не ловить мальков и лягушек.

6. Не убивать животных.

7. Не приносить животных домой

7. Не оставлять на берегу не затушенных костров, мусор.

8. Не мыть машины в водоемах

С этого маленького дела начнется наш вклад в спасение наших водоемов.

Сюрпризный момент

Водяной: А чтобы вы не забывали о нашей встрече, о том, что надо знать и беречь животных, которые обитают в наших реках и озерах, я дарю вам книгу, в которой вы подробно узнаете об особенностях жизни … Чтение стихотворения И. Мазина «Другу природы»): 

Ты, дружок, смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей

- Все, что зовется

РОДИНОЙ твоей!

Воспитатель: Дорогой гость, наши дети приготовили тебе на память подарок и приглашают к нам в гости весной для обустройства нашего водоема.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной…

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной моторики у детей дома Звуки речи образуются в результате движений артикуляционных...

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...

Читайте также

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...