Конспект НОД «Любите и берегите природу»
в старшей группе
ОО «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Задачи:
1. Обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём).
2. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
3. Закрепить с детьми правила поведения на природе.
4. Воспитывать экологическое сознание, желание оберегать природу.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных, птицах, насекомых, с изображением лесов, водоёмов, лугов, луговых цветов; чтение книг познавательного цикла по экологии; отгадывание загадок экологического направления.
Оборудование: надувной шарик, с прикреплённым на нём листком бумаги – сообщением, музыкальный центр, ткань желтого цвета округлой формы (затоптанный луг), ткань зелёного цвета округлой формы с наклеенными на ней луговыми цветами, мяч, ткань серого цвета (озеро), макеты деревьев (одно без листьев, другие: дуб, клён, берёза), небольшие объёмные силуэты огня из картона, макеты маленьких деревьев и кустарников, зелёная ткань, картинки – схемы для выкладывания экологических цепочек, помятые куски бумаги, пластмассовые бутылки, «запрещающие знаки» по правилам поведения на природе, в быту, на воде, сделанные из тонкого картона, лист ватмана, «гнездо», клей – карандаши, тряпичные салфетки, клеёночки (на каждого ребёнка), картинки с изображением разных видов природы, кружки разного цвета, поднос, мусорный мешок.
Ход мероприятия:
Воспитатель обращает внимание детей на надувной шарик, который находится за окном. (К шарику прикреплен лист бумаги, на котором написано сообщение).
Воспитатель: - Что это за шарик? Давайте посмотрим.
Воспитатель открывает окно и берёт шарик. Звучит запись фонограммы:
«Много детских садов я облетел
А теперь и к вам я залетел!
Примите сообщения от Феи природы!»
Воспитатель отклеивает от шарика сообщение и читает:
«Здравствуйте ребята! Я недавно облетала свои владения – луга, леса, поля, водоёмы и увидела, что во многих природных зонах случилась беда. Я поняла, что некоторые люди не знают правила поведения на природе. А вы знаете? Я обхожу все детские сады и беседую с детьми, о том, как надо правильно вести себя на природе. Я скоро буду и у вас. Ждите».
Воспитатель: - Ребята! Так, значит, к нам спешит Фея природы.
Воспитатель выпускает шарик обратно в окно. Стук в дверь. Заходит Фея Природы.
Фея природы:
- Здравствуйте, ребята! А вот и я – Фея природы.
Есть в космосе только одна планета,
На которой мы с вами все живём…
Только на ней леса шумят,
Птиц, скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей нету!
Вы все конечно знаете, что наша земля очень богата плодородными землями, в лесах нашей страны обитает большое разнообразие диких животных, птиц, насекомых, растёт много разных деревьев, кустарников и цветов. И всё это надо беречь! А вы знаете, что 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды! Ребята, а вы хотите со мной попутешествовать? Я хочу вас пригласить на экскурсию, по моим природным владениям. Вы согласны?
Дети: Да.
Фея природы:
- Сейчас пройдёмте все со мной
В тиши укроемся лесной
Природы жизнь вам покажу
О ней немного расскажу.
Дети проходят по «тропинке» и попадают в лес, где произошёл недавно пожар. (Стоит сухое дерево, на полу – чёрная ткань, небольшие макеты огня).
Фея природы: - Ужас! Что здесь могло произойти?
Дети: Пожар.
Фея природы: - А почему это могло случиться?
Дети: Кто – то разжигал костёр и ушёл из леса, не потушив его. Кто – то бросил горящую сигарету.
Фея природы: - Да, есть ещё такие люди, которые не любят и не ценят природу. Ребята, сгорели растения в лесу - зверям, птицам и насекомым нечем в лесу питаться и им из – за этого придётся покинуть лес. Конечно, ужасна картина погибшего леса! Но подумайте, что можно сделать, чтобы лес снова возродился?
Дети: Посадить новые деревья, кустарники.
Фея природы: - Давайте с вами посадим новые деревья и кустарники.
Дети выставляют небольшие макеты деревьев и кустарников, воспитатель убирает сухое дерево, силуэты огня, меняет чёрную ткань на зелёную.
Фея природы: - Для того, чтобы вырос новый лес, нужно очень много времени, поэтому надо не допускать возникновение пожара. Скажите, какие правила надо соблюдать, чтобы не произошёл пожар?
Дети: Не разжигать в лесу костров. Не бросать непогашенные сигареты.
Затем Фея природы проводит с детьми дидактическую игру «Кто вернётся в лес?»: с помощью схематических картинок дети выкладывают на доске экологическую цепочку: трава – (появились) насекомые, насекомые – (появились) птицы; кустарники и деревья – (появились) звери.
Фея природы: - Представьте себе, что прошло много лет, и мы пришли в этот лес…
Звучит фонограмма «Звуки леса», дети проходят дальше – подходят к месту, где находятся макеты деревьев (дуб, клён, осина, берёза).
Фея природы: - Посмотрите, как здесь красиво! Что же это за деревья?
Дети: Берёза, дуб, клён, ясень.
Фея природы: - А какую пользу приносят деревья?
Дети: Деревья выделяют кислород, и все живые существа им дышат. Листьями и корой деревьев питаются животные.
Фея природы: - А можно ли ломать деревья?
Дети: Нет, потому что деревья могут засохнуть.
Фея природы: - А что вы видите возле этой берёзки? (Подходят к берёзе)
Дети: Муравейник.
Фея природы: - А что вы знаете о муравейниках и их жителях?
Дети: В муравейниках живут муравьи. В муравейниках много лабиринтов и этажей. Муравьёв называют санитарами леса. Муравьи очень трудолюбивы. Они живут большой семьёй. У муравьёв есть охранники, они охраняют муравейник. Ещё есть муравьи, которые кормят маленьких муравьёв и т. д.
Фея природы: - Есть такая пословица «Трудится, как муравей». Кто может объяснить смысл этой пословицы? Когда её можно применять в своей речи?
Дети: Эту пословицу применяют в речи тогда, когда хотят сказать о человеке, который любит трудиться, который много работает
Фея природы: - А можно ли разорять муравейники? Почему?
Дети: Нет. Потому что можно раздавить муравьёв, а они очень нужны лесу. Они съедают вредных насекомых.
Фея природы: - Так какие же ещё правила надо соблюдать в лесу?
Дети: Нельзя ломать деревья. Нельзя разорять муравейники.
Физкультминутка «Муравей»
Муравей нашёл былинку,
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинке
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей,
Он ползёт уже с трудом
Но зато такой хороший
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами).
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Фея природы: - Слышите, в нашем лесу запели птицы. Вы узнали голоса птиц?
Дети: Соловей, кукушка, иволга.
Фея природы: - А как вы думаете, может ли лес жить без птиц? Для чего в лесу нужны птицы?
Дети: Они уничтожают вредных насекомых.
Фея природы: - Скажите, где живут птицы?
Дети: В гнёздах.
Воспитатель подводит детей к дереву с гнездом.
Фея природы: - Правильно. А из чего они строят себе дом?
Дети: Из веточек, пуха.
Фея природы: - А для чего птицам нужны гнёзда?
Дети: Птицы в гнёздах высиживают свои яйца, выводят и выращивают птенцов.
Фея природы: - А можно ли разорять птичьи гнёзда, брать в руки их яйца?
Дети: Разорять птичьи гнёзда нельзя. Яйца птиц брать в руки тоже нельзя, так как оно может расколоться и тогда птенец не появится на свет.
Фея природы: - Молодцы, ребята! Очень хорошо, что вы все понимаете, что нельзя разорять гнёзда и надо с бережностью относиться к птицам.
Звучит фонограмма «Животные»
Между деревьями, на полу разложены следы животных.
Фея природы: - Пойдёмте дальше гулять по лесу. Посмотрите, кто это оставил следы? Я вам подскажу. Помогут вам мои загадки, но они не простые. Это загадки – обманки. Так что будьте внимательны!
Первая загадка «В малине понимает толк
Хозяин леса, это……… (медведь)
Вторая загадка «Кто любит по веточкам носиться,
Конечно, рыжая……… (белка)
Третья загадка «Клубком свернулся, ну – ка, тронь,
Со всех сторон, колючий…….. (ёж).
Фея природы: - Молодцы! Загадки отгадали, следы узнали. А скажите, чем питаются дикие животные в лесу?
Дети: Растениями, корой деревьев, другими животными, листьями.
Фея природы: - Как вы думаете, смогли бы жить животные, если бы вымерли все птицы и растения?
Фея природы: - А теперь я вам предлагаю отправиться на луг.
Дети проходят по заданной «тропинке». Доходят до места, где лежит на полу коврик желтого цвета, круглой формы.
Фея природы: - Я ничего не понимаю! Это какое – то футбольное поле! Что могло здесь произойти?
Дети: Какие – то дети играли в футбол и вытоптали всю траву.
Фея природы: - Да, и из – за этого луг пропал! Что же теперь делать? Чем мы можем помочь?
Дети: Посадить новую траву.
Фея природы: - Правильно! Но для этого надо вскопать почву, а потом только сеять траву. Пройдёт время и луг станет прежним.
Воспитатель меняет коврик желтого цвета на зелёный, на котором прикреплены луговые цветы, сделанные из ткани.
Звучит фонограмма записи «Музыка цветов»
Фея природы: - Ребята, а давайте сейчас с вами поиграем (с использованием мяча). Игра называется «Я знаю пять названий…». (названий луговых цветов: клевер, тимофеевка, пырей, мышиный горошек, луговая гвоздика и т. д.; названий насекомых луга: шмели, пчёлы, бабочки, муравьи, жуки и т. д.).
Дети стоят полукругом, Фея природы бросает по очереди каждому ребёнку мяч, дети называют пять названий луговых цветов или насекомых луга и бросают мяч обратно Фее природы.
Фея природы: - Луг – чудесное красивое место, где мы сможем отдохнуть, полежать в душистой травке, понаблюдать за красивыми насекомыми, полюбоваться цветами.
Цветы красивы луговые
Прекрасные они, когда живые.
Но если их сорвать, то ясно
Завянут они, и краса их погаснет.
Дети, есть люди, которые приходят на луг и рвут цветы, а потом их выкидывают. Можно так делать?
Дети: Нет. К цветам надо относиться бережно, рвать их нельзя.
Фея природы: - Молодцы!
Фея природы: - Отправляемся дальше в путь! Что вы видите впереди?
Дети: Озеро
На полу разложена ткань серого цвета.
Фея природы: - Ребята, посмотрите, какая в ней грязная вода! Кто же может выжить в такой воде? Раньше в этом озере водилась разная рыба, но теперь она исчезла. Что случилось?
Дети:
Ребёнок 1: Иль недалеко завод большой,
В воду грязь он льёт трубой
Ребёнок 2: Иль туристы отдыхали
В воду мусор набросали
Ребёнок 3: Иль машины моют часто
Как она не будет грязной?
Фея природы: - Вот видите, сколько могут быть причин, чтобы стала грязной вода. От этого в озере погибли все растения. Почему не видно на берегу водоплавающих птиц, лягушек, насекомых?
Дети: Потому что им нечем стало питаться.
Фея природы: - Правильно. Вот видите, опять мы с вами убеждаемся в том, что в природе всё взаимосвязано. Не будет в воде растений – не будут там жить насекомые, рыбы и дикие птицы. Скажите, какие правила мы должны соблюдать, чтобы вода в водоёме была чистой?
Дети: Не бросать мусор в воду, не мыть машины в реке.
Около «озера» разложены пластмассовые бутылки, куски смятой бумаги.
Фея природы: - Посмотрите, а возле озера кто – то разбросал мусор, бумагу, пластмассовые бутылки. Кто это мог сделать?
Дети: - Люди, которые здесь отдыхали.
Фея природы: - А можно ли так себя вести на природе, как сделали они? Куда нужно девать мусор?
Дети: Забирать с собой. А если остались остатки пищи, то их можно закопать в землю.
Фея природы: - Давайте с вами наведём порядок возле озера, чтобы здесь было чисто и красиво. Согласитесь со мной, что всегда приятно отдыхать на природе, где чисто и нет мусора.
Дети: Да.
Фея природы: - Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Дети: В лесу, на лугу, возле озера.
Фея природы: - Я уверена, что вы все хорошо усвоили правила поведения на природе. Самое главное – вы должны запомнить, что в природе всё взаимосвязано: при исчезновении каких либо живых организмов могут измениться условия среды. А это может привести к гибели других организмов. Дети, мне уже пора идти к другим ребятам, в другой детский сад.
Воспитатель: - Фея природы, а нашим детям тоже пора возвращаться назад.
Дошкольники прощаются с Феей природы.
На столе разложены разные «запрещающие знаки», нарисованные на тонком картоне из серии: на воде, дома, на природе.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на стол, на котором разложены «запрещающие знаки» с изображением того, что нельзя делать на природе, воде, дома. Выберите себе любой один «запрещающий знак», который соответствует нашему путешествию, то – есть то, что нельзя делать на природе.
Каждый ребёнок выбирает себе соответствующий знак и объясняет его значение.
Дети: Нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя рвать цветы, нельзя разорять гнёзда, нельзя кидать мусор в воду, нельзя разжигать костры в лесу, нельзя разбрасывать мусор около водоёмов, нельзя бросать непогашенные сигареты в лесу и т. д.
На доске висит большой лист ватмана. На столах для каждого ребёнка разложены тряпичные салфетки, клей – карандаши, клеёночки.
Воспитатель: - Молодцы! Сейчас я вам предлагаю наклеить свой «запрещающий знак» на большой лист ватмана и у нас получится с вами плакат. Какое название мы можем ему придумать?
Дети: «Правила поведения на природе»
Дети проходят к столам, на которых лежит всё необходимое для работы, намазывают обратные стороны «запрещающих знаков» клеем, подходят к ватману и приклеивают их к нему.
Воспитатель: - Этот плакат мы повесим в нашем детском саду, пусть его посмотрят другие дети, а вы им расскажите о том, какие правила надо выполнять на природе.
Пусть исчезнет зло на свете
Пусть с природой дружат люди.
Ведь и зайцы, и лисицы, насекомые и птицы
И растения живые – людям братья все родные!
Старайтесь их не обижать,
Любить, беречь и уважать!
Релаксация. На подносе у воспитателя разложены картинки с изображениями разных видов природы, кружки разного цвета.
Воспитатель: - Ребята, если вам сегодня понравилось наше путешествие, возьмите любую картинку с изображением природы, а если не очень, то вы можете выбрать себе любой кружок.
Дети выбирают.
Воспитатель: - Я очень рада, что вам всем понравилось!
Читайте также |
---|
Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе…
Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе «Мы к школе готовы!» Цель: Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе. Программные задачи: 1. Развивать...
Весь этот мир творит учитель
Весь этот мир творит учитель Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире...
Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы…
Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные» Цель квеста: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности у детей...