Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи «Край, в котором мы живём»

Программное содержание:

1. Расширить и закрепить знания детей о России.

2. Дать знания о богатстве, природе и достопримечательностях родного края, формировать чувство гордости за родной край.

3. Развивать навыки анализирующего восприятия и на этой основе формировать представление об отдельных общественных явлениях.

4. Повышать уровень сенсорного и умственного развития.

5. Формировать навыки связного речевого высказывания.

Образовательные области: здоровье, физическая культура, социализация, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Оборудование:

1. Карты России.

2. Глобус.

3. Полезные ископаемые, предметы из камней.

4. Картины с изображением гор, озёр, рек, деревьев.

5. Репродукция портрета Петра I, картина Иогансона «В сталелитейном цехе».

6. Игрушка лошади, подкова.

7. Книга Н. Агапова «История-сказ об Урале-батюшке».

Предварительная работа:

1. Закрепить понимания значения слов: «царь», «слуги», «кованые», «подкова».

2. Привлечь родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе предметами и украшениями из уральский камней.

Словарная работа:

Край, самоцветные камни, полезные ископаемые, сказ, слуги, украшения.

Методы и приёмы:

Беседа, пояснение, чтение художественного произведения, действия с произведениями народно-прикладных промыслов.

 

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Назовите страну, в которой мы живём и покажите её на карте.

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины и покажите её на карте.

Дети: Столица нашей родины – Москва.

Воспитатель: Назовите города, которые расположены рядом с нашим городом и покажите их на карте.

Дета: Рядом с нашим городом Снежинском находятся города Касли, Челябинск, Екатеринбург, Озёрск, Кыштым.

 

II. Основная часть.

1. Воспитатель показывает на карте России место, которое называют Урал (Челябинская область, Магнитогорск, Челябинск, Свердловская область, Екатеринбург, Нижний Тагил и др.).

Показывает наш город Снежинск и уточняет, что об Урале знают не только в России, но и в других странах (показывает их на глобусе).

Воспитатель: Знаете ли вы, чем богат Уральский край?

Дети: Урал богат озёрами, реками, лесами, горами, полезными ископаемыми.

Воспитатель: Попробуем сегодня узнать, что об Урале знают люди, которые живут в других местах нашей страны? Чем знаменит наш край?

2. Рассказ воспитателя «Почему наш край назвали «Уральским»?

Воспитатель читает «Историю-сказ об Урале-батюшке» Н. Агапова: «Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Петром I. Умный был царь: много читал, много учился и работал. (Показывает город на карте (уточняет, кто такой царь), показывает репродукцию Петра I).

Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули. Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озёр глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. (Уточняет, что это такое и для чего подковывают лошадей). Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идёт себе лошадь по дороге, а лошади Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней кованных к себе притягивают, идти дальше не дают. Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей учёных в тот волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озёр, руды железной, золота, каменьев самоцветных видимо-невидимо».

Воспитатель: Понравился вам «сказ об Урале»? Что рассказали царю учёные люди про Урал?    

Дети: Учёные сказали, что на Урале много лесов, рек, озёр, золота и драгоценных камней.

 

Физкультминутка

Русская народная подвижная игра «Капуста»

На середину ковра складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это капуста).

Выбирается хозяин, он изображает то, о чём говорит:

Я на камешке сижу

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобёр и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унёс больше «капусты» – победитель.

3. Знакомство с самоцветными камнями и минералами, добываемыми на Урале.

Воспитатель: Мы тоже можем увидеть богатства Урала, но только в музее. Представьте, что наша группа – это музей. Посмотрите на столы, на них расположены образцы полезных ископаемых, украшения из уральских камней.

Дети подходят к столам, рассматривают образцы полезных ископаемых, по ходу уточняем название, сравниваем по цвету, прочности, весу, находят сходство и отличие.

Воспитатель: Кто же это богатство для нас с вами добывает?

Дети: Полезные ископаемые добывают люди.

Воспитатель: Полезные ископаемые представляют для людей большую ценность и необходимы для жизни. Из железной руды на больших заводах (показывает иллюстрацию с изображением металлургического предприятия) выплавляют металл. Из металла делают разные машины. Дети подходят к стенду, где стоят макеты: разные машины, танки, самолёты. Воспитатель уточняет необходимость металла для людей через разрешение противоречия «А если бы не было».

Воспитатель: Что бы было, если б не было металла?

Дети: Не было бы машин, самолётов, станков, инструментов.

Воспитатель: Что бы было, если б не было угля?

Дети: Не было бы тепла в домах, детских садах, школах, больницах. Все бы замёрзли.

Воспитатель: Что бы было, если б не было самоцветных камней?

Дети: Не было бы красивых украшений, шкатулок.

Воспитатель: Что бы вы сказали царю Петру I, если б встретили его?

Дети: Мы сказали бы царю, что Урал по-прежнему самый богатый край в России.

4. Беседа воспитателя о природе Урала.

Воспитатель: Вспомните сказ об Урале. Что ещё, кроме гор, увидели слуги на Урале?

Дети: Слуги царя увидели леса, реки, озёра, много птиц и зверей.

Дети подходят к стенду, где расположены картины с изображением природы Урала. Каждый ребёнок выбирает себе картинку и готовит описательный рассказ по ней.

 

III. Итог НОД

Воспитатель: Почему об Уральском крае, в котором мы живём, знают люди в России и в других странах?

 

IV. Оценка деятельности детей

Воспитатель: Сегодня постарались все дети. Все были внимательными, активными. Молодцы!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

НОД в младшей группе «Зима в лесу»

НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...

Читайте также

Конструирование в подготовительной группе

Конструирование в подготовительной группе Кружок технической направленности «ЛЕГО-ГО» в подготовительной к школе начал свою работу с сентября 2021 года. Кружок посещало 15...

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...