Сайт для воспитателей детских садов



Занятие по проекту: «Мой край родной»

Программное содержание

Продолжать знакомить детей с историей родного края. Расширять и углублять знания детей о «малой родине», опираясь на непосредственный опыт.

Учить рассказывать легенды, былины, сказание, предание старины о происхождении названия города Самары, реки Волги, Шпулей.

Воспитывать любовь к родным местам, гордость за людей, живущих в Самарской губернии.

Активизация словаря: край, малая родина, род, родословная, родня, легенды, сказания, былины, предание, курган, дружина, кочевники.

Предварительная работа

Беседы о городе, Самарской области, о том, чем славен наш край.

Чтение произведений, легенд, былин о Волге, Жигулях, заучивание стихов о городе Самаре, его достопримечательностях

Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников, альбомов, открыток с изображением памятных мест, пейзажей природного ландшафта

Экскурсии по городу, посещение краеведческого, исторического, художественного музеев.

Просмотр видеофильмов, слайдов, о Жигулевском Заповеднике, Самарской Луке.

Рисование на тему: «Мой любимый город», «Край в котором я живу».

Материалы и оборудование

Карта Самарской области, репродукции картин И. Репина «Бурлаки на Волге», «Жигули», «Волжский пейзаж», И Айвазовского «Волга у Жигулевских гор» (1887 г,), Ф, Васильева «Берег Волги после грозы» (1871 г.), открытки с видом на Волгу, достопримечательностями города.

Книги с иллюстрациями и очерками о городе и крае: «Самара, культура провинции», «Жемчужина Жигулей (легенды, сказы, предания, былины)».

Рисунки детей на тему «Мой любимый город».

Карточки к игре-викторине «Вокруг Самары за несколько минут» (с изображением символики города и области и вопросами к ним).

Аудиокассеты с записями песен о Волге, городе Самаре, Жигулях.

Календари с видом города.

 

Звучит песня «Ты моя Россия»

Дети заходят, водят хоровод.

Здороваются с гостями и проходят на стулья.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним - в какие места мы с вами отправлялись в путешествия на наших занятиях?

Дети: На морское дно, по различным странам, по солнечной системе, по карте России, по родному городу,

Воспитатель: Но после каждого путешествия, куда мы возвращались?

Дети: Домой, в детский сад, на Родину.

Воспитатель: А что же такое для человека Родина?

Дети: Дом, где родился, страна, в которой мы живем, это мама и папа, это место где жили наши предки и т.д.

Воспитатель: Да все это и есть Родина, т.е. родное место. Откуда произошло само слово «Родина»? Послушаем детей, которые нашли в словарях слова близкие по значению этому слову.

Дети: Слово родина произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством, т.е. людей, происходящих от одного общего предка. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного рода. А само слово «род» - обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов называйся Роденъ (Родня). Он был назван в честь древнего славянского бога Рода.

Воспитатель: Давайте послушаем, как описывают Родину поэты в своих стихах

Дети читают стихи о Родине.

Воспитатель: Все люди, которые прожива­ют в определенном государстве, считают эту страну своей большой Родиной. Наша большая Родина - это страна, которая называется Россия, Наша страна - одна из самых больших в мире. Все знают, что Россия - богатая страна.

Необозрима ширь полей. Степей необъятный простор. Это - Россия!

Сидишь у прохладной реки. Смотришь в спокойное небо. Бредёшь лесными тропами. Это - Россия!

Ты видишь древние стены Кремля. Блеск куполов над Храмами.

Это - Россия!

Ты видишь сотни радостных глаз. Движется людское море. Песня летит над толпой. И это тоже - Россия! Россия, Родина - прислушайтесь к этому слову. Оно так близко другим словам; родня, родимая, родословная, родственник, народ. Вслушайтесь еще раз; родимая, родной - о ком мы так говорим? (о мамах, сестрах, папах и т.д.). Мы произносим эти слова ласково, с любовью, Хорошо, когда люди любят друг друга, свою семью, своих друзей, свою Родину. От этой любви Родина становится богаче, сильнее. Как вы думаете, что значит любить свою Родину?

Дети: Значит, знать ее историю, настоящее и прошлое, все делать для нее. Чтобы ей было хорошо; это значит защищать ее и жалеть, когда ей трудно.

Воспитатель: У каждого человека кроме большой родины, есть еще и малая родина. Кто знает, что же это такое - малая Родина?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, это место, где ты родился, живешь. Наша малая Родина - это Самара, нельзя не любить и не знать место, где ты родился и живешь. А как вы думаете, что могут сделать люди (вы) для своей Родины?

(Дети: Беречь и любить ее, хорошо трудиться, учиться, знать историю своего края, дос­топримечательности).

Давайте вспомним, какие же художники в своих работах выражали любовь и восхищение природой своего края.

(Дети: Репин, Шишкин, Левитан, Саврасов)

Приглашаю вас в музей юных художников, самарских художников, художников детского сада «Журавленок». Мы посмотрим их работы, в которых художники отразили свои любимые уголки природы нашего Самарского края.

(Показ репродукций картин. Дети рассматривают работы).

Звучит песня «Течет Волга» Марка Фрадкина и Льва Ошанина. Далее несколько детей рассказывают, что за уголок природы они изобразили.

Воспитатель: Спасибо художникам за интересные работы.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на карту России. Кто сможет найти на ней территорию Самарского края?

(ребенок показывает и рассказывает, что территорию Самарской области легко найти по знаменитой излучине, изгибу, которой образует река Волга).

Воспитатель: предлагает посмотреть карту Самарской области.

Вглядитесь, что вам напоминают контуры Самарской области? Да, контуры сердца. Это символично потому, что, располагаясь в Среднем Поволжье, Самарская область находится в центре сплетения важных транспортных путей. Обладает мощным промышленным комплексом. Торговые пути протянулись далеко, во многие зарубежные страны. Давайте вспомним, что производит наша область. Что дает область стране?

Дети: Легковые автомобили, станки, строительные материалы, зерно, макароны, шоколадные конфеты.

Воспитатель: Самарская область - живописный край, прекрасная часть нашей огромной России. И сегодня мы отправимся в новое, увлекательное пу­тешествие по самым живописным местам нашей области.

Но для начала давайте узнаем, кто из вас является знатоком своего города. Поиграем в игру «Вокруг Самары за несколько минут»

(проводится викторина с вручением дипломов).

Ну, а сейчас отправляемся в путешествие. Одним из самых примечательных и живописных мест является Самарская Лука. Здесь сохранились редкие животные и растения. Уникальны и Жигулевские горы, и Сокольи горы (Жигули).

Давайте послушаем, откуда же произошло это название «Жигули» (рассказывают дети).

1. По одной из версий, название «Жигули» происходит от слова «джигули» - так называли бурлаков восточные купцы в XIV веке.

Другое древнее название Жигулевских гор – «Девьи горы». Полагают, что когда-то здесь кочевали воинственные амазонки и поэтому на некоторых древних картах эти места названы Амазонией.

2.. «Жигули много лет назад».

Ребенок: Около 300 миллионов лет назад вся территория области была занята морем и лишь в районе Жигулей возвышались редкие острова. О тех да­леких временах напоминают часто встречающиеся здесь следы растений и рыб. Около 150 млн. лет назад были найдены останки динозавров, нашли их недалеко от г. Сызрани. Эти находки хранятся в Самарском краеведческом музее. В районе Оврага Подпольщиков обнаружены следы древних животных: мамонта, носорога, бизона, верблюда, пещерного медведя.

Воспитатель: Спасибо за интересные сообщения.

Названия многих мест в Жигулях связаны как с реальными исторически­ми событиями, так и с легендами преданиями, былинами.

Еще в давние, давние времена народ, живущий в наши краях, сочинял сказки, легенды, где воспевал красоту своего края, Но сейчас с грустью и сожалением приводится говорить, что все это стало забываться. Мамы не рассказывают эти легенды своим детям, как обычно рассказывают народные сказки детям на ночь. Даже в школе сейчас об этом не услышишь. Но я очень хочу, чтобы вы заинтересовались, не забывали того, что когда-то придумали люди, и в будущем рассказали бы их своим детям.

Но для начала давайте узнаем, что же такое:

Легенда - это рассказ о ком-либо, о чем-либо историческом, приукрашен­ный красивыми историями.

Быль - рассказ о действительном происшествии, но что уже прошло; прошлое.

Предание - устный рассказ, история, передающееся из поколения в поко­ление.

Итак, я начинаю свой рассказ.

 

Легенда о том, как Появились Жигули (звучит музыка «Есть на Волге Утес».)

Своенравна, как все красавицы, горда и вольнолюбива Волга. Хорош собой и Молодец. И высок, и силушкой не обойден - сколько бурь ни проносились над ним, выстоял, сколько молний ни обжигало его каменную грудь, все ему нипочем. А уж о верности и говорить нечего - от зари до зари готов был глядеться Молодец в светлые очи Волги.

Но не люб он был красавице. Уж больно молчалив: веками словечко не обронит. Да и на подъем тяжел - столетьями стоит, не шелохнется. То ли дело - седовласый Каспий! И мудр и величав. Лишь только ветром жарким пахнет на него пустыня, тотчас заколышется, забурлит, разгуляется - ни одному молодцу с ним тогда не потягаться. Плывут ли над Волгой пушистые облака, звезды в нее смотрятся — все думает Волга о встрече с могучим Каспием.

И решилась однажды Волга: кинулась навстречу Каспию через леса и долины. Увидел это могучий Молодец и бросился наперерез красавице с верной своею дружиною. Тяжко пришлось Молодцу, за века крепко прирос он к месту. Шаг ступит - скалы с плеч рушатся, еще раз переступит - земля вокруг трещи­нами идет, холмы образуются.

И все же успел Молодец; преградил он дорогу Волге каменной своей грудью.

Разбурлилась, вспенилась Волга, но видит - не пробиться ей, силушки не хватает, не вырваться из плена. И решила тогда она схитрить. Приласкалась обманщица к великану, речами, сладко журчащими, усыпила его со дружиною, и по-кошачьи, тихо, крадучись обогнула спящих, убежала - таки к далекому Каспию.

... Много веков минуло с той поры. Обратился в Молодецкий курган, крепко уснувший Молодец, лесом поросла его очаровательная дружина, Вечен их сон. Так вот и появились на свет Жигули (показ картины «Жигулевские горы»). Начинаются Жигули с горы Светелка, недалеко от села Усолье.

 

Быль о горе Светелка

(рассказывает ребенок)

Ребенок: Когда-то в далекие времена гора служила караульным бугром. На вершине стоял шалаш, а рядом висел котел с дегтем - это был своеобразный маяк. Если караульный видел кочевников, он поджигал котел с дегтем, и все жители разом поднимались по тревоге. А позднее граф Орлов на вершине этой горы построил высокую застекленную башню, где стали отдыхать путешественники.

Воспитатель: Ребята, а кроме природы в преданиях, легендах запечатлены и имена народных героев. И сегодня я вам расскажу об одном таком герое. Помните, я говорила вам о Степане Разине - борце за свободу, этакий Робин Гуд волжского края. И был у него друг Федор Шелудяк.

Что же произошло, почему один из утесов назван его именем.

 

Предание

Давным-давно то было, когда войско Степана Разина и Федора Шелудяка воевали за свободу с царскими войсками. И вот в одном бою неравные оказались силы, и туго пришлось Федору. Ранили его и захотели взять в плен. Забрался тогда он на высокую гору и встал у края пропасти, кровь стекала на камень из рассеченного виска, а внизу стояли царские войска и жгли костры. Но знал Шелудяк - живым он врагу не дастся. Кинулся вниз - навстречу дико засвистевшему ветру. Заликовали, обрадовались враги, но рано. Вдруг раздвинулся камень и бережно принял его в свои недра. Так спасла удальца Хозяйка Каменных гор. Но атаман не обрадовался избавлению, без солнца, без красавицы Волги стал он чахнуть. Так и погиб он. А хозяйка горы очень расстроилась и стала каждый день плакать и слезы ее стекали в каменную чашу. Помрачнел утес, и назвали его именем атамана. Так и появился Утес Шелудяк и углубление, которое люди назвали Каменной чашей.

Понравились вам легенды? Люди умирают, а песни, сложенные ими, живут в веках. Предания и легенды, созданные народом, бессмертны, как и сам народ. В них - память сердца, в них - завет грядущим поколениям.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Я буду очень рада, если оно вам понравилось, если легенды вас заинтересовали. И на следующих наших занятиях мы еще много чего узнаем о нашей малой Родине, о Самарском крае. Мы познакомимся с наиболее интересными местами Жигулей, узнаем про гору Верблюд, про гору Лепешка, про пещеру Степана Разина и братьев Греве и еще много чего интересного.


А в заключение нашего занятия я хочу, чтобы вы послушали стихотворе­ние Евгения Синицына «Берегите Россию».

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе,

И родное оконце в позабытом селе...

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой.

Л.Н. Толстой сказал: «Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».

Цените, любите, берегите все то, что создала для нас матушка природа. И мы с ребятами хотим подарить детскому саду небольшую картину Айвазовско­го «Волга у Жигулевских гор».

И вам, ребята, я хочу подарить на память о нашем занятии небольшие по­дарки (календарики). Если вам доведется когда-то уехать далеко, или просто станет грустно, то закройте глаза и вспомните все, о чем мы сегодня говорили и эту песню, и тогда пройдет грусть и печаль.

(Звучит песня «Край ты мой любимый»).





Новые публикации

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках»

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках» Существует множество вариантов различных театров, которые очень нравятся детям и взрослым. На многих сайтах встречаются интересные статьи...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешес…

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по математическим тропкам» Цель занятия: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога. Задачи: Обучающие: Упражнять в...

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Тема: «Прир…

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природыТема: «Природа - наш дом» Цель: формирование гармоничных отношений между родителями и детьми в...

Читайте также

Занятие по развитию речи во 2 младшей группе Рассказ К. Д. Ушинского «Ходит по д…

Занятие по развитию речи во 2 младшей группеРассказ К. Д. Ушинского «Ходит по двору петушок»   Цель: уточнять представления детей о внешнем...

Конспект логопедического занятия «Звуки [д], [д']»

Конспект логопедического занятия «Звуки [д], [д']»   Цели занятия. Образовательная: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звуков [д] и [д’], дифференцирование звуков...

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказа на тему «Зимние забавы» …

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказа на тему «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста   Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие. Виды...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    Очень интересно! Детям будут с удовольствием изучать и закреплять материал!

    Подробнее...

     
  • Альбина
    Здорово! Вы большая молодей!

    Подробнее...

     
  • Елена
    А где продолжение?

    Подробнее...

В блогах

Уголок пожарной безопасности в младшей…

Заботиться  о  пожарной  безопасности  дома, в детском  саду, на улице необходимо всегда. Поэтому  мы в своей  группе совместно  с родителями создали  такой  уголок  пожарной  безопасности, чтобы дети  имея  перед  собой...

Поздравляем наших пап!

22 февраля 2019 года  воспитанники 6 группы Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка и их родители собрались в музыкальном зале, чтобы отпраздновать День защитника Отечества. Воспитатели группы Стрельцова Жанна...

Конспект НОД по развитию речи у детей ср…

Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Задачи: - подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине; -учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы. Материалы: картина «Собака со щенятами», игрушки-...

Игры и упражнения для детей в период ада…

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Цель игр — это не развитие...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство