Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познание»

Тема: «Первобытные люди»

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить с внешним обликом первобытного человека и его бытом

- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным, развернутым ответом

- совершенствовать навыки самомассажа, умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение, с помощью релаксационных музыкальных произведений

Развивающие:

- формировать связную речь

- расширять словарный запас

- формировать пантомимические способности

- способствовать двигательной активности через физкультминутки, полосу препятствий, игры-пантомимы

- способствовать развитию памяти, воображения, логического мышления, зрительной и моторной координации, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с партнером, в микрогруппе

Словарная работа: первобытный человек, племя, шкура, саблезубый, пещерный, древний, ловушка, копье, собиратель, разжигать.

Материал:

  1. Картины с изображением первобытного человека; картинки древних диких животных (мамонта, саблезубого тигра, пещерного медведя); жилища человека
  2. Заготовки для шитья одежды из картона, шнурки большого размера
  3. Бусины большого размера по 3 зеленых и 3 красных на каждого ребенка, шерстяные нитки, 2 корзины
  4. Ребристая дорожка (тряпичная с нашитыми внутри деревянными реечками), деревянная дуга для пролезания, 3 обруча, деревянные палочки (длина – 80 см, диаметр – 2 см)
  5. Фольга (10*15 см) на каждого ребенка
  6. Камешки-муляжи по количеству детей
  7. Дидактическое пособие «Чудо-карандаш», сухой песок, схемы пиктограммы
  8. Массажный коврик (тряпочный – 150 см*40 см, разделен на 3 части: 1- камешки, 2 – горох, 3 – гречка)
  9. Магнитофон, аудиозаписи, мультимедийная установка

Предварительная работа:

Игры-пантомимы, речевые подвижные игры с деревянными палочками, самомассаж

 

Ход занятия:

Воспитатель привлекает внимание детей, и все вместе садятся в круг на ковер. Звучит индейская музыка, гаснет свет на несколько секунд, затем загорается.

Воспитатель: Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Сейчас я расскажу вам правдивую историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (показ картины – первобытного человека).

Дети: Первобытный человек…

Воспитатель: Как вы думаете, откуда он взялся?

Ответы детей (возможно наводящие вопросы воспитателя)

Воспитатель: Существуют различные теории о происхождении человека. Но тем не менее, был он вот такой, наш далекий предок. Какими физическими качествами, по-вашему, обладал древний человек?

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы)

Дети: Сильный, смелый, ловкий и т.д.

Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. Скажите мне, пожалуйста, как и в чем помогали ему эти три качества? (на мультимедийном экране демонстрирует сюжетные картинки)

Дети: Охотиться, убегать от хищников и т.п.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что он был одет.

Дети: В шкуру.

Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды, портных, которые шили бы ее, фабрик.

Воспитатель: а хотите, мы с вами ненадолго превратимся в первобытных людей?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда отправляемся на необитаемый остров!

Физкультминутка «Острова»

Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.

Раз, два – острова.

(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)

Три, четыре – мы приплыли.

(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)

Пять, шесть – сходим.

(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч))

Семь, восемь – сколько сосен.

(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)

Девять, десять – мы в пути.

(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги»)

Досчитал до десяти!

(Выполнить четыре движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь правой руки на голову,

2) тыльная сторона левой руки под подбородок,

3) ладонь правой руки касается правой щеки;

4) ладонь левой руки – левой щеки. Затем руки поочередно вперед и звонкий хлопок в ладоши)

Воспитатель ставит перед детьми старинный сундук.

Воспитатель: Вот мы уже на необитаемом острове! Что нам необходимо сделать, чтобы внешне быть похожими на первобытных людей?

Дети: Переодеться!

Воспитатель: Правильно, но где мы возьмем эту одежду?

Дети: Сделаем сами

Воспитатель: (открывает сундук). Вот вам все необходимое. Посмотрим, кто быстрее «Сошьет» себе одежду

Игра на развитие мелкой моторики и зрительного восприятия «Модельер» (шнуровки)

Воспитатель: А кто догадается, зачем нужна была одежда из шкуры?

Дети: Она защищала людей от холода

Воспитатель: Да, как спасался первобытный человек от холода – вы догадались. А может быть, вы скажете мне, что еще нужно было человеку, чтобы выжить?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, ему требовались вода и еда. Где он брал воду?

Дети: Из реки, ручейка и т.п.

Воспитатель: Тогда, что же он ел?

Дети: Ягоды, траву, мясо

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами отправляемся на лесную поляну. Надеваем «Шкуры» - и в путь на сбор съедобных ягод.

Пока дети одеваются, воспитатель рассыпает муляжи ягод (бусины большого размера).

Воспитатель: Давайте разделимся на две команды, у нас будет два племени. Ваше племя будет называться «Быстрые тигры», а ваше – «Сильные медведи». Посмотрим, чье племя ловчее и быстрее.

Начинаем собирать ягоды по звуковому сигналу.

Соревнование «Собиратели»

Под веселую музыку дети собирают бусины в две корзины.

Подведение итогов соревнования.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кроме того, что первобытные люди ели ягоды, что еще они из них делали?

Дети: Бусы, украшения

Воспитатель: Так может, и мы попробуем сделать бусы?

Дети: Да!

Воспитатель: (высыпает бусины в одну корзину, предлагает детям сесть в круг и раздает шерстяные веревочки). Устраивайтесь поудобнее вокруг корзины и возьмите по очереди несколько бусин, чтобы у всех были бусы одинакового размера. Чтобы они были красивыми, нанизывать нужно сначала красную, затем зеленую.

Игра «Сделай бусы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление и зрительную координацию.

Под спокойную музыку дети нанизывают бусинки на нитку.

У каждого ребенка должно быть по шесть бусин.

Воспитатель: Какие красивые бусы получились!

Теперь давайте примерим их.

Дети надевают бусы.

Вот мы нарядились, надели бусы, а как же нам раздобыть мясо?

Дети: Надо идти на охоту

Воспитатель: Да, надо идти на охоту. В те далекие времена на земле водились мамонты (Показывает иллюстрацию) На какого зверя похож мамонт?

Дети: На слона

Воспитатель: Верно. А чем мамонт отличается от слона?

Дети: У мамонта шерсть и огромные бивни

Воспитатель: А еще водились саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли, клыками и огромные пещерные медведи (показывает иллюстрации). А как вы думаете, что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями?

Дети: Оружие

Воспитатель: Из чего его можно сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копье и руку топора. Но перед этим они проверяли дерево на прочность (показывает картинки). Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы, прежде чем отправимся на охоту, изготовим копьё первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы сделаем из фольги. Но сначала нам нужно где-то раздобыть деревянные заготовки для копий. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну тогда вперед!

(дети подходят к полосу препятствий)

Воспитатель: о, да в лес еще и не так легко пробраться! Попробуем?

Дети: Да!

Полоса препятствий.

Дуга для подлезания – ветки деревьев

Узкая тропинка – ребристая доска

Обруч – яма

«Ручеек», над ним «мостик» - деревянные палочки (длина – 80 см, диаметр – 2 см)

Воспитатель: Ребята, оглянитесь назад, вот этот мостик вам нечего не напоминает? Подумайте, на что похожи палочки.

Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель, задает наводящие вопросы.

Воспитатель: Ну конечно, из палочек мы и сделаем с вами копья (каждый берет по одной палочке). Посмотрите, какая здесь прекрасная зеленая поляна! Как раз на ней и остановимся.

Дети проходят на «поляну» (зеленая плотная клеёнка), держат в руках палочки.

Воспитатель: Ребята, а как мы узнаем, хорошие ли получатся копья?

Дети: Надо проверить их на прочность

Воспитатель: Сейчас мы их проверим. Повторяйте за мной.

Физкультминутка «Какое оно?»

Воспитатель читает стихотворение, выполняет действия с палочкой, дети повторяют. Они стоят врассыпную, чтобы не мешать друг другу, сняв обувь.

Воспитатель: Чтобы узнать, какое оно, мы наступим на него.

Кладут на пол перед собой палочку и наступают двумя ногами на правый край, при этом и пальцы ног и пятки должны касаться пола – ступня ноги принимает форму дуги.

По нему пройдемся влево,

А затем вернемся вправо.

Ходьба приставным шагом влево, затем в и.п.

Мы шагаем елочкой, пальцы – как иголочки.

Ходьба «елочкой», наступая пятками на палочку, пальцами на пол.

Воспитатель: На прочность палочки проверили, теперь можно делать копья. Усаживаемся поудобнее на полянке.

Дети рассаживаются так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель раздает кусочки фольги, садится перед детьми.

Показ с объяснением: на палочку прижимаем один край фольги, другой край сминаем, делая острый кончик.

Пока дети выполняют работу, воспитатель продолжает свой рассказ, при необходимости помогает детям.

Воспитатель: После удачной охоты нужно было приготовить пищу. Как первобытные люди готовили еду?

Дети: На огне, костре

Воспитатель: А как они его разжигали?

Дети дают ответы.

Воспитатель: Разжигали они его с помощью деревянной палочки и камня, сильно растирая их друг о друга, а иногда во время грозы молния ударяла дерево и оно загоралось. Тогда люди брали ветку и поджигали ее о горящее дерево, а чтобы огонь не погас, день и ночь по очереди дежурили у костра, подкладывая дрова. Так они готовили еду и обогревались. Давайте покажем, как добывали огонь.

Самомассаж

Воспитатель раздает детям деревянные палочки и камушки в мешочке.

Дети за воспитателем показывают, как с помощью этих предметов высекали огонь.

Воспитатель: Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Сейчас погаснет свет, и мы снова станем мальчиками и девочками, живущими в настоящее время.

Звучит музыка, гаснет т включается свет. Воспитатель помогает детям снять шкуры, попутно задавая вопросы для закрепления.

- Как назывались люди, в которых мы превращались?

- Во что они одевались?

- Что ели?

- На кого и с помощью чего охотились?

- Где жили?

- Понравилось ли вам быть первобытными людьми?

Дети отвечают на каждый вопрос.

 

Список используемой литературы:

1. С.А. Козлова, Л.И. Катаева «Мой мир» развивающие занятия с дошкольниками, Издательство: Линка-пресс, М, 2000г.

2. Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф. «100 комплексов ОРУ для дошкольников с использованием стандартного и нестандартного оборудования», Издательство: «Скрипторий 2003», 2010г.

3. С.Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ» Метолическое пособие, Издательство: Творческий центр, М, 2008



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Занятия по ФЭМП с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие в мир знаний» Программное содержание: Цель: Создание условия для формирования, развития, и расширения мыслительных операций в...

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к нам пришла» Цели: Закрепить представления детей об осени, ее признаках; закрепить...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» Возраст учащихся: дети дошкольного возраста 3-4 года. Срок реализации программы: 1 год. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы Дошкольный возраст...

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Витамины растут на…

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»