Русская народная сказка «По щучьему велению»
из цикла занятий по теме «Путешествие в Страну Книг»
старшая группа
Цели:
- активизировать умственные способности детей, творческие способности детей.
Образовательная область: Чтение художественной литературы.
Вид детской деятельности: чтение художественной литературы.
Программное содержание:
- Познакомить детей с персонажами сказки "По щучьему велению";
- Побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности; развивать умение следить за развитием действия в сказке.
- Развивать речь, воображение, мышление, фантазию.
- Создать дружелюбную атмосферу, хорошее и радостное настроение. -Вызвать у детей интерес к народному творчеству.
- Воспитывать умение детей работать в коллективе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказке, инсценировка отрывка из сказки.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Музыка».
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- игровой.
Приемы:
- беседа, использование загадок;
- путешествие на "мечталёте".
Оборудование: кукольный театр "По щучьему велению", картинки с изображением героев, зеркала для арт. гимнастики.
Познакомить детей с различными приёмами и видами деятельности, которые будут повторяться почти на всех занятиях:
- круг(приветствие);
- звон колокольчика;
- слушание;
- рассказывание;
- проговаривание;
- рассматривание иллюстраций;
- знакомство с литературным героем(игрушка);
- инсценировка;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Дети встают в круг.(Круг-это возможность всем посмотреть друг на друга, взяться за руки и почувствовать себя своим среди ровесников).
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один, мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить.
Мы рады, мы рады, мы рады Венечке, Вероничке и т.д.
(Называются все дети для создания психологического комфорта)
Дети остаются в кругу.
- В этом году мы совершим много удивительных путешествий в "страну Книг" на необычной машине -"мечталёте".
- Вслушайтесь в название -"мечталёт".
Лексическая работа над словом мечталёт.
- Машина у нас необычная и она издаёт много интересных звуков. Но чтобы их произнести, давайте подготовим наши ротики. Ротики будут гудками у нашей машины.
2. Артикуляционная гимнастика. (На каждом занятии разные упражнения в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда).
- Машина готова к полёту! Начинаем путешествие! Отправляемся на планету Сказок! Полетели! (Свободные движения по группе, имитация полёта).
Дети садятся на стульчики.
- В мире много сказок
Грустных и смешных
Не прожить на свете
Без любимых книг.
- Давным-давно люди не умели ни читать, ни писать. Но до нас дошли старинные русские народные сказки, потешки, считалки, пословицы и поговорки. Как это произошло? Как вы думаете? (Размышления, ответы детей). - В старину люди рассказывали друг другу, отец сыну, а сын своему сыну. Передавали из уста в уста. (Лексическая работа над словом уста). Каждый хотел что-то добавить в сказке, приукрасить. И теперь мы называем этот вид творчества-устное народное.
До нас дошло много сказок. И сегодня мы познакомимся с одной из них. К нам в гости пришёл Емеля(кукла). Он хочет с вами поиграть. Отгадайте загадку: У двух матерей по 5 сыновей, одно имя у всех. Братья годами равные, а ростом разные. (Пальцы).
3. Пальчиковая гимнастика "Рыбки".
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"
Молодцы, Емеле очень нравится!
Разучиваем закличку:
Раз, два, три, четыре, пять-
Можно сказку начинать...
В такт каждому слову хлопаем в ладоши. Эти волшебные слова всегда будут помогать нам попасть в сказку.
4. Рассказывание сказки "По щучьему велению."
Звучит колокольчик. (Звук колокольчика играет значительную роль в занятиях: влечёт, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить).
5. Обсуждение сказки с детьми.
- Скажите свое мнение о прослушанной сказке?
- В какое время года происходит действие в сказке?(Зимой).
- Какой показалась сказка в целом: веселой, грустной, таинственной. Кто из действующих персонажей больше всего запомнился и почему?
- Кто является главным действующим лицом в сказке?
- Какие действия происходят в сказке?
- Какие из кукол подойдут для постановки?
6. Кукольный театр. Инсценировка отрывка из сказки. (Заготовка с маленькой группой детей).
Емеля
Как по щучьему веленью,
Да по моему хотенью,
Делай, как я говорю:
Поезжай-ка, печь, к царю!
Дом шатается, из него выезжает Емеля на печи и едет через лес к дворцу.
Емеля (поет)
Не возьмешь меня, мороз –
Печь моя как паровоз!
Даже в небе облака
Не догонят дурака!
Из дворца выходят царь. Печка останавливается перед дворцом.
Царь (грозно)
Что ж ты натворил, злодей?
Ты зачем давил людей,
Царские леса рубил
И боярина побил?
Емеля
Я ни в чем не виноват.
Все! Поехали назад!
В окне дворца появляется Марья-Царевна. Емеля смотрит на нее.
Емеля
А царевна-то пригожа.
Жаль, на батюшку похожа.
Как по щучьему веленью,
Да по моему хотенью
Пусть она средь бела дня
Страшно влюбится в меня!
Возвращайся, печь, домой!
Печь медленно едет к избе. Марья-Царевна выбегает из дворца и бежит следом.
7. Итог.
Звон колокольчика.
Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки,
Отвечайте без подсказки.
Ответы:
- Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелыми и т.д
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит,
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Используемые материалы:
1. "Воспитание будущего читателя" Е.Кузьменкова;
2. "Уточнение представления детей об авторских и народных сказках" Н.Грабовец.
Читайте также |
---|
«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно – эстетическому…
«Большие и маленькие морковки». Образовательная деятельность по художественно–эстетическому развитию в средней группе Цель. Упражнять в умении лепить большие и маленькие предметы...
Сценарий Фестиваля
Сценарий Фестиваля Звучит фонограмма песни «Открытая Россия». Ведущая: (поёт) Гости дорогие, приветствуем мы вас! Ждали с нетерпеньем Всех мы здесь сейчас! В нашей «Василинке» Рады всем гостям! Ведь...
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...