«В одной стране»
музыкально-игровое занятия с использованием ритма речевых игр по мотивам произведений И.Токмаковой

Введение

Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок К. Орфа.

 

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и мелодического, считал К. Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизованная речь получила в концепции К.Орфа название «речевых упражнений и игр».

 

Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный, измененный в педагогических или иных целях.

 

По отношению к музыке речевое упражнение означает прежде всего ритмическую и темброво-звуковую тренировку.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении даже дошкольниками, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования.

 

Каждая речевая модель подразумевает различные интерпритации в динамике, регистре (низком, высоком, фальцетном, свистковом), тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом, в «нос» и т.д.

 

Речевые игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными фонопедическими упражнениями, подготавливающими детей к пению.

 

Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, цезура, строфа, запев – припев, рондо, вариации) осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкально-речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будет осмысленным.

 

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпритаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

 

В соответствии с ФГТ интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».

 

Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении и усилении системы следующих связей:

  • компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция);
  • во взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);
  • в синтезе детских видов деятельности;
  • в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

Интеграция содержания образовательной области «Музыка» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой этого вида искусства.

 

Во-первых, музыка целостно отражает мир во всем его многообразии на самом высоком уровне абстракции специфическим языком средств музыкальной выразительности. Этот особенный язык древнейшего искусства звуков понятен без перевода, поскольку музыка говорит на языке чувств и эмоций, изображает и выражает любое жизненное явление – от простейшего (дождик, ручеек) до невероятно сложного (духовные переживания и размышления в симфонических произведениях Л.Бетховена, Д. Шостаковича и др.).

 

Во-вторых, музыка передает тончайшие оттенки состояний и переживаний, ощущений и размышлений, вовлекая нас в особое эмоциональное «поле». Приобщение маленьких детей к музыке имеет огромное значение для формирования у них внутреннего мира, эмоционального и духовного интеллекта. Это очень важно для развития не только творческого потенциала, но и таких личностных качеств, как эмпатия, рефлексия, креативность, произвольность внимания и памяти, эстетическое отношение к действительности.

 

В-третьих, тематическое разнообразие, отображаемое музыкой, бесконечно, как космос, оно охватывает все стороны Бытия. Возможность найти тематические параллели в любом программном содержании и музыке позволяет осуществлять различные варианты организации педагогического процесса на основе их интеграции.

 

Примеры интеграции области «Музыка» с другими направлениями:

1. Общие цели и задачи

2. Межвидовая

3. Внутривидовая

4. Интеграция внутри единой образовательной области

5. Взаимодействие методов и приемов

6. В синтезе различных видов детской деятельности

7. В интеграции различных организационных форм внутривидовую интеграцию.

 

Внутривидовая интеграция, которая лежит в основе предлагаемого занятия, представляет собой – единство задач музыкально-сенсорного развития в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях: (развитие способности различать звуки по высоте, продолжительности звучания, динамике и тембру).

 

В нем я предлагаю различные варианты работы с речевыми моделями. Их легкость и занимательность таят в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых. Особое удовольствие и пользу дети получат, если речевые модели будут украшены выразительной мимикой и жестами.

 

Поскольку новый стандарт требует вместо традиционных занятий игрового творческого взаимодействия педагога с детьми, то и свое занятие я построила на игровой теме, импровизации педагога и детей, хорошо подготовленных экспромтах и сюрпризах.

 

Предлагаемая модель предполагает творческую работу педагога не только по осмыслению и принятию новых методов работы, но и по адаптации, приспособлению данного материала к возможностям и способностям конкретных детей, с которыми проводится занятие.

 

Такое занятие дает детям возможность творчески подойти к исполнению каждой из предложенных здесь моделей, по-разному их интерпритировать, проявить при этом свою индивидуальность.

 

Педагогу нужно постоянно подталкивать детей к поискам своего решения в речевой интонации, жестах, мимике, игре звуками, движении.

 

Однако каждый педагог должен иметь в виду, что детям, не имевшим опыта творческой игры со звуками, движением, речевой интонацией, будет сложно выполнить простое, на первый взгляд, задание: «Сделай, сыграй, как ты хочешь». Поэтому следует провести небольшую предварительную подготовку к занятию, особенно по импровизационным моделям, объясняя и подсказывая детям варианты, которые они занесут в свой словарь для дальнейшего использования, творческого преобразования и комбинирования

 

«В одной стране»

Музыкально-игровое занятия с использованием ритма речевых игр по мотивам произведений И. Токмаковой

 

Цель:

развитие способности детей к действиям в ситуации музыкально-игрового общения, формирование чувства ритма.

Программное

содержание:

  • создать ситуацию игры, насыщенной разными персонажами;
  • учить детей согласовывать движения с ритмизованным текстом, эмоционально передавать игровые образы и действия;
  • учить проговаривать и исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой.

 

Муз. рук-ль:

 

 

 

 

 

 

Муз. рук-ль:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муз. рук-ль:

 

 

 

 

 

 

 

 

Муз. рук-ль:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

 

Муз. рук-ль:

 

 

 

 

Муз. рук-ль

Дети:

Муз. рук-ль:

 

 

 

 

Дети:

 

Аист:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

Паук:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

Жук:

Лютик:

 

 

 

 Воспитатель:

 

 

 Лягушата:

 

 

Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок:

 

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Муз. рук-ль:

Дети:

Воспитатель:

 

 

 

Воспитатель:

 

 

 

Ребенок:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Ребята, вам снятся сны? (Ответ детей). Мне тоже. И вот как раз сегодня мне приснился странный сон. Во сне я побывала в чудной стране.

Я так все отчетливо помню, что мне захотелось вам не только рассказать об этом, но и показать его.

 

Рассказывая стихотворение, музыкальный руководитель

показывает все предметы

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

 

Но, самое интересное, когда я проснулась, на столе у меня лежала коробочка вот с этими разноцветными конфетками.

И, по-моему, это непростые конфетки, а с сюрпризом. Давайте, попробуем их, и пусть произойдет что-нибудь чудесное! (Раздает детям конфетки).

Что вы чувствуете? У меня настроение поднялось, да и по вашим глазкам я вижу, что оно и у вас изменилось. Постойте, постойте на коробочке есть надпись, да чудная какая-то. И рядом лежат разноцветные конфетти.

 

Музыкальный руководитель читает заклинание

Ама, лама-лама,

Чоко, бала-бама,

Эки, вэки,буки,

Онэ, коко-юки.

 

Вы что-нибудь понимаете? А я, кажется, догадалась. Это не чудные слова, это заклинание. Значит, если мы произнесем эти слова, то мы попадем с вами в эту страну. Ну, что - вперед за чудесами! Приготовьте ладошки, я насыплю вам волшебных конфетти. А теперь разойдемся по всему залу и произнесем заклинание (заклинание произносится с разной динамикой).

 

Дети закрывают глаза. Звучит музыка

«Танец феи Драже» П.Чайковского, (CD. Музыкальное приложение № 6 (45), 2008г. к журналу «Музыкальная палитра»)

 

Ну вот, и прилетели. Посмотрите, вон там, на ветке, нас встречают птички. Поиграем с ними?

 

 

Проводится речевая игра «Эхо»,

сопровождающаяся звучащими жестами

 

Пой-ка, подпевай-ка, (хлопки).

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей (хлопки по коленям).

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка (стучат кулачками),

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель (скользящие хлопки),

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка (притопы ногами),

Серенькое перышко.

Эта – зяблик (щелчки пальцами),

Эта – стриж.

Эта – разноцветный чиж (хлопки по бедрам),

Эта – разноцветный чиж.

Ну, а эта – злой орлан (хлопки).

Птички, птички – по домам!

 

Вот какие симпатичные птички.

Ну, что ж, а мы пойдем дальше? Только кто нам покажет дорогу?

 

В зал входит мальчик в костюме аиста

 

Я, кажется, знаю, вот эта птичка. Вы ее узнали?

Эта птичка аист.

Аист, покажи нам, пожалуйста, дорогу.

 

Проводится ритмо - речевое упражнение «Аист»

(Дети вместе с аистом идут в ритме стихотворения)

 

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

 

Дети идут и подходят к домику

 

Ребята, мы пришли к какому - то странному домику.

Интересно кто здесь живет?

Ой, я вижу огромную дыру в потолке.

 

Из домика выглядывает ребенок

с игрушечным пауком в руках

 

Скок - скок - скок.

Жил - был потолок.

В потолке была дыра,

За дырой была нора,

На норе замок,

Скок - скок- скок!

 

Скок - скок - скок!

Жил - был потолок.

А на нем сидел паук.

Много ног и много рук,

Муху он стерег.

Скок - скок - скок!

 

Воспитатель задает детям вопросы, на которые они дают ответы

 

1. Кто же это?

2. А что он делает?

3. Откуда он берет паутину?

4. Как он ее плетет?

 

Проводится пальчиковая игра «Паучина» (Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2004г.)

(Дети поют и выполняют движения)

 

Пау - паучина

Паутину сшил.

 

Вдруг закапал дождик,

Паутину смыл.

 

Вот и солнце вышло,

Стало подсыхать.

 

Пау – паучина

Трудится опять.

Первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой руки, затем наоборот.

Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.

 

Соединить ладони, поднять руки вверх, и поворачивать их то в одну сторону, то в другую.

Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками пальцев.

 

Во втором куплете паутину будут плести

1 и 3 пальцы и т.д.

 

Вы видите, паук плетет паутину на потолке. Наверно он хочет заделать дыру. Давайте ему поможем.

 

Детям предоставляется возможность пофантазировать с резинками-паутинками:

в парах, в группах

 

Красивая, но ненадежная. Надо ее по-настоящему залатать.

 

Дети музыкальными молоточками отстукивают ритм под музыку р.н. танца «Трепак» (И. Каплунова,

И. Новоскольцева, И. Алексеева «Топ – топ, каблучок», Танцы в детском саду, I выпуск)

 

Посмотрите, солнышко лучиком показывает нам дорогу. Пойдемте за ним.

 

Дети встают в круг для выполнения игровой двигательной модели

Ходит солнышко по кругу.

Спит в лесу лосиха,

Мы идем с тобой по лугу (идут по кругу)

Тихо, очень тихо (идут на носочках).

Мы походим по опушке,

Мы найдем тропинку.

Вон сорока на верхушке (останавливаются)

Клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном,

Словно вросшем в землю, (идут по кругу),

Осторожно, осторожно! – (идут на носочках)

Ящерица дремлет.

И о чем поведал ветер

Листьям дикой груши (касаются правого уха)?

Мы узнаем все на свете (касаются левого уха).

Посиди, послушай (садятся на ковер).

 

Сидя на ковре, дети слушают фонограмму

пение птиц, (CD. Музыкальное приложение № 4 (49), 2009г. к журналу «Музыкальная палитра»)

 

Ребята, что вы слышите? А я слышу, как жучок разговаривает с лютиком.

 

Выходят дети, исполняющие роли Жука и Лютика, на середину зала

 

Лютик, Лютик, что хохочешь?

Да ведь ты меня щекочешь. Что не хочешь – захохочешь.

 

Затем воспитатель поворачивается в противоположную сторону и спрашивает

Чьи там крики у пруда?

 

Выходят дети с персонажами пальчикового театра

КВА – су, КВА – су нам сюда.

КВА – КВА – КВА – су, простоКВАши

Надоела нам вода.

Да это же лягушки. Но в этой чудной стране все невозможное становится возможным. Стоит зазвучать музыке и все начинают петь.

 

Дети делятся на две подгруппы – лягушки и жуки.

Под музыку «Вальс – шутка» Д.Шостаковича (Журнал «Музыкальный руководитель» № 4, 2006г.) дети изображают звуками пение лягушек и жуков (звуко - имитационное пение)

 

Смотрите, а там рыбка (показывает на пруд)!

 

Дети подходят к пруду и рассаживаются вокруг него,

рядом с музыкальными инструментами

 

Ребята, а вы знаете, где спит рыбка?

Давайте спросим у нее.

 

Проводится речевое упражнение, сопровождаемое музыкальными инструментами,

«Где спит рыбка?»

 

Ночью темень. Ночью тишь.

Тишь, тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Спишшшь, спишшшь.

Лисий след ведет к норе,

(играют формочками от конфет).

След собачий – к конуре,

(играют на румбе из пробок).

Белкин след ведет к дуплу,

(играют на эспандере из орешков).

Мышкин – к дырочке в полу,

(шуршат салютиками из бумаги).

Жаль, что в речке, на воде,

(глиссандо на металлофоне).

Нет следов твоих нигде.

(пожимают плечами и разводят руками).

Только темень, только тишь.

Тишшшь, тишшшь!

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(беззвучно открывают рот).

Молчит, не отвечает.

 

В это время в центре зала раскладывают

шапочки цветов - ромашек

А чудеса продолжаются.

 

Девочки подбегают к шапочкам и одевают их на голову. Мальчик – ветер берет дудочку

Белые ромашки – сестрички,

У ромашек белые реснички,

Скачут среди летнего луга,

До чего похожи друг на друга.

Мальчик – ветер в дудочку дует,

Он с ромашками польку танцует.

Потанцует – улетит ветер,

Мало ли ромашек на свете.

 

Дети танцуют польку под музыку «Добрый жук»

А. Спадавеккиа,(И. Каплунова,

И. Новоскольцева, И. Алексеева «Топ – топ, каблучок», Танцы в детском саду, I выпуск)

 

Слышатся звуки дождя (фонограмма «Звуки природы»)

 

Воспитатель и музыкальный руководитель открывают два зонта, и дети прячутся под ними

 

Проводится игра – канон «Дождик»

 

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,

И перестал. (Стихотворение читают с ускорением и замедлением).

 

Воспитатель стряхивает капли с зонта

и обращается к детям

 

Ну, вот закончился дождь. Да и нам пора возвращаться домой. Наш знакомый аист нас проводит.

 

Под стихотворение «Аист» дети вслед за аистом уходят.

Список литературы

1. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 г. [94]

2. Журнал «Музыкальная палитра» №2 г. [06]

3. Журнал «Музыкальный руководитель» №2 г. [04]

4. Журнал « Музыкальный руководитель» №3 г. [06]



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе…

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое Цель: Формирование знаний о характерных...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Читайте также

Проект «Цветы»

Проект «Цветы»

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима»

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима» (Средняя группа) Ход занятия: Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Д/игра «Когда это бывает?» Пальчиковая игра «Снежинки». Гимнастика для дыхания...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий...