Занятие по экологии для детей 5-6 лет
«Наши пернатые друзья – живут рядом»

Цель: Обогащать знание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представления об экосистеме «Природа», готовит к осмыслению понятия «Птицы».

Задачи: Развивать знание детей о внешнем виде и повадках птиц. Дать знания о пользе птиц в природе. Воспитывать интерес, наблюдательность и любовь к пернатым. Поддерживать желание о них заботиться, охранять.

Оборудование: Стульчики расставленные полукругом по количеству детей. Доска с магнитами, указка. Картинки с изображением птиц. Карточка с загадками. Игрушка-сова. Лепка: доски, подносы, кусочки пластилина, салфетки; большой поднос. Мешочек с семенами, с крупой. Руль. Корзинка. Муляжи фруктов, овощей, ягод и т.д.

 

Ход:

Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большие картинки с изображением птиц, располагает их на фланелеграфе.

Воспитатель: - Дети, кого вы видите на картинках? Ответ детей: Птичек.

- Назовите их.

Ответ: Грач, синичка, голубь, снегирь, ворона, орел и т. д.

- Как вы догадались, что это птицы?

Ответ: Все с крыльями, все умеют летать.

- Чем покрыто тело птиц?

Ответ детей: Перьями.

- А чем они зернышки клюют?

Ответ: Клювом.

- А что птички едят?

Ответ: Зернышки, хлебные крошки, сало и т.д.

- А с помощью чего птичка, двигается?

Ответ: Есть две ножки (лапки).

Воспитатель: Есть острые у птички коготки, которые помогают крепко зацепиться за ветку.

- Кому из вас, какая птичка нравится? (выслушивает 3-4 ответа детей).

- Как вы думаете у птиц, есть шея?

Ответ: Есть, она закрыта перьями, как воротником.

- А когда шея птички хорошо видна?

Ответ: Когда птичка вытягивает ее, например чистит перья, поворачивает голову.

Воспитатель предлагает рассмотреть и назвать строение птички .   (голова, есть клюв , шея , туловище, крылья , хвостик и т.д.)

- По земле птицы ходят, а еще что делают?

Ответ: Прыгают, перелетают с места на место. Давайте покажем.

Упражнение: «Птичка» (повторить 2-3 раза).

Птичка крылышками машет. (Взмахивают плавно руками, как крыльями)

Птичка зернышки клюет. (Складывают в «клюв» пальцы правой руки большой, указательный, средний и как бы клюют зернышки с раскрытой вверх левой ладони).

Птичка ветки собирает. (Правой и левой «лапками» подбирают мелкие веточки, подтягивая их себе).

Птичка гнездышко совьет. (Из сцепленных пальцев рук, делают замочек. Выворачивают пальцы вверх так, чтобы получилось гнездышко.)

Воспитатель: Молодцы! Прошу занять свои места.

Упражнение «Назови и покажи птичку».

Воспитатель: - У меня есть карточки с загадками, вы должны не только отгадать птичку, но и показать её на картинке. Выбирай, (называет имя ребенка), карточку, а я прочитаю тебе загадку про птичку. (Отгадывает загадку и показывает указкой, правильно птичку. Если ошибается, дети помогают, правильно справиться с заданием).

Воспитатель: - Черный жилет, красный берет, нос – как топор, хвост – как упор.

Ответ детей: Дятел.

- У нее желтая грудка, и на месте ей не сидится. Все хватает клювом своим.

Ответ: Синица.

- Черный, проворный, по полю ходит – кричит: «Крак! Крак!». Всем червям враг.

Ответ: Грач.

- Красногрудый, но не воробей.

Ответ: Снегирь.

- Кто из птиц других чудесней, славной песенкой своей? Нет на свете, лучшей песни если свищет …

Ответ: Соловей.

- На соловья малец похож, но только голос погрубей. В жилетке коричневой он – конечно это?

Ответ: Воробей.

- Он самый главный среди птиц, его влиянью нет границ! Вновь место на гербе обрел, двуглавый символ наш …

Ответ: Орел.

- Он один из певчих звезд, а короче – певчий …

Ответ: Дрозд.

Воспитатель: Молодцы! Спасибо за ответы!

Воспитатель: Летом всегда всюду много птиц. Вспомните, мы с вами слушали, как весело, дружно пели песенки птички. Чирикали воробьи, ворковали голуби, а как каркала ворона. Предлагает изобразить их голосом , показать «как клюют зернышки» , крыльями машут, голову вытягивают , ходят «важно» .(Показ движений детьми)

Воспитатель: В июне у пернатых начинают появляться птенцы. Им требуется большое количество корма. Летом для них много корма – жучков, мошек, бабочек, комаров, много плодов и семян растений. В это время, когда выводятся птенцы, птиц не стоит тревожить. Пусть сами кормят своих прожорливых птенцов.

Птицы - наши помощники, так как поедают тех насекомых, которые уничтожают урожай.

На яблоках птички поедают тлю, чтобы спели сочные яблоки. Гусениц съедают с капусты, с огурцов, с кабачков. Слизни уничтожают лук, морковь, свеклу -а птички их съедают, чтобы овощи дозрели, поспели к столу.

Воспитатель: Дети, запомните огромную пользу в выращивании урожая, нам помогают наши пернатые друзья, благодаря птичкам вырастают овощи, фрукты, цветы, ягоды. (Внести муляжи фруктов, овощей и т. д.) Кроме того – птицы — это красота природы. К ним нужно относиться бережно! Нельзя разорять гнезда, стрелять в них из рогатки. Не надо подбирать в лесу, случайно выпавших из гнезда здоровых птенцов. Запомните: Эти птенцы не погибнут. Мать найдет и будет кормить, пока они не вырастут.

Воспитатель: Приходит осень, корма становится все меньше, а зимой еще меньше.

- Как мы можем позаботиться о птичках, что можем сделать? Ответ детей: Кормушки смастерить, покормить крупой, семечками, на прогулки сыпать корм и т.д.

Воспитатель: В благодарность за нашу помощь, птички споют нам звонкую песенку, и нам станет веселее от радостного птичьего щебетания. Не забывайте, что наши пернатые – это друзья, поедают насекомых (например, дятел ищет под корой деревьев жучков, которые разрушают дерево и оно может засохнуть). Птички сохраняют для нас леса, сады. И как хорошо понежиться на зеленой травке, послушать песенку соловья, съесть сладкую ягодку малинку и откусить кусочек сочного яблока. Ведь все дары лета , сбор урожая , помогают сохранить для взрослых и детей наши верные и доверчивые, пернатые друзья.

Воспитатель: Так давайте мы с вами, будем помнить и заботиться о них, ведь это нам по силам.

Воспитатель: (Появляется птичка – игрушка).

- Что за птичка к нам «прилетела»? Ответ детей: Сова.

- Давайте с ней поиграем.

Упражнение «Совушка - сова».

Совушка - сова большая голова. (Дети поднимают руки над головой, соединяя замок в кисти рук).

На суку сидела, головой вертела. (ставят кулачки перед собой. как будто «сидят» на ветке, влево вправо повороты головы ).

Вот – так, вот - так, а потом, как полетела – вот – так, вот – так! (махает руками вокруг себя ).

Воспитатель: - Одна сова, совсем одна. Ей очень грустно одной. Давайте птичек сделаем из пластилина ,пусть сова не будет одна ? Ответ: Да.

- Каких птичек можно сделать для совы? Ответы детей.

- Рассмотреть и описать строение птиц на картинках и строение совы - игрушки. Назвать части тела, размер, цвет. Отметить, что воробей и синица маленькие по размеру, а голубь большой.

Воспитатель предлагает подумать, что за птичку для совы, каждый из детей будет лепить (выслушивает предложения детей). Воспитатель называет приемы и последовательность лепки.

Воспитатель: - Берем целый небольшой кусочек пластилина и круговыми движениями между ладонями раскатываем шарик, затем шарик раскатываем между ладонями прямыми движениями - получается туловище, оно вытянутое у птички.

- Голова круглая, круговыми движениями между ладонями по часовой стрелке раскатываем поменьше кусочек пластилина, прищипываем клюв – вот - так, зубочисткой отмечаем глазки.

Физ. минутка:          

Мы топаем ногами топ- топ – топ.

Мы хлопаем руками хлоп- хлоп- хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.

И бегаем кругом.

- Сглаживающими движениями соединяем голову с туловищем.

- Оттягиваем хвостик (показ).

- С помощью чего птички летают? Ответ: С помощью крылышек.

- Берём два маленьких кусочка пластилина. Один за другим, раскатываем круговыми движениями между ладонями. Кладём получившийся «шарик» на ладонь, а другой ладонью сверху давим. «Сплющиваем» этот шарик и получаются два крылышка.

- Крепим крылышки к туловищу.

- С помощью зубочистки, делаем лапки у птички.

- Ах, какие птички – невелички. Песенки запоют, весёлое настроение сове принесут!

- Воспитатель в ходе занятия уточняет и напоминает приёмы лепки. Обращает внимание, как правильно пользоваться салфеткой, доской для лепки.

- В конце занятия, предлагает полюбоваться своими птичками. Обыграть поделки детей, взяв сову. Показать, как их птички клюют пшено, машут крылышками. Вызвать у детей радость, восхищение птичками (своими и сверстников). Попросить угадать сову, что за птички «прилетели» к ней. Назвать их.

Воспитатель предлагает оставить птичек в группе, пусть полюбуются ими другие дети.

Вносит угощение для птиц в двух прозрачных мешочках (пшено, семечки).

Воспитатель: - Что это дети?

Ответ: Семечки, пшено.

- А кого можно ими угостить?

Ответ: Птичек.

Воспитатель:- Занятие продолжается. Собирайтесь на прогулку, идем наших пернатых друзей кормить. (дети одеваются на прогулку).

 

На прогулке предлагает насыпать корм в кормушку на участке, на дорожку.

Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение:

«На прогулку мы пойдем-

Встречу с птичками мы ждем!

Кормом будем угощать –

Птичек слушать и считать!

Любим мы друзей пернатых-

И заботимся о них!»

Наблюдая за птичками, приговаривает вместе с детьми:

«Где же синички, летите семечки – ищите …»

«Чик – чирик , чик – чирик , серый воробьишко , клюй пшено , братишка …»

«Гули- гули, воркуют гули, семечки клюют, детям песенку поют …»

«Сорока – белобока прилетай, крошки хлебные собирай …»

«Грач, грач не спеши, смело зернышки ищи.»

Воспитатель привлекает внимание детей к стае птичек на ветке, на дорожке, на заборе и т.д. Просит назвать их. Уточняет их пользу, как нужно о них заботиться. Выслушивает выводы, рассуждения детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть, стать «птичками», надеть маски птичек.

Подвижные игры «Птички в гнездышки», «Воробушки и автомобиль».

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна, вами. У меня для вас небольшой секрет. (Вносит корзинку, в ней конфеты). Это вам угощение от птичек.

Воспитатель: Ешьте на здоровье, но не забывайте заботиться о наших верных, пернатых друзьях!!! 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В…

Нестандартное занятие по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке» Цель: - Развивать речь. - Закрепить знания о русских народных...

Читайте также

Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с…

Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с монетками» Цель: Содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с...