Конспект совместной деятельности с детьми старшего возраста с использованием ИКТ

«Солонка – для соли и не только»

(Интеграция деятельности: познавательно – речевая и художественно – творческая)

Задачи:

Образовательные:

1. Побуждать детей к словообразованию (зависимость названия посуды от хранящихся в ней продуктов).

2. Упражнять детей в умении получать квадрат из прямоугольного листа бумаги.

3. Совершенствовать навыки детей в работе с бумагой, создавать базовую форму «конверт» («блинчик») и поделки на основе этой базовой формы.

4. Поддерживать интерес детей к занятиям оригами и совместным творческим играм.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух детей, упражнять в правильном произношении звука «щ» в словах.

2. Способствовать самостоятельному познанию о происхождении некоторых названий и слов.

3. Развивать коммуникативные навыки: говорить по очереди, не перебивать собеседника.

Воспитательные:

1. Поощрять желание детей оказать помощь сверстнику в складывании поделки.

2. Побуждать детей к общению и совместному обыгрыванию поделок.

Материал к занятию

Поделка из бумаги «Солонка»

Белые прямоугольные листы на каждого ребёнка.

Карандаши

Ножницы

Игра – презентация «Продукты и посуда»

Ноутбук, интерактивная доска

  

                 Солонка                                                         Игра-забава «Гадалка»

 солонка игра-забава «Гадалка»

 

Ход деятельности

Деятельность детей

- Ребята, вы все много раз видели, как готовят еду и у вас есть любимые кушанья. Назовите их, только не сладости.

Вы назвали много блюд, но все они не будут вкусными, если в них что-то забудете добавить. Что это за важный ингредиент?

Я вам подскажу:

Без чего не съешь обед?

Догадались вы, иль нет?

Если пищу не посолишь,

Вкусного не приготовишь!

Да, ребята, даже сладкая каша не будет вкусной, если её не посолят. Вот какая соль важная! Послушайте один рассказ, и вы сами в этом убедитесь.

 

Читаю рассказ А. Шестипаловой «Солонка».

«Отец взял своего сына Алёшу на рыбалку. Они собрались с вечера: казалось, всё, что необходимо, захватили. А вот соль забыли. Но какая же уха без соли?!

Неподалёку от места, где они поставили удочки, расположилась другая группа рыбаков.

Отец послал Алёшу попросить у них соли. Мальчик побежал к рыбакам.

- А во что тебе отсыпать?- спросили рыбаки. Алёша растерялся. И тут на помощь пришёл старенький дедушка. Он поколдовал над листком бумаги, и вот уже готова настоящая солонка. В неё-то и насыпали соли. Радостный мальчик возвратился к отцу. Уха у них удалась на славу!»

 

- Что забыли отец и сын взять с собой на рыбалку?

- Кто их выручил, и как они помогли Алёше?

- Ребята, вы уже умеете делать некоторые поделки из бумаги. Подумайте, как бы вы помогли Алёше. Какая из поделок могла бы пригодиться для этого?

 

А сегодня мы с вами попробуем помочь Алёше и сами смастерим солонку, а вы догадались, почему её назвали солонкой? Какую вы ещё можете назвать посуду, которая получила своё название от продукта в ней хранящегося?

Я предлагаю вам поиграть.

 

Проводится игра-презентация Уколовой Л.Ю. на интерактивной доске «Продукты и посуда»

 «Продукты и посуда»  «Продукты и посуда»

                                                      

- Молодцы, вы много посуды назвали, а также узнали много новых названий. Теперь займите места за столами, мы будем мастерить солонку. Но это будет не просто поделка, в которую только насыпают соль. Я покажу, как её можно превратить в интересную игру – забаву и игру – шутку.

 

Давайте вспомним правила работы с бумагой.

- Ребята, поделку мы будем создавать из базовой формы конверт или блинчик, но для этого нужны бумажные квадратики, а у нас прямоугольные. Кто знает, как решить эту проблему?

Выслушиваю ответы детей и медленно проговариваю стихотворение, сопровождая показом:

Возьмём прямоугольные листы,

У них две длинных, две коротких стороны.

Короткую мы с длинной совмещаем,

И лишнюю полоску обрезаем.

Вспомните, какие поделки вы делали из «блинчика»? А как получить сам блинчик или конвертик? Да, надо все углы квадрата соединить в центре квадрата. А как найти этот центр?

Да, нужно чтобы пересеклись две диагональные линии, а у нас образовалась пока только одна. Кто подскажет, как получить вторую линию?

Опять квадрат согнём наискосок

И к уголку приложим уголок.

Все стороны мы ровно совмещаем

И треугольник получаем.  

Проглаживаем линию сгиба. После того, как мы два раза получили треугольник (сделали из «платочка» «косыночку»), мы нашли центр нашего квадратика. Возьмите карандаш и отметьте точкой серединку. И теперь мы в этой точке совмещаем уголочки. Предлагаю детям проговаривать свои действия: «Здравствуй, уголок – Здравствуй, точка», пока все четыре уголка не придут к точке в гости. Проглаживаем линии сгиба, получаем «конверт».

Мы конверт перевернём,

Снова складывать начнём.

Выполняем ту же операцию: нашли центр и соединяем в нём все уголочки. Проглаживаем. Теперь переверните заготовку, что с этой стороны получилось? (Квадратики). Сколько их? (4).

В эти квадратики мы просунем четыре пальчика одной руки, а другой рукой в то же время придерживаем сомкнутые треугольники снизу. Вот так выдавливаем середину поделки вверх. Все пальчики у нас встретились друг с другом. Получилась щепотка.

Ребята, а когда мы складываем пальцы щепоткой? (Когда солим, сыплем корм, молимся).

Подумайте, от какого слова могло образоваться слово щепотка? Щепотка – это та малость, что можно забрать (защипнуть) щепотью, двумя или тремя первыми пальцами. Ведь именно так мы складываем пальчики и при щипке. Согласны?

А теперь прогладьте все линии сгиба, и солонка готова.

   Индивидуально помогаю детям, также помощь оказывают товарищам ребята, успешно справившиеся с работой.

Поделку разбираем и заново складываем по линиям сгиба (для закрепления порядка действий). Вот какие красивые солонки у нас получились, но это ещё не всё!

Сейчас мы с вами немного разомнёмся, и я вам покажу, как нашу поделку можно превратить в весёлую игру - забаву и розыгрыш.

Проводится словесная игра «Присядь, если услышишь в слове звук «щ».

Наша поделка может быть не только полезной вещью, но и превратится в интересную игру «Гадалка». На квадратиках надо написать цифры, а внутри поделки – «Ответы на вопросы». Это могут быть герои сказок и мультфильмов. Давайте придумаем варианты ответов для игры - забавы

А ещё можно превратить нашу солонку в весёлый розыгрыш «Ловушка для микробов». Обыгрываю с детьми эту забаву.

 

Дети называют свои любимые кушанья.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Дети называют поделки, которые мастерили и подходящие для переноса соли: стаканчик, коробочка, корзиночка

Ответы детей

 

 

 

 

Дети по очереди подходят к доске, называют продукт и посуду, ему соответствующую, а затем проверяют свой ответ. (Продукт занимает своё место возле посуды, когда рука ребёнка дотрагивается до его изображения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети занимают места за столами.

 

 

 

 

Ребята называют правила.

 

 

 

 

 

 

 

Дети превращают прямоугольные листы бумаги в квадраты.

 

Дети перечисляют: двухтрубный корабль, гриб, ворон - хватайка, пингвин, лягушонок-артист, …

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Сгибают квадраты и помечают центр карандашом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют поделку оригами «Солонка»

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята приседают, если в слове услышат звук «Щ»

 

Дети обыгрывают свои поделки

 

Игра – розыгрыш «Ловушка для микробов»

 «Ап-чхи!» 

«Ап-чхи!»

«Ой, сколько микробов у меня во рту»«Ой, сколько микробов у меня во рту»

«Ой, сколько микробов у меня во рту»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот…

Конспект физкультурного досуга в области: «Физическое развитие». Тема: Крошка Енот и финансовая безграмотность» Возраст: 6-7лет Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Конспект бинарного занятия

Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...

Читайте также

Наше царство - государство

Наше царство - государство Когда я начала работу по знакомству детей с городом Санкт-Петербург, то столкнулась с большим интересом у детей...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма» Актуальность: В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных, с условиями, в которых они живут, как...