Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие муравья Мурашека»
Тема. Количество и счет.
Образовательные задачи:
- Познакомить с количественным составом числа 7;
- Закрепить представление о цифре 7, знания о осенних месяцах и признаках осени.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Демонстрационные материалы: коллаж «Осень», магнитная азбука – цифры, осенние листья с цифрами от 1 до 10, изображение муравейника, картинки муравьев – девочек и мальчиков, изображение цифры 7, шапочки ежика и муравья, конверт с задачами.
Раздаточный материал: карточки с точечным изображением цифры 7, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. - Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. А кто он, вы должны отгадать.
А теперь для вас, ребята,
Загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед,
Вы – смекалистый народ!
В лесу, у пня, суета, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет:
Себе дом строит.
Кто это? (Муравей)
(Входит печальный Муравей).
- Я - муравей Мурашек.
Живу в лесу густом.
Ребята, помогите отыскать мой дом!
В лесу, среди густой травы, окруженный таинственным лабиринтом с запутанными дорожками затерялся мой дом – муравейник. А мне очень нужно попасть домой.
Воспитатель: Ребята, почему же Мурашек такой печальный? (Ответы детей).
- Рассмотрите эту таблицу и скажите, приметы какого времени года зашифрованы здесь? А какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц наступит за сентябрем? А какой месяц наступает после октября? Какой месяц находится между месяцами сентябрь и ноябрь?
Так вот скоро двери муравейника закроются и останется Мурашек на улице. А впереди холодная зима! Нельзя дать ему погибнуть, надо отыскать его домик. Поможем, ребята, маленькому Мурашеку отыскать свой домик?
- А для этого мы с вами отправимся в лес. Темного леса не испугаетесь? А лесных жителей пугать не будете? Тогда в путь!
А в лес попасть легко!
Не надо ехать далеко:
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни раз!
Над нами сеют небеса,
Везде одни только деревца.
Открой скорее ты глаза!
Вот мы и в лесу.
2. (На экране изображение леса).
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы – свои!
(На коврике лежат разноцветные осенние листья)
- Посмотрите, как прекрасна осень в лесу! А сколько листьев нападало. Листья эти не простые, на каждом своя цифра написана. Ветерок подул и перемешал их.
Вот так цифры, вот так чудо –
Перепутались повсюду.
Ты подумай, посмотри,
И на место их верни!
(Дети составляют числовой ряд и считают от 1 до 10 и обратно).
3. Ребята, мы продолжаем наш путь. Посмотрите, кто идет нам навстречу! (Ежик)
Давайте спросим у него, не знает ли он дорогу к муравейнику?
Ежик: Некогда мне с вами возиться! Вот задачки задали в лесной школе. Поможете решить их, покажу дорогу.
(Дети помогают Ежику решить задачи)
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 под березой, 3 у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (5)
Вот 8 зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10).
3 яблока из сада зайчик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у зайчика в тарелке! (2).
Ежик: Спасибо, ребята. Я покажу вам дорогу к муравейнику.
Воспитатель: А вот и муравейник. Посмотрите, ребята, какой он?
4. Физминутка «Муравейник на поляне».
Муравейник на поляне ночью крепко спит.
А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:
Лапками перебирают, и головками качают.
Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!
Очень дружные они!
Ты, дружок, их береги.
5. (На доске изображение муравейника).
Воспитатель: Ребята, давайте мы опишем муравейник: какой он? (Большой, высокий, красивый…)
На что похож домик муравьев? (На горку, на кучу, на шапку, на коробочку конфет).
Давайте сосчитаем, сколько в нем этажей .
А теперь будьте внимательны и посчитайте, сколько квартир на 1 этаже? На 2? На 4?
Давайте сравним 1 и 3 этажи. На каком этаже больше квартир? На каком меньше?
Почему на верхнем этаже квартир меньше, а на нижнем больше? (Вверху узкий, а внизу широкий).
На какую геометрическую фигуру похож муравейник? (На треугольник).
6. Ребята, у каждого муравья своя квартира. Наш Мурашек живет на первом этаже в квартире номер 7. Давайте отыщем его квартиру. (Дети находят и показывают).
А где еще мы встречали число 7? (сказка «Волк и семеро козлят», 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, пословица «Семеро одного не ждут», 7 чудес света).
А как можно получить число 7? (На первом этаже муравейника дети показывают состав числа 7,расселяя муравьев – девочек и мальчиков по квартирам).
7. А какой цифрой будет обозначена квартира Мурашека? (7).
Знакомство с цифрой 7 : как выглядит? На что похожа? Поиск цифры 7 среди других цифр магнитной азбуки, обведение по точкам, штриховка цветными карандашами.)
8. Вот Мурашек и дома, ребята. Теперь ему не страшна зима. И нам пора домой.
До свидания, старый лес,
Полный сказок и чудес.
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой!
Использованная литература:
1. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ». ИП Лакоценина,2012г.
2. Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная группа». Издательство»Учитель», 2012г.
Читайте также |
---|
Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…
Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...
Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»
Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»
Ранние симптомы задержки речевого развития
Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...