Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие муравья Мурашека»

Тема. Количество и счет.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с количественным составом числа 7;
  • Закрепить представление о цифре 7, знания о осенних месяцах и признаках осени.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Демонстрационные материалы: коллаж «Осень», магнитная азбука – цифры, осенние листья с цифрами от 1 до 10, изображение муравейника, картинки муравьев – девочек и мальчиков, изображение цифры 7, шапочки ежика и муравья, конверт с задачами.

Раздаточный материал: карточки с точечным изображением цифры 7, цветные карандаши.

 

Ход занятия.

1. - Ребята, сегодня к нам в гости пришел необычный гость. А кто он, вы должны отгадать.

А теперь для вас, ребята,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперед,

Вы – смекалистый народ!

В лесу, у пня, суета, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет:

Себе дом строит.

Кто это? (Муравей)

(Входит печальный Муравей).

- Я - муравей Мурашек.

Живу в лесу густом.

Ребята, помогите отыскать мой дом!

В лесу, среди густой травы, окруженный таинственным лабиринтом с запутанными дорожками затерялся мой дом – муравейник. А мне очень нужно попасть домой.

Воспитатель: Ребята, почему же Мурашек такой печальный? (Ответы детей).

- Рассмотрите эту таблицу и скажите, приметы какого времени года зашифрованы здесь? А какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц наступит за сентябрем? А какой месяц наступает после октября? Какой месяц находится между месяцами сентябрь и ноябрь?

Так вот скоро двери муравейника закроются и останется Мурашек на улице. А впереди холодная зима! Нельзя дать ему погибнуть, надо отыскать его домик. Поможем, ребята, маленькому Мурашеку отыскать свой домик?

- А для этого мы с вами отправимся в лес. Темного леса не испугаетесь? А лесных жителей пугать не будете? Тогда в путь!

А в лес попасть легко!

Не надо ехать далеко:

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни раз!

Над нами сеют небеса,

Везде одни только деревца.

Открой скорее ты глаза!

Вот мы и в лесу.

2. (На экране изображение леса).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы – свои!

(На коврике лежат разноцветные осенние листья)

- Посмотрите, как прекрасна осень в лесу! А сколько листьев нападало. Листья эти не простые, на каждом своя цифра написана. Ветерок подул и перемешал их.

Вот так цифры, вот так чудо –

Перепутались повсюду.

Ты подумай, посмотри,

И на место их верни!

(Дети составляют числовой ряд и считают от 1 до 10 и обратно).

3. Ребята, мы продолжаем наш путь. Посмотрите, кто идет нам навстречу! (Ежик)

Давайте спросим у него, не знает ли он дорогу к муравейнику?

Ежик: Некогда мне с вами возиться! Вот задачки задали в лесной школе. Поможете решить их, покажу дорогу.

(Дети помогают Ежику решить задачи)

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

2 под березой, 3 у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? (5)

 

Вот 8 зайчат по дорожке идут,

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой? (10).

 

3 яблока из сада зайчик притащил.

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у зайчика в тарелке! (2).

Ежик: Спасибо, ребята. Я покажу вам дорогу к муравейнику.

Воспитатель: А вот и муравейник. Посмотрите, ребята, какой он?

4. Физминутка «Муравейник на поляне».

Муравейник на поляне ночью крепко спит.

А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:

Лапками перебирают, и головками качают.

Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!

Очень дружные они!

Ты, дружок, их береги.

5. (На доске изображение муравейника).

муравейник 

Воспитатель: Ребята, давайте мы опишем муравейник: какой он? (Большой, высокий, красивый…)

На что похож домик муравьев? (На горку, на кучу, на шапку, на коробочку конфет).

Давайте сосчитаем, сколько в нем этажей .

А теперь будьте внимательны и посчитайте, сколько квартир на 1 этаже? На 2? На 4?

Давайте сравним 1 и 3 этажи. На каком этаже больше квартир? На каком меньше?

Почему на верхнем этаже квартир меньше, а на нижнем больше? (Вверху узкий, а внизу широкий).

На какую геометрическую фигуру похож муравейник? (На треугольник).

6. Ребята, у каждого муравья своя квартира. Наш Мурашек живет на первом этаже в квартире номер 7. Давайте отыщем его квартиру. (Дети находят и показывают).

А где еще мы встречали число 7? (сказка «Волк и семеро козлят», 7 дней в неделе, 7 нот в музыке, пословица «Семеро одного не ждут», 7 чудес света).

А как можно получить число 7? (На первом этаже муравейника дети показывают состав числа 7,расселяя муравьев – девочек и мальчиков по квартирам).

7. А какой цифрой будет обозначена квартира Мурашека? (7).

Знакомство с цифрой 7 : как выглядит? На что похожа? Поиск цифры 7 среди других цифр магнитной азбуки, обведение по точкам, штриховка цветными карандашами.)

 Конспект занятия

8. Вот Мурашек и дома, ребята. Теперь ему не страшна зима. И нам пора домой.

До свидания, старый лес,

Полный сказок и чудес.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой!

 

Использованная литература:

1. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ». ИП Лакоценина,2012г.

2. Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная группа». Издательство»Учитель», 2012г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Конспект НОД «В гости к Деду Морозу»

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Читайте также

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей…

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.Тема: «Здоровые зубы – красивая...

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)