Конспект открытого занятия по подготовке к грамоте в подготовительной группе МБДОУ «Ромашка»

Тема: «Звук и буква «М» чтение слогов, слов, ударение»

Программное содержание:

  • Способствовать развитию звукобуквенного анализа;
  • Способствовать развитию фонематического слуха;
  • Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением –синий квадрат;
  • Учить обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат;
  • Учить отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Учить понимать поэтические сравнение лежащие на основе загадки;
  • Учить интонационно выделять звук «М» в словах (морковь, муха, матрешка);
  • Познакомить с печатным написанием буквы «М»;
  • Учить детей писать печатную букву «М», используя образец;
  • Учить читать слоги Ма, Мо, Му, Мы, МЭ.
  • Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом.
  • Учить читать слова из пройденных букв - мама, мыло;
  • Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные;
  • Познакомить с ударением и его обозначением.
  • Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные;
  • Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки;

Материал к занятию:

  • Трафарет печатной буквы «М», соответствующие рисунки к заданиям, маска королевы, мягкая игрушка Мишка.

Предварительная работа:

  • Поворот гласных и согласных, разучивание стихотворений, физминутки .


Воспитатель: Ребятки сегодня я хочу вас пригласить в сказочное царство, где живут звуки и буквы, но прежде чем попасть в это царство вы должны закрыть глаза и произнести заветные слова:

Дети: Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна

Явись из ниоткуда,

Пусть совершится чудо.

Встань на пути

Нас к себе впусти

(перевоплощаюсь)

Королева: Здравствуйте дети откройте глаза

Я королева букв

Вы оказались в моем сказочном царстве где живут звуки и буквы.

Одни звуки и буквы носят красное платье и их можно легко пропеть

Королева: как они называются?

Дети: Гласные

Королева: Другие носят синее платье при произношении , встречают преграду. Какие это звуки?

Дети: Согласные

Королева: Я слышала, что вы уже изучили 5 гласных звуков и букв какие?

Дети: А, О, У, Ы, Э.

И одну согласную какую?

Дети: Я.

Королева: А сегодня я вас познакомлю с новым звуком и буквой.

Откройте ваши сказочные тетради, я вам загадаю загадки. Вы должны будете найти и назвать отгадки к загадкам на рисунке.

Королева загадывает загадки:

 

1. Целый день летает

Всем надоедает

Ночь настанет

Тогда перестанет (Муха)

 

2. Красный нос в землю врос

А зеленый хвост снаружи

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос (Морковь)

 

3. Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят в друг в дружке. (Матрешка)

 

Молодцы ребята еще раз назовите эти слова, четко произнося четкий звук

Дети: Мматрешка, мморковь, ммуха

Королевава: назовите первый звук в этих словах.

Дети: М

Запомните ребята этот звук то, он произносится так «М», а если буква то «Эм».

Как вы думаете какой это звук и буква

Дети: согласный.

Почему?

Дети: Потому что при его произношении воздух, выходящий из рта, встречает преграду в виде губ.

Королева: молодцы.

Королева: А теперь поиграем в игру «Определи место звука в слове».

Я узнаю умеете ли вы определять место звука в слове.

Нужно будет определять место звука М в названиях нарисованных предметов.

Нарисовать синий квадрат в соответствующем месте в прямоугольниках под картинами.

Королева: Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением молотка?

Дети: В начале прямоугольника.

Королева: Почему

Дети: Потому что звук М стоит в начале слова.

Королева: Где нарисовали квадрат в прямоугольнике под изображением ромашки?

Дети: В середине, потому что М в слове ромашка слышится в середине.

Королева: Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением дома?

Дети: В конце, потому что звук М в слове дом слышится в конце.

Королева: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Стук в дверь.

Входит мишка предлагает поиграть «Мишка косолапый» физкультминутка.

Королева: Ребята кто к нам пришел.

Дети Мишка.

Королева: А в слове Мишка есть звук М где он стоит

Дети: В начале слова.

Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

 

Мы пойдем на носках

Мы пойдем на пятках

Мы идем как все ребятки

Раз-два, раз-два (темп быстрый)

И как мишка косолапый

Раз-два, раз-два (темп медленный)

 

Королева: Ребятки мишке очень вы понравились он не хочет от вас уходить хочет посмотреть, как вы занимаетесь, оставим его в гостях?

Дети: Да.

Мишка предлагает вам свою игру «Слоговые домики» задание №3 работаем в тетрадях.

Королева: Буква ЭМ написана в левом уголке, в правом ее шуточное изображение

Королева: Читает стихотворение И. Блюмкина.

Буква Эм известна всем

Посмотри, как палочки

Прочно держат галочку.

В каждом окошечке нужно будет написать печатную букву ЭМ и соединить

Королева: Мишка, а ты сам умеешь читать слог.

Мишка: нет

Королева: А вот наши дети умеют

Королева: Давайте ребята покажем мишке, как мы умеем соединять слоги

Дети: Ма, Му, Мы.

Королева: Молодцы.

Королева. Ребята посмотрите на картинку, что изображено на ней.

Дети: Мухомор, мыло, машина.

Королева: Нужно определять первый слог в названиях, нарисованных предметов и соединять с соответствующим слоговым домиком.

н/р Машину со слогом Ма,

мухомор с Му,

мыло с Мы.

Молодцы и с этим заданием вы справились

Королева: А сейчас мы будем учиться читать первые слова

А вы знаете, что когда слоги соединяются вместе они образуют слово. Послушайте в слове мама слоги произносятся одинаково или нет

Дети: Нет, первый слог произносится более протяжно

Королева предлагает 3-4 детям, произносится слово мама, выделяя первый слог.

Королева: А вы знаете слог, который в слове произносится протяжнее называется ударным слогом, над ним ставится значок, который называется ударение (обращает внимание детей на значок над буквой А в слове мама).

Королева:  Ты мишка слушай, а мы сейчас будем читать.

Давайте ребята прочитаем написанные слова (мама, мыло).  

Королева: Какие Мишка слоги соединялись вместе, чтобы получилось слово мама.

Мишка: Мы-мы

Королева: ребята Мишка прав?

Дети: нет.

Королева: А какие слоги соединялись вместе.

Дети: Ма-ма

Королева: Правильно, Миша у нас совсем не грамотный и не умеет читать.

Королева: Ну-ка Денис соедини другие слоги какое у нас получится слово.

Дети: мыло.

Королева: Какой слог мы произносим в этом слове более протяжно.

Дети: Мы.

Королева: Молодцы. Мне очень понравились ваши ответы с каким новым звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Дети: со звуком М и буквой Эм.

Еще чему научились. Научились соединять, два слово и получилось что?

Дети: слово.

Дети: научились находить ударный слог.

Королева: Молодцы ребята! В этом году вы пойдете в школу и будете уже уметь читать. Желаю вам доброго пути.

А теперь вам нужно будет снова вернуться домой из моей страны нужно закрыть глаза и произнести заветные слова;

До свидания мудрая страна

Что отсюда не видна

Явись из ниоткуда

Пусть совершится чудо

Встань на пути

И нас домой верни!

(перевоплощаюсь).

Ребята вот мы и вернулись в свою группу. Путешествие в сказочное царство было интересным и увлекательным.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...

Читайте также

Характер формируется с детства

Характер формируется с детства Кто из родителей не мечтает увидеть в своем ребенке все лучшие черты, присущее человеку! Но хотеть -...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Современные парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников

Современные парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников