НОД с детьми подготовительной группы по теме «Чудесная глина»

Задачи:

  • Формировать представление о глине, как основе гончарного производства;
  • Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);
  • Обогатить представления детей об использовании глины человеком;
  • Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию;
  • Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.

Оборудование:

Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.

Используемая литература:

О.А.Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой». Москва ЗАО «Элти-кудиц» 2012

 

ХОД НОД:

(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)

- Ой, ребята посмотрите!

Нас с утра почтальон навестил

И письмо заказное вручил

Он просил вас срочно прочитать

И то, что в коробке,

Самим догадаться, узнать.

- а подсказка находится в конверте.

- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.

(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,

Вторая — гиря, значит тяжёлое,

Третья — природа, значит находится в природе,

Вытянутая капля - вытягивается,

Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.

- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?

- Послушайте загадку об этом веществе.

Гончар для меня разведёт жаркий пламень.

Сухая, я твёрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.

- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.

- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?

- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.

(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)

- Посмотрите, какого цвета глина?

- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.

- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)

- Можно сказать, что глина сыпучая?

- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?

- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.

- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

- У нас глина какая?

- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?

(Предположения детей)

- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?

(Глина впитала воду и стала тёмной)

- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?

- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)

- Да, глина плохой проводник воды.

- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?

(Она быстро просачивалась через песок)

- Какой вывод можно сделать?

(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)

- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)

- Какой стала глина?

(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)

- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.

- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.

- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём,

до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала,

чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим,

слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите».

- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)

- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Сели за столы.

- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.

- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.

- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.

- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.

- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.

- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?

Дети из глины создают разнообразные изделия.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности...

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»

Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...

Читайте также

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...

Конспект по физическому развитию «Петушок»

Конспект по физическому развитию «Петушок» Вторая младшая группа Задачи: Образовательные: упражнять детей в ходьбе и беге всей группой за воспитателем; упражнять в ходьбе и беге...