НОД с детьми подготовительной группы по теме «Чудесная глина»
Задачи:
- Формировать представление о глине, как основе гончарного производства;
- Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);
- Обогатить представления детей об использовании глины человеком;
- Способствовать развитию творческого потенциала через игровую импровизацию;
- Воспитывать умение слышать взрослого, учить основам взаимопомощи.
Оборудование:
Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.
Используемая литература:
О.А.Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой». Москва ЗАО «Элти-кудиц» 2012
ХОД НОД:
(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)
- Ой, ребята посмотрите!
Нас с утра почтальон навестил
И письмо заказное вручил
Он просил вас срочно прочитать
И то, что в коробке,
Самим догадаться, узнать.
- а подсказка находится в конверте.
- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.
(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,
Вторая — гиря, значит тяжёлое,
Третья — природа, значит находится в природе,
Вытянутая капля - вытягивается,
Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.
- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?
- Послушайте загадку об этом веществе.
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая?
- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.
- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.
- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?
- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.
(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)
- Посмотрите, какого цвета глина?
- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.
- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)
- Можно сказать, что глина сыпучая?
- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?
- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.
- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
- У нас глина какая?
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?
(Предположения детей)
- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?
(Глина впитала воду и стала тёмной)
- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?
- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)
- Да, глина плохой проводник воды.
- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?
(Она быстро просачивалась через песок)
- Какой вывод можно сделать?
(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)
- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.
(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)
- Какой стала глина?
(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)
- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.
- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.
- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.
(Плотно прижались друг к другу)
Сели за столы.
- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.
- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.
- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.
- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.
- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.
- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?
Дети из глины создают разнообразные изделия.
Читайте также |
---|
Беседа «Чистота - залог здоровья»
Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...
Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста
Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности...
Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки»
Занятие по конструированию «Коробочки для сороконожки» Задачи: Формировать умение конструировать коробочку из строительного материала по образцу. Познакомить со способом конструирования коробочки из четырех...