Интегрированное занятие в старшей группе по осознанному восприятию и заучиванию стихотворения на основе синтеза искусств по теме «Весна»

Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель: Осознанное восприятие и заучивание стихотворения на основе синтеза искусств.

Задачи:

Образовательные:

  1. Вызвать интерес у детей к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.
  2. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения.
  3. Учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства.
  4. Показать ладовую зависимость и выразительность интонации в передаче настроения в музыке.
  5. Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, музыки, живописи.
  6. Совершенствовать умение детей создавать сюжетные композиции по литературному тексту (Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»), самостоятельно выбирая выразительно-изобразительные средства.
  7. Закреплять у детей умение читать стихотворение выразительно.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей выражать свое эмоциональное отношение к созданию сюжета о пробуждающейся природе в соответствии с содержанием стихотворения, соединяя в сюжете поэтические образы с реальными.
  2. Развивать слуховое и творческое воображение.
  3. Развивать восприятие, внимание, память и ассоциативное мышление.
  4. Развивать чувство цвета, формы и композиции.
  5. Развивать тембровый слух, чувство ритма.
  6. Развивать умение использовать разные приемы игры на музыкальных инструментах для передачи стихотворных образов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к заучиванию стихотворных текстов.
  2. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа: наблюдения в природе за весенними изменениями: таяние снега, голубизна неба, первые проталины, появление ручейков, капель, изменение птичьих песен и поведения птиц. Рассматривание иллюстраций о весне. Знакомство со стихотворениями И. Токмаковой «Весна», Я.Колас «Песня о весне». Самостоятельная художественная деятельность детей по отражению в детских работах весенних изменений в природе.

Словарная работа: полуденный, проталина, работяга, зал живописи, зал музыки, творческая мастерская.

Индивидуальная работа: Воспитывать любовь к литературным произведениям – Маша К, Аня Т; учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог – Ксюша Ц, Дима П.

Материал к занятию: Картины - «Пробуждение весны» Жуковский, «Грачи прилетели» Саврасов, фотоальбом по стихотворению «Возвращаются певцы» Г Ладонщикова, музыкальные инструменты – ксилофон, металлофон, маракас, колокольчик, коробочка, тонированные листы для творческих работ, фломастеры, восковые мелки, гелиевые ручки,

Ход:

Организационный момент:

Воспитатель и дети приходят в гости к Кисточке. Кисточка рассказывает детям, сколько красивого и прекрасного она увидела, посмотрев в окно.

Вопросы:

- Что может быть прекрасным?

- Что из прекрасного может быть весёлым и радостным? (весёлый день с друзьями, радостный день рождения.)

- Может быть светлым и добрым? (добрая песня мамы..)

- Через какие виды искусства мы можем познакомиться с прекрасным? (живопись, музыка, художественная литература)

Мини – итог: Прекрасное учит добру, отзывчивости, жалости, помогать всем добрыми делами и поступками. Нас окружает прекрасный мир.

Кисточка приглашает вас дети в музей искусства.

1 часть:

Пробуждение весныПервый зал – зал живописи. Обратите внимание на репродукцию картины знаменитого художника Жуковского.

- Как выдумаете, какое время года изобразил художник? Да эта картина называется «Пробуждение весны», написал её художник Жуковский.

-Рассмотрите внимательно, какие приметы весны старался изобразить художник, которые указывают на пробуждение (небо голубое, ярко голубое, лучи солнца, проталины).

- Что такое проталина? От чего она появляется?

- Вы правильно всё отметили. Именно первые проталины, яркие лучи солнца, говорят о пробуждении весны.

Грачи прилетелиОбратите внимание на репродукцию картины художника Саврасова, который назвал ее «Грачи прилетели».

- На этой картине, какое время года изображено?

- Это начало весны или середина?

- Как вы догадались?

- Вы правильно заметили, ребята, что птицы прилетают в середине весны и сразу начинают вить гнёзда.

- Что значит вить гнёзда? (строить)

Мини – итог: На картинах мы увидели, как художники изобразили весну, глядя на них смогли рассказать о признаках прекрасного времени года - весна.

Следующий зал – зал музыки.

Муз. рук: О весне может рассказать не только живопись, но и другие виды искусства. Какие? Я вас приглашаю в зал музыкального искусства.

- Можно ли рассказать о весне при помощи музыки и танца?

- Когда соединяются музыка и танец, это какой вид искусства? Я предлагаю послушать музыкальное произведение композитора Чайковского «Подснежник» и при помощи движений изобразить маленький, нежный, весенний цветок.

Пластический этюд «Подснежник»

В. Ребята, вам удалось при помощи движений изобразить первый весенний цветок - подснежник.

- А из каких источников можно ещё узнать о признаках весны? (в книге)

- Как вы думаете, кроме живописи, танца, музыки какое искусство еще может рассказать о весне? (художественное слово)

2 часть

Кисточка для вас приготовила книгу с весенними стихотворениями.

- Кто скажет, что такое стихотворение и кто их пишет? (небольшое поэтическое произведение, пишут поэты).

Присаживайтесь удобно на стульчики и послушайте (в сопровождении музыки)

Стихотворение

Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка и дрозд

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

В.  - Как сказано в стихотворении о пробуждении весны?

- Почему именно на проталинке вырос подснежник?

- Кого называют работягой и певцом? Почему?

- Какие птицы в стихотворении строят гнездо и носят соломинки?

- Предлагаю выучить стихотворение, а поможет нам в этом фотоальбом. Мой альбом рассыпался. Я думаю, вы мне поможете собрать, но для этого надо вспомнить стихотворение. Кто помнит первую строчку – найдите картинку к этой строке, и повтори ее…(так собирается весь альбом)

Чтение детьми по цепочке по строчке.

Муз. Рук: Ребята, сегодня мы с вами попробуем озвучить это стихотворение с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите внимательно и скажите, при помощи каких инструментов мы можем изобразить

  • восход солнца и ручей? (металлофон)
  • Какой музыкальный инструмент поможет изобразить подснежник? (колокольчик)
  • Как можно изобразить прилет скворцов? (маракасы)
  • Какими музыкальными инструментами можно изобразить воробьев? (металлофон)
  • Какие музыкальные инструменты помогут изобразить строительство гнезд? (ксилофон, коробочка)

«Возвращаются певцы» Г. Ладонщиков

От полуденных лучей           - металлофон стаккато

Побежал с горы ручей.           - металлофон глиссандо

И подснежник маленький     -  колокольчик        

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-        - маракас          

Работяги и певцы,                 -  окарина        

Воробьи у лужицы                   - металлофон стаккато

Шумной стайкой кружатся.     - металлофон тремоло  

И малиновка и дрозд                 - коробочка              

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики             - ксилофон глиссандо

Птицы по соломинке.

Наш оркестр будет озвучивать стихотворение на музыкальных инструментах, а остальные вместе с Л.В. рассказать его, выходите…

Мини итог: Наш оркестр прозвучал слаженно. Мы показали, как можно необычно изобразить весну. Уверена, эта музыка помогла запомнить стихотворение «Возвращаются певцы».

3часть: Кисточка приготовила для вас художественные материалы с помощью которых вы можете сами стать художниками. Предлагаю разделить наше стихотворение. У каждого ряда будет свой рисунок. Послушайте (дети прослушивают четверостишие и дорисовывают к нему недостающие предметы).

Презентуйте свои рисунки друзьям и гостям строчками из стихотворения.

Мини – итог: Эти рисунки мы повесим   в раздевальной комнате, они помогут вам рассказать стихотворение родителям и гостям нашей группы.

Итог занятия:

Кисточка. Сегодня мы совершили экскурсию в музей искусства и поговорили о прекрасном времени года – весне. Больше наблюдайте за всем, что вас окружает. Заботьтесь о птицах, цветах весной. Берегите и охраняйте красоту окружающего мира. Мне было интересно с вами. До новых встреч.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net”

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net” Образовательный ресурс wordwell.net предназначен для создания и использования различных интерактивных заданий. На...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»

Читайте также

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Роль туристско-краеведческой деятельности в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто, духовно общаясь с ним...