Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Насекомые (пчелы)»

Цель. Расширить представления детей о пчелах.

Интегрированные области: познание, труд, здоровье, коммуникация.

Задачи:

«Познание». Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства. Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.

«Здоровье». Сформировать у детей представление о пользе продуктов пчеловодства для человека. Воспитывать бережное и уважительное отношение к окружающей природе, к насекомым.

«Труд». Учить детей сажать семена цветов.

«Коммуникация». Развивать диалогическую речь.

Словарная работа: улей, трудолюбивая пчела, нектар, соты, пчеловод.

Оборудование: цветущие комнатные растения, одноразовые ложки слайды по теме «Насекомые. Пчела», кусочки пчелиного воска на каждого ребенка, цветы из картона для подвижной игры, контейнеры с грунтом, семена цветов, стеки, вода для поливки.

Ход

- Когда мне было 6 лет, также как и вам сейчас, я любила бывать у дедушки в деревне. Дедушка всегда угощал меня мёдом.

- Вы знаете, что такое мёд? (его пчелы приносят)

- Где пчелы берут мёд? (достают из цветков)

- Вы хотите поесть мёда?

- Давайте мы с вами наберем мёда из цветков?

Воспитатель раздаёт детям ложки, выставляет горшки с комнатными цветами. Выясняется, что меда там нет.

- А где же тогда берут мёд пчёлы?

- Вы правильно сказали, что мёд приносит пчела, вот и давайте отправимся к её дому и проследим за ней.

- Где живёт пчела? (Пчела живёт в улье)

Воспитатель показывает слайд с изображением пасеки

- Мы с вами оказались на пасеке. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков (хором повторяют новое слово).

- Как называются домики, в которых живут пчёлы? (ульи)

- В каждом улье живёт пчелиная семья (слайд с изображением улья, на котором виден вход в улей).

- Видите, возле входа стоят пчёлы, которые не заходят в улей и не улетают от него. Как вы думаете, что делают эти пчёлы? (это охранники, они охраняют вход в улей, чтобы чужая пчела, или оса, не смогла проникнуть в дом).

- Смотрите, одна пчела выходит из домика и куда-то собирается улететь. Как вы думаете, куда? Давайте за ней проследим.

- Смотрите, как далеко она улетает от своего дома. Пчёлы могут очень далеко улетать от своего дома и никогда не заблудятся.

- Почему? (Потому что перед тем, как вылететь, хорошо изучают территорию).

(Слайд с цветочной поляной).

- В полете пчела с удивительной точностью замечает мелькающие внизу цветы.

- Как вы думаете, пчела видит так же как мы с вами, или как-то по-другому? Как? (Синий, желтый, белый и черный цвета пчела различает. А вот красный цвет ей кажется скучным, серым).

- Поэтому, пчела узнает цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Для этого у неё есть специальные усики (слайд).

- Наша пчела села на цветок. Она что-то собирает, а мы пока с вами поиграем на цветочной поляне.

Подвижная игра «Найди себе цветок».

По кругу разложены цветы (на один - два меньше, чем играющих). Под музыку Н. Римского-Корсакого «Полёт шмеля» дети «летят», как только останавливается музыка – «пчелки» занимают цветы. Оставшийся без цветка – выходит из игры. Игра продолжается.

- Пока мы играли, пчела уже что-то собрала, посмотрите. Как вы думаете, что у неё в лапках? (рассуждения детей)

- Это нектар. Нектаром называют прозрачную густую жидкость, сладкую на вкус. Много ли в одном цветке нектара? (всего одна капелька)

- Нектар жидкий и пчёла смешивает его с сухой цветочной пыльцой. Пыльца у вас всегда остаётся на носу, когда вы нюхаете цветы. С помощью пыльцы нектар становится твёрдым и пчела может взять его в лапки.

- Смотрите, наша пчела собрала нектар и летит обратно в улей (слайд).

Как вы думаете, пустят ли в улей пчелу? Отправимся за ней.

- Сколько тут пчёл? (много) Все эти пчёлы – большая семья. Как вы думаете, у них есть мама? (матка, самая длинная из всех пчёл) (слайд). Матка откладывает яйца, из которых затем появляются молодые пчёлки. Матка никогда не выходит из улья. Как вы думаете, почему? (Она может погибнуть от ветра или внезапного дождя и тогда вся огромная семья останется без мамы и тоже погибнет).

- Посмотрите, наша пчела закладывает нектар в ячейку. Кто знает, как называются эти ячейки? (соты) Почему они так называются? (их много, сотни) Как вы думаете, откуда пчёлы берут соты? (рассуждения детей)

- Соты делают сами пчёлы из воска. У пчел есть восковые железы, которые выделяют воск. У вас есть слёзные железы, и когда вам больно, то слёзы льются из глаз, потому что работают такие каналы в нашем организме, которые называются железами. У пчел тоже есть такие каналы, только они выделяют не капельки слёз, а капельки воска.

- Давайте посмотрим, что лежит на тарелочках? (соты, воск)

Дети садятся на места, у каждого на тарелочке лежит кусочек восковых сот.

- Какого цвета воск? (зелёный, коричневый)

- Чем пахнет воск? (мёдом)

- Посмотрите на ячейки, какой они формы? (шестиугольной)

- Попробуйте на вкус кусочек воска. (не имеет вкуса)

- Попробуйте смять кусочек воска. Какой он? (как пластилин, пластичный, мягкий).

- Как вы думаете, что делают из воска? (поделки, крем для обуви, свечи).

- Благодаря своим свойствам, воск очень нужен не только пчёлам, но и человеку.

- Когда ячейка сот заполняется нектаром, то пчёлы запечатывают её воском. Что происходит дальше? И вот тут я вам открою один секрет: в запечатанной ячейке происходит превращение нектара в мёд.

- А как же люди берут мёд у пчёл, ведь они кусаются? (предположения детей)

- Мёд у пчёл забирает специальный человек, который ухаживает за пчёлами и работает на пасеке. Как называется профессия этого человека? (пчеловод, пасечник)

- Для чего нам нужен мёд? (лакомство, лекарство, мед используют ухода за лицом, в кулинарии).

- Как вы думаете, легко ли получить мёд? Чтобы получилась ложка мёда, 200 пчёлам нужно целый день летать за нектаром на цветочную поляну.

- Как можно сказать про пчёл, какие они? (трудолюбивые) Есть такая поговорка: «Трудится как пчёлка!» О каком человеке так говорят?

- Вот сколько пользы пчёлы приносят человеку! А что мы можем сделать для пчёл полезного? (не срывать цветы, сажать больше цветов)

- Можно ли сейчас посадить цветы на нашей клумбе? (нет, они замёрзнут)

- Как же нам сделать так, чтобы пчёлам принести пользу и чтобы семена не замерзли? (посадить семена в горшочки)

- Хотите помочь пчёлам? Справитетесь?

- Подходите, я вам расскажу, как сажать семена цветов. (Краткое объяснение).

Дети на местах сажают семена цветов в грунт, у каждого свой горшочек. По окончании работы подводится итог:

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Что узнали нового?

- Что было бы, если бы не было пчёл? 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рисование цветным графитом с детьми 2-3 лет. Оформление рисунка в…

Рисование цветным графитом с детьми 2-3 лет. Оформление рисунка в технике паспарту Приоритетным направлением в работе с детьми 2 – 3...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...

Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для…

Конспект НОД по рисованию в технике кляксографии «Весёлые капельки» для детей 4-5 лет В. Здравствуйте ребята! Дети отвечают. В. Кто мне скажет какое время...

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов»

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов» Цель: - выявление творческих детей и родителей. Задачи: - развивать творческие способности детей; - знакомить детей с...