«Удивительное рядом»
(конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы)
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о жизни леса.
1. Обучающие задачи:
- формировать представление о том, что человек ─ часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранять ─ обязанность человека;
- дать представление о том, что растения ─ живые существа, причем, очень хрупкие;
- расширение и уточнение представлений детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, грибах.
2. Развивающие задачи: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
3. Воспитательные задачи:
- формировать бережное отношение к миру природы;
- формировать умение договариваться и помогать своим товарищам;
- закрепление умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветки деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т.п.).
Оборудование:
- мультимедийное устройство,
- магнитофон,
- листочки от разных деревьев,
- заготовки для мнемотаблиц с примерами,
- карточки с лекарственными растениями,
- кроссворд "Грибы",
- карточки со словами.
Предварительная работа:
- экскурсия в Нижний парк;
- экскурсия на Петровский огород;
- рассматривание иллюстраций;
- рисование ─ "лекарственные растения";
- чтение ─ В.Бианки "Лесная газета";
- чтение энциклопедии"Жизнь леса";
- составление загадок о растениях и грибах;
- заучивание стихов, песен, пословиц о лесе;
- чтение рассказа "Лесные силачи" (Н.Сладков);
- чтение сказки "Федот, да не тот" (Н.Сладков);
- беседа "Зеленая аптека, или если посмотреть на природу взглядом врача".
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Как вы думаете, кто нам его мог прислать.
Дети: Это письмо нам могла прислать сорока из леса. Она все знает о лесе.
Воспитатель: Давайте прочитаем, о чем нам пишет сорока. Да ведь здесь только один белый лист! А где же письмо? Может она забыла его нам написать?
Дети: Делают предположения.
Воспитатель: Да, в давние времена, когда кто-нибудь не хотел, чтобы его письмо прочитали, писали невидимыми чернилами. А из чего сделаны невидимые чернила?
Дети: Делают предположения (из молока, из сока лимона и т.п.)
Воспитатель: А как сделать, чтобы невидимые чернила стали видимыми?
Дети: Погреть над лампой или свечкой, провести горячим утюгом.
Воспитатель: А могут все это делать дети самостоятельно?
Дети: Нет, только со взрослыми. Это опасно.
Воспитатель: Проводит горячим утюгом по письму. Появляется слово "SOS", звучит сирена (слайд № 1).
Воспитатель: Ребята, а где у нас живет сорока? (слайд № 1).
Дети: В лесу.
Воспитатель: А может это лес просит нас о помощи и почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поможем лесу! Вот только как мы до него доберемся?
Дети: Делают предположения (самолетом, автобусом, поездом).
Воспитатель: Сегодня мы поедем поездом, но для этого надо знать его номер. Первая цифра номера поезда меньше восьми на семь (1), а вторая — больше шести на два (8). Какой же номер поезда?
Дети: Восемнадцать.
Воспитатель: Правильно. А чтобы нам всем было весело, мы поедем в одном вагоне. Номер нашего вагона меньше десяти на три. И так, в каком же вагоне мы едем?
Дети: В седьмом.
Воспитатель: Правильно. А кто, на каком месте будет ехать, каждый узнает по результату решенного примера. Место занимайте сразу, как решите свой пример. (Слайд № 3. Сорока дает первый листок. Слайд № 4).
Вот и лес,
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
И вот мы оказались в лесу. А какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Что же происходит осенью в лесу?
Дети: Деревья, кусты, птицы и звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Ребята, а вы слышали что-нибудь о лесных этажах? Какие они бывают?
Дети: Да.
─ мхи;
─ травы;
─ грибы;
─ кустарники;
─ деревья.
Воспитатель: А кто помнит стихотворение о лесных этажах?
Дети: Декламируют стихотворение.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает нам еще один листок. (Слайд № 5). А с какого дерева этот листок?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как люди еще называют лес?
Дети: Легкие Земли.
Воспитатель: А почему?
Дети: Там чистый воздух, вода, растения.
Воспитатель: Когда люди идут в лес, они не хотят нанести ему вреда, но сами не желая, причиняют ему боль. Чтобы этого не происходило, нужно знать, что можно делать в лесу, а что нельзя.
Вы у меня знатоки природы. Сейчас вы постараетесь заполнить мнемотаблицу, как надо вести себя в лесу.
Дети: 2-3 человека рассказывают по своим мнемотаблицам.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает вам еще один листок. С какого дерева листок? (Слайд № 6).
Дети: Ответ детей.
Воспитатель: Вот мы с вами вышли на полянку. Встали в круг. (Физкультминутка).
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помахали —
Это к нам птицы летят:
Как они сядут, покажем,
Крылья сложим назад.
Ребята, а кто знает пословицы о лесе? (Слайд по пословицам)
Дети:
Лес — богатство и краса.
Береги свои леса.
Много леса — не губи,
Мало леса — береги,
Нет леса — посади.
Рощи да леса — всему краю краса.
Зеленый наряд — радует взгляд.
Срубленное дерево — не вырастет.
Будет дождь — будут и грибы.
Сломать дерево — секунда, а вырастить — годы.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Весна красна цветами, а осень — плодами.
Воспитатель: Молодцы ребята! Сорока дает вам еще один листок. С какого дерева листок? (Слайд № 7).
Дети: Ответ детей.
Воспитатель: Вот мы с вами и вышли на поляну «не болейку». А почему так называется эта поляна?
Дети: А на ней растут лекарственные растения.
Воспитатель: Правильно ребята. Часто бывает, что у нас случаются неприятности — царапины, ушибы или укусы какого-нибудь насекомого. Растения могут вам помочь, если вы будете знать, как правильно использовать.
Дидактическая игра «Какое растение выручит?».
Дети: Дети называют растения и рассказывают, как ими можно лечиться, как то или другое растение помогает человеку (могут быть рассмотрены картинки).
Воспитатель: Молодцы, вы много знаете про лекарственные растения. Какую они приносят пользу. За это сорока прислала еще один листок. С какого он дерева?
Дети: Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, а вы умеете разгадывать загадки? (Кроссворд "Грибы").
Лета первая примета: под березкой, в холодке
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.
(Подберезовик).
Он в осиннике родился,
Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем:
Шляпка красная на нем.
(Подосиновик)
Вдоль лесных дорожек много белых ножек,
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки).
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Масляную шапочку нашел.
(Масленок).
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички — золотистые … (Лисички).
Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три — и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый я тебя найду.
(Боровик).
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой.
(Моховик).
Дети: Разгадывают загадки и кроссворд.
Воспитатель: Молодцы ребята! А какие несъедобные грибы вы знаете?
Дети: Белая поганка, мухомор, ложные опята, ложный белый.
Воспитатель: Правильно, а можно ли поганки топтать в лесу?
Дети: Нет, они приносят пользу животным.
Воспитатель: Правильно. А сейчас ребята давайте поможем ежику пройти по схеме и узнаем, что он нашел. (Дидактическая игра "Пройти по схеме").
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились!
Письмо грибов.
Нам нравится, когда нас бережно собирают, варят, жарят, сушат и маринуют. Только мы просим, никогда не разрывайте лесную подстилку, там где мы растем, не разрушайте наши корни ─ грибницу. Иначе нашим братьям и сестрам никогда не вырасти, они погибнут. Ждем вас в гости.
Грибы.
Мы получили еще один листок за сделанное задание.
Сорока принесла вам листочки со словами. Эти слова можно прочитать, если зачеркнуть все "я" кроме первой. Садитесь на свои места и выполняйте задание.
Дети: Выполняют задание и читают:
я молодец;
я умница и т.д.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по лесу. Что понравилось вам в этом путешествии.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много у нас листочков. И на каждом листочке есть буквы. Если их сложить, то какое слово получится?
Дети: "Спасибо".
Воспитатель: Молодцы ребята! Лес благодарит вас и хочет подарить вам подарок. А где же наш подарок?
Дети: У пенька. Спасибо лес.
Воспитатель: А сейчас мы вернулись в детский сад.
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...
Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего…
Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста (Из опыта работы)
Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…
Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»