Непосредственно образовательная деятельность «Кому нужна вода»
для детей подготовительной к школе группы
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация.
Задачи:
- Воспитывать у детей любознательность, познавательный интерес к живой и неживой природе.
- Воспитывать бережное, осознанно правильное отношение ребёнка к природе. Развивать психологические процессы: способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения, стремление экспериментировать.
- Развивать творческое воображение.
- Систематизировать знания детей о воде, её значении для всего живого. Продолжать учить самостоятельно выбирать набор и объём трудовых действий по уходу за растениями, учитывая их характерные особенности и биологические потребности.
- Познакомить детей с различными способами очистки воды.
Материал: Спиртовка, колба, лист растения, глобус, картинки с изображением животных, растений, человека, предметов рукотворного мира, ёмкость с мутной водой, стаканы с воронкой по количеству детей, ткань, салфетка, почва, песок, камешки, глина, вата, уголь, кисточки, вода, картинки с изображением моря, болота, пустыни, листы бумаги с изображением капельки, фломастеры.
Ход.
Воспитатель: Загадывает детям загадку:
В морях и реках обитает
Но чисто по небу летает
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
- Почему вы решили, что это вода?( Ответы детей)
- Ребята, а что такое вода? (Жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная и т.д.)
- А где в природе есть вода? (В реке, море, в ручейке, в болоте, в воздухе, в виде снега, льда. Вода – это дождь, снег, град, роса, облако, иней, радуга, рисунок на стекле.)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, где еще есть вода? (Да) Мы сейчас с вами отправимся в лабораторию. А что такое лаборатория и что там делают? (В лаборатории проводят опыты. Следят за изменениями веществ во время опыта)
Воспитатель: Итак, я буду профессором – руководителем экспериментальной работы. А вы – моими лаборантами и старательно будете мне помогать. Лаборанты! Приготовится к работе. (Дети надевают белые халаты)
Опыт № 1
Воспитатель: У меня есть сухая почва. Как вы думаете, в ней есть вода? Давайте проверим. (Ответы детей)
- Насыпаем в колбу немного почвы, поставим колбу над пламенем спиртовки. Через несколько минут на стенках колбы появятся капельки воды.
- Значит, какой мы можем сделать вывод? (В почве есть вода).
Опыт №2.
Воспитатель: Вот у меня лист колонхоя. Как вы думаете есть ли в нём вода? (Ответы детей) Давайте проверим. Предлагаю выдавить на стекло сок листика.
- Значит и в растении есть вода.
- А как вы думаете, есть ли вода в теле человека и животных?
(В крови – она состоит в основном из воды, в составе слюны, желудочного сока, в смазке суставов).
- Значит, мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоёмах, но и в почве, в растениях, в теле животных и человека.
- А теперь, ребята, посмотрите внимательно на глобус (быстро раскручиваю), какого он вам кажется цвета? (голубого).
- А ведь посмотрите, на глобусе есть жёлтые, зелёный и коричневый цвет. А почему он кажется голубым? ( Потому что на нём больше голубого цвета)
- Что изображают на глобусе голубым цветом? (Ответы детей)
- Значит на Земле чего больше, суши или воды? (Ответы детей) Вода на Земле занимает площадь большую чем суша, в 3 раза. Воды так много на Земле, а для чего же она нужна? (Ответы детей)
- Давайте поиграем в игру и определим кому же нужна вода.
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Воспитатель предлагает карточки с изображением животных, растений, предметов рукотворного мира, человека. Надо определить. Кому из них нужна вода и расположить по группам: растения, животные, рукотворный мир, человек.
- Какие картинки остались на столе? (Ничего не осталось)
- Значит, что у нас получилось? (Вода нужна всем)
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем нужна вода.
- А для чего нужна вода растениям? (Ответы детей)
- Животным? (Ответы детей)
- Предметам рукотворного мира? (Ответы детей)
- А для чего она нужна человеку? (Ответы детей)
- Всякая ли вода годится для нужд человека? (Пресная, чистая).
- А можно пользоваться водой из моря? (Нет, она солёная).
- А из реки? ( Можно, но её нужно вначале очистить).
- Где же очищают воду? (На водоочистительных станциях, сначала её очищают от крупных примесей, затем отстаивают, фильтруют, потом хлорируют, только потом вода попадает в кран).
- Так вот ребята, на Земле много воды, но чистой, пригодной для нужд человека, мало, и её становится всё меньше и меньше. А почему? (Её загрязняют заводы и фабрики различными отходами, с полей с дождевой водой поступают минеральные соли).
- Надо ли нам беречь воду? (Ответы детей)
- Как можно её беречь? (Закрывать краны, когда умываемся, сильно не открывать, устранять течь воды из труб, не загрязнять реки).
- Человек использует для своих нужд только чистую воду. (Ответы детей)
- А можем ли мы с вами превратить мутную воду в чистую? (Ответы детей) Давайте проведём исследования и определим чем же лучше очистить воду. У нас на столах есть воронки с различными материалами для фильтра. Каждый выбирает себе воронку с фильтром, эти воронки поместите в стакан. Налейте одновременно во все воронки одинаковое количество воды и наблюдайте, что произойдёт с водой.
- Какой фильтр лучше очищает воду? (Ответы детей).
- А теперь, ребята, давайте пройдём в уголок природы и посмотрим, нужна ли там вода. (Хомяку – его надо поить водой, мыть клетку. Рыбкам – они не могут без неё жить. Комнатным растениям – их надо поливать, мыть их).
- А сколько воды нужно цветам? (Всем по разному. Растениям у которых много мелких листьев, которые быстро растут надо много воды, их надо часто поливать, у которых длинные, плотные или мясистые листья надо мало воды). Надо проверить землю. Давайте мы с вами потрудимся и всех напоим водичкой.
- А сейчас давайте пойдём к нашему уголку – музею и посмотрим, что у нас там есть? (Дети подходят и рассматривают).
- У нас здесь есть панно: «Море», «Болото». «Пустыня», но мне кажется, что они безжизненны, на них чего-то не хватает. Как вы думаете, ребята? (Ответы детей)
- Вот у меня животные на картинках. Давайте мы с вами расселим их в море, в болото, в пустыне. (Дети прикрепляют животных на липучках).
- А сейчас давайте поиграем. Выберем среди вас облачко, а вы все будете детки – капельки. (Выбираем облачко, одеваем шапочку).
Облачко: А ну, мои детки – капельки, отправляйтесь в путь. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь дождиком, полейте землю, растения, путешествуйте.
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками ( делают два ручейка, взявшись за руки). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла река и попала в большой – пребольшой океан (перестроение в круг). Плавали – плавали капельки, пригрело солнышко, стали капельки лёгкими, поднялись вверх к своему облачку ( подбегают к облачку).
Облако: Молодцы, капельки, хорошо путешествовали. Я вам в подарок принесло капельки цветные. А вы попробуйте оживить их. Дорисуйте фломастерами рисунок и постарайтесь, чтобы он состоял из капелек. (Дети дорисовывают рисунок)
- Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о воде. Что вы узнали интересного о ней? (Ответы детей)
Итак, ребята запомните навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни!
Читайте также |
---|
Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия…
Творческие игры и исследования через методические пособия, направленные на восприятия тактильных ощущений Цели и задачи: Развитие кинестетических ощущений (мышечные чувства). Развитие концентрации внимания...
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с…
Мастер-класс для воспитателей «Использование игр с песком на занятиях с дошкольниками» Современные образовательные инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Цель. Повышение...
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...