Конспект открытого занятия для детей подготовительной группы на тему: «Проказы Матушки-Зимы»

Предварительная работа.

• Формировать у детей представление о зиме как сезоне, наиболее не­благоприятном для жизни растений и птиц в природе, их приспособ­ленности к зимнему периоду.

• Формировать элементарное понимание зависимости между типичны­ми явлениями зимы, показать связи между живой и неживой природой путем опытно-исследовательской деятельности.

• Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в нежи­вой природе, пробудить эстетические впечатления детей, углубить их переживания, связанные с красотой русской зимы.

• Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

• Через общение с природой воспитывать у детей интерес к наблюдени­ям в природе, желание по-доброму относится к ней, сочувствовать птицам и животным. Формировать нравственно-ценный опыт обще­ния с природой, экологической культуры деятельности и поведения.

• Способствовать воспитанию социально-активной личности, способ­ной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно отно­ситься к ней.

• Активизировать словарь прилагательными: белая, белоснежная, пу­шистая,   хрустальная,   ледяная,   молчаливая,   спокойная,   знойная, вьюжная, морозная, холодная, блестящая, серебристая, искристая, колкая, лютая, трескучая, заснеженная,   заледенелая, задумчивая, скрипучая.

• Ввести в словарь детей названия птиц и слова, обозначающие их при­знаки

• Формировать осознанную мотивацию по обогащению и активизации словаря существительных и прилагательных.

• Воспитывать радость от умения свободно использовать широкий за­пас слов в общении с окружающими и выражении своих мыслей.

• Развивать доказательную, связную образную речь.

Ход занятия

Воспитатель: Я собрала вас сегодня в этом зале, потому что у меня есть экстренное сообщение. Случилась беда. Вы знаете, утром я шла в детский сад и около елочки нашла шишку с запиской. Давайте ее прочитаем.

«Я в плену у зимушки-зимы. Помогите. Следуйте по волшебным следам. Боровичок.»

Неужели зима напоследок решила напроказничать? Вы согласны отпра­виться в путь и помочь Боровичку? Но помните, чтобы помочь ему, нужны ум, внимание, смекалка и доброе сердце. Вы такими качествами обладаете? Тогда сложности нам нипочем. А как же мы попадем на экологическую тропинку? Давайте скажем волшебные слова. «Хлоп-хлоп, топ-топ, повернись, покружись и на экологической тропинке окажись!»

Ах, как здесь красиво! Мы на улице и опять оказались на нашей тропин­ке. А где же волшебные следы? Вот они. Давайте пройдем по ним и посмотрим, куда они нас приведут. Посмотрите, на какую остановку привели нас волшеб­ные следы (остановка «Почемучек») Эта остановка нам с лета хорошо знакома, так что можете занимать места на пеньках.

Как вы думаете, что это? (карта-схема экологической тропинки). Борови­чок не случайно оставил свою карту, он успел нанести на ней места остановок с помощью снежинок. Чтобы нам не сбиться с пути, давайте места остановок от­метим у себя на планшете.

Дети с воспитателем выполняют задание на планшете. В дорогу возьмем только один планшет.

Для того чтобы легче и быстрее найти Боровичка составим портрет Зи­мушки и узнаем ее характер. Из предложенных картинок выберите те, которые соответствуют зиме, и правильно расположите их.

Какая Зимушка-зима у вас получилась на портрете? Дети: Белая, белоснежная, пушистая, хрустальная, ледяная, молчаливая, спокойная, знойная, вьюжная, морозная, холодная, блестящая, серебристая, ис­кристая, колкая, лютая, трескучая, заснеженная, заледенелая, задумчивая, скри­пучая.

Воспитатель: Л теперь у вас задание посложнее: вы должны вспомнить

какими образными выражениями охарактеризовали зиму великие русские поэты.

Дети: Волшебница Зима, Матушка Зима, гостья Зима, чародейка, русская

молодка, белоснежная лебедка, белолицая молодецкая зима, величавая зима,

Зимушка зима, Зима Морозовна, Зима Метельевна, Мороз воевода.

Воспитатель: Теперь мы знаем характер Зимушки-зимы, она сказочна, Красива и своенравна, Я вижу вы совсем замерзли, сейчас я вас согрею. Я буду называть приметы зимы и если вдруг ошибусь, и вы услышите, что-нибудь дру­гое, то можно потопать.

Пришла Матушка зима Со снегами сыпучими, С морозами трескучими, С метелями дружными, Уважаемые господа, С шелковой травой, С жемчужной росой. Пришла Матушка-зима С метелями, вьюгами, С белыми снежком, С рыжим грибком.

Пришла Матушка зима И с собою принесла Лыжи и санки, Коньки и мячи, Клюшки и шайбы, Салазки и снежки.

Смотрю, вы уже согрелись, щеки ваши раскраснелись и мы с вами от­правляемся в путь. Посмотрите на планшет и скажите, на какую остановку мы с вами отправимся, (остановка елочка»).

Дети: Здравствуй елочка!

Воспитатель: Мы очень рады опять встречи с тобой. Спасибо, что ты нам сообщила какая беда случилась с нашим Боровичком. Помоги нам найти его (включаются лампочки на елочке).

Воспитатель: Мне кажется, что елочка согласилась, посмотрите, как за­искрились ее иголочки.

Звучит магнитная запись голоса елочки.

Елочка: Дорогие ребята!

Я очень рада встречи с вами — моими защитниками и любителями при­роды. Я вам помогу, если вы ответите на мои вопросы.

Воспитатель: Ребята порадуем елочку и выполним ее задания.

Елочка: (вопрос записан на магнитной записи). Как вы думаете, почему мы елочки остаемся зимой одни зелеными?

Дети: У елочки листочки -острые, колючие иголочки.

Иголочки твердые, кожистые, поэтому им не страшен мороз.

Иголочки покрыты восковым налетом, и они не испаряют влагу, поэтому не замерзают и остаются вечнозелеными.

Елочка; Кто нас елочек может обидеть?

Дети: Очень сильный ветер может поломать ветки у елочки, а молодую даже вырвать с корнем.

Если мало снега, ель ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Чело­век может обидеть елочку - под Новый год, срубив ее.

Жаркое солнце - может высушить иголочки, если летом долго нет дождя.

После обильного снегопада на ветвях ели лежит много снега, которые мо­гут их сломать.

Елочка: Как же вы помогаете елочке перезимовать зиму.

Дети: Мы прикапываем корни елочки снегом.

Во время сильного снегопада аккуратно стряхиваем снег с ее веток. Ле­том окапываем елочку, чтобы лучше влага поступала к ее корням. В засушли­вое лето поливаем елочку.

Воспитатель: Мы с вами прекрасно знаем, что, ухаживая за елочкой круглый год, может вырасти сильное и крепкое дерево. Такой елочке лучше пе­резимовать зиму.

Елочка: Назовите моих соседей, которые растут рядом со мной на тро­пинке? (дети перечисляют деревья). Почему они молчаливы, может, они за­мерзли, и погибли?

Дети: деревья не погибли, Целый год они трудились, а сейчас отдыхают и спят глубоким сном. Зимой замедляется сокодвижение, потому что земля про­мерзает и корни не могут впитывать влагу и питательные вещества.

Воспитатель: Вы правы, действительно, в связи с замедлением сокодви­жения деревья впадают в глубокий сон, потому что зимой нет необходимых ус­ловий для их роста и развития.

Чтобы доказать тебе елочка, что деревья не погибли мы с ребятами провелн эксперимент. После сильного снегопада мы гуляли на тропинке и подняли несколько поломанных веточек.

Посмотрите на эти веточки и скажите, какие они?

Дети: В этих веточках нет жизни. Кажется, как будто они засохли. Они находятся в состоянии покоя.

Воспитатель: Действительно, эти веточки еще находятся в состоянии покоя, они молчаливы, как деревья на экологической тропе.

Сейчас я вам покажу веточки, которые мы поставили в вазу две недели тому назад. Что вы можете о них рассказать? На них появились листочки?

Дети: Они растут и развиваются. Они ожили.

Воспитатель: Почему среди зимы эти веточки распустились? Какой же вывод мы с вами можем сделать, чтобы удивить елочку.

Дети: Деревья зимой не замерзли. Просто на улице нет благоприятных условий для их роста, а чтобы выжить в морозные дни они находятся в состоя­нии покоя.

Воспитатель: Когда они вновь оживут? (весной, когда ярко засветит солнце).

Весной ласково пригреет весеннее солнышко, задышит, оживет земля и проснуться после долгой спячки величавые деревья. Зашелестят своими моло­дыми листочками, и наша елочка сможет с ними переговариваться.

Елочка мы тебя успокоили, выполнили все твои задания, и ты нам помоги найти Боровичка,

Магнитная запись — голос елочки.

Елочка: Спасибо, милые знатоки природы. Возьмите лыжи и следуйте на следующую остановку, может быть там, найдете Боровичка.

Воспитатель: Посмотрите на планшет И скажите, какая следующая оста­новка на нашем пути. («Птичье дерево») Воспользуемся советом елочки И вста­нем на лыжи.

Дети скользят, имитируя движение лыжника. Если солнце печет Хорошо, хорошо. Если дождик идет Хорошо, хорошо. Если холод и снег Будет лыжный пробег. Нам, ребятам всегда хорошо.

Воспитатель: Снимем лыжи, оставим на лыжне, а сами подойдем к птичьему дереву. Какие птицы чаще всего прилетают к нему?

Приглашаю вас сесть на жердочки, как птички и вспомнить о наших вер­ных друзьях — птицах.

Часто к «птичьему дереву» прилетают сороки. Какими прозвищами за их характер и особенности человек наделил сороку?

Часто наши кормушки посещают воробьи, мы наблюдаем за ними. Каки­ми они нам показались?

Вместе с дружными воробьями к кормушкам прилетают и синицы. Что вы можете рассказать о них?

Иногда за нами во время прогулок наблюдают вороны. Какими они вам показались?

Наш рябинник посещают северные гости? Кто они? (снегири, свиристе­ли). Как же человек еще величает свиристелей?

Вы оказались наблюдательными и много зимующих птиц заметили у себя на участке. Я хочу, проверить знаете ли вы их особенности и повадки, поиграв с вами в игру «Закончи предложение».

Синичка маленькая, а ворона — (большая).

У воробья клюв маленький, а у клеста — (крестообразный).

Сорока стрекочет, а ворона — (каркает).

Воробей зимующая птица, а ласточка — (перелетная).

Сова спит днем, а ночью — (охотится).

Снегирь лакомится ягодами рябины, а запасы на зиму делает — (синица).

Без птиц вряд ли возможно представить живую природу, открывающие свои тайны тому, что умеет быть наблюдательным.

Вы мои маленькие следопыты доказали, что вы очень наблюдательны. Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей).

Птицы приносят, огромную пользу человеку истребляя вредных насеко­мых. И в тоже время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой) благодаря яркому оперенью, оригинальной внешности и своеобразному «пению».

Воспитатель: А как еще мы можем помочь птицам?

Дети: На птичьем дереве мы развесили кормушки, и каждый день, выхо­дя на улицу, мы расчищаем их и подсыпаем корм.

Воспитатель: Мои маленькие птенчики, сейчас я вас покормлю. Из предложенного обеда вам нужно выбрать зимний корм и правильно разложить по птичьим кормушкам.

Дидактическая игра «Птичья столовая».

Воспитатель: Трудно приходится птицам, особенно, в конце зимы, когда оставшийся с лета корм почти уже съеден. Мы с вами, обязательно, ребята должны продолжать подкармливать птиц. Они с удовольствием будут приле­тать в птичью столовую.

После птичьего обеда на снегу остаются следы и по ним можно узнать многое, если умеешь читать «белую книгу» зимней тропинки. Попробуем и мы с вами прочитать ее. Может тогда, быстрее найдем Боровичка.

Как вы думаете, кому принадлежат эти следы?

Дети: Эти следы небольшой птицы. Она передвигается прыжками, пото­му что крестики следов расположены рядом.

Воспитатель: Как вы думаете, какой птице может принадлежать эти сле­ды? Тогда рассмотрим эту цепочку следов, что вы можете рассказать о ней.

Дети: Это следы крупной птицы. Она делает большие шаги. Она пере­двигается шагом, потому что крестики расположены друг от друга.

Воспитатель: Какая птица может оставить такие следы? (ворона, сорока, галка). Это следы, какой птицы?

Дети: Это не птичьи следы, а человека.

Воспитатель: Чтобы узнать точно, кто сегодня обедал у нашего дерева, вы должны собрать мозаику и найти хозяина следов.

Оказывается, боровичок побывал около птичьего дерева. Давайте по­смотрим, куда приведут нас следы боровичка.

Мы с вами вернулись опять на поляну «почемучек» и следы привели нас к снежному сугробу.

Мы знаем, что у природы глубокий зимний сон, но жизнь под сугробами.

Попробуем разгрести снег до земли. Глазам нашим открывается порази­тельное видение. Вот оказывается зима, куда спрятала нашего Боровичка.

Вылезай наш любимый учитель природы. Сейчас я тебя согрею и одену шубку. Не зря ты с нами дружишь. Это ребята тебя спасли от лютых оков зимы. Ты убедишься, что мы прилежные ученики и настоящие любителя и знаток» природы.

На пиктограммах отметьте, зелеными кружками как человек заботится о птицах, а красным кружком — выделите неправильное провидение человека у птичьих гнезд.

Ребята, Боровичок благодарит вас и дарит вам подарки как будущим эко­логам вот эти медали.

Кто такие экологи?

Что у вас нарисовано на медалях. Птицы, растения, животные, человек — это и есть экология, наука об общем доме. Домом для каждого человека являет­ся улица, город, лес, даже экологическая тропинка на которой мы часто гуляем. Свой дом надо любить, быть в нем добрым, заботливым хозяином.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке»

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы «Поможем Золушке» Задачи: Закрепить представление детей о геометрических фигурах, цифрах, знаках. Упражнять в выполнении действий сложения...

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для…

Сценарий праздника ко дню 8 марта «Поиграем в магазин» для детей 4-5 лет Звучит песня «Весна пришла». Дети «цепочкой» входят в зал...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью. Тема «Сталинградская битва» 80…

Занятие по ознакомлению с социальной действительностью Тема «Сталинградская битва» 80 лет освобождения от фашизма Цель: Формировать мировоззрение ребёнка на основе исторических...

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября...